• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 8 «А» класса на 2015/2016 учебный год Составитель программы: Кузнецова В. Г. учитель русского языка и литературы

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 8 «А» класса на 2015/2016 учебный год Составитель программы: Кузнецова В. Г. учитель русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Товарковская СОШ 1»

__________ Е.А. Абрамова

Приказ № _____

от « ___» _______ 20 ____ г.

РАССМОТРЕНО

Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы

МКОУ «Товарковская СОШ 1»

_________ Г.М.Самсонова

Протокол №____

от « ___» ____________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МКОУ «Товарковская СОШ 1»

__________ Т.В. Ошкина

« ___» ________ 20__ г.

ПРИНЯТО

Решением Педагогического совета МКОУ «Товарковская СОШ 1»

Протокол №1

от «____» _____ 20 _____ г.






Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»

для 8 «А» класса

на 2015/2016 учебный год








Составитель программы: Кузнецова В.Г.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории




















Пояснительная записка

Современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения язык и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Элективный курс «Комплексный анализ текста» составлен на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, адаптирован, использованы материалы авторской программы учителя русского языка и литературы .

Программа рассчитана на 35 часов в год и предназначена для учащихся 8 класса. При составлении программы была использована книга «Шаг к будущему» Т.И.Богомоловой (сборник элективных курсов по русскому языку и литературе для предпрофильной подготовки и профильного обучения) Калуга - 2008 Министерство образования, культуры и спорта Калужской области.

.Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.


Актуальность курса

Невысокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, самой значимой для практической деятельности людей.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Основные задачи курса:

- раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;

- углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;

- обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;

- обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста

-способствовать развитию речи учащихся, орфографической и пунктуационной грамотности, общей языковой культуры;

- углубить знания учащихся о тексте как единице речи;

- сформировать умения создавать речевое высказывание с учетом речевой ситуации;

- отработать приёмы компрессии текста;

- организовать самостоятельную работу учащихся;

-сформировать навык работы со словарями;

- успешно подготовиться к ОГЭ: к изложению, к сочинению, к разным вариантам тестирования.

Цели курса:

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся;

  • развитие умений и навыков учащихся анализировать различные типы текстов;

  • использование интерактивных техник и приемов обучения;

  • обучение текстовой деятельности учащихся;

  • обучение анализу лексической структуры текста и его ассоциативно- смысловых элементов.

Формы и средства контроля

1.Комплексный анализ текста.

2.Осложнённое списывание.
3.Тестирование.

4.Составление сложного и простого плана к тексту.

5.Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).

6.Составление диалога на заданную тему.

7.Составление текста определённого стиля и типа речи.

8.Сочинение (описание пейзажа, помещения).

9.Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

10.Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).


Общая характеристика учебного предмета

Курс «Комплексный анализ текста» предназначен для углубления знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственное устное высказывание на основе текста и на лингвистическую тему.

Комплексный анализ текста - один из видов работы над текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, характеристика текста по тем параметрам, которые представляют собой выяснение признаков конкретного текста в единстве формы и содержания.

Занятия проводятся на основе некоторых текстов учебника Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2013», так как трехчасовой учебный план по русскому языку в 8 классе не позволяет в полной мере на уроках использовать материалы данного учебника, предназначенные для развития речи. Отсюда и содержание данного курса в некоторой степени соответствует логике построения материала уроков. Может использоваться рабочая тетрадь А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. 8 класс», а также тексты для подготовки к ОГЭ. Для анализа в основном используются классические образцы.

Предполагается, что учитель уделит больше внимания синтаксическим свойствам анализируемого текста, так как на уровне синтаксиса проявляются функциональные свойства единиц языка остальных уровней: фонетического, лексического, морфемного, морфологического,

Комплексная работа с текстом начинается с внимательного, вдумчивого чтения. (Каждый ученик на занятии может прочитать его хотя бы шепотом). Затем учащиеся отвечают на вопросы, при этом снова возвращаясь к тексту, перечитывая его, анализируя. Особое внимание обращается на отработку умения определять основную мысль текста, находить ключевые слова, микротемы.

Наряду с текстами, в которых требуется вставить пропущенные буквы и знаки препинания для анализа предлагаются тексты, в которых ничего не искажено, не деформировано. В этом случае учащиеся лучше развивают свою зрительную память. Полезными являются задания «Выучите текст наизусть, подготовьтесь к выразительному чтению, письму по памяти. Объяснение орфограмм и пунктограмм, орфографический и пунктуационный разбор, составление схем предложений - все это повысит орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Работа со словарями (толковым, синонимов, фразеологизмов, этимологическим, орфоэпическим и др.) поможет глубже понять содержание текста, сопоставить значение слова, данное в словаре, с тем, каково оно в тексте, понять, почему из ряда синонимов автор выбрал именно данное слово.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МКОУ «Товарковская СОШ1» основной общеобразовательной школы на 2015-2016 учебный год предусматривает изучение курса русского языка по 3 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по русскому языку. Одно из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе( в частности к комплексному анализу текста).

Решению этой задачи может способствовать предлагаемая программа курса «Комплексный анализ текста» для восьмиклассников, которая предусматривает небольшое, доступное для учащихся 8 класса углублённое изучение материала.

Курс индивидуальных и групповых занятий «Комплексный анализ текста» для восьмиклассников является адаптированным. В основу разработки данной программы положены основные теоретические и правтические идеи программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Согласно учебного плана МКОУ «Товарковская СОШ1» 2015-2016уч. г. на изучение элективного курса « Комплексный анализ текста» в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Срок реализации данной программы 2015-2016 учебный год.

.







Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения элективного курса по русскому языку на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- смысл понятий: сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового, художественного стилей;

- особенности основных жанров научного, публицистического,

официально-делового, художественного стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов

(повествования, описания, рассуждения);

- приемы сжатия текста;

уметь

- осмысленно применять на практике орфографические и пунктуационные правила и обоснованно объяснять выбор написания;

- проводить речеведческий анализ текста;

- выделить тему и основную мысль абзаца;

- обозначать ключевые слова абзаца;

- определять тему, основную мысль текста, микротемы, функционально- смысловой тип и стиль речи;

- анализировать структуру и языковые особенности текста;

- осуществлять разные виды языкового анализа;

- создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом

заданной речевой ситуации, создавать текст на основе предложенного;

- писать сжатое изложение.


Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

1. Промежуточные: наблюдение за коллективной, самостоятельной работой на занятии; анализ творческих работ, конспектов, тестирование.

2. Итоговые: тестирование, комплексный анализ текстов разных стилей и типов, сжатое изложение, сочинение - рассуждение.



Содержание элективного курса

Язык и речь (1 час). Богатство и выразительность русского языка.

Текст как речевое произведение (1 час). Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.

Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи

Средства художественной изобразительности (4 часа)

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы.

Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений (2 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3 часа)

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) 2 часа


Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

1

1

Язык и речь

Языки мира, богатство, выразительность речи

Фронтальный опрос

2

Текст как речевое произведение

Определение текста, типы текстов, их структура

Основная мысль текста, микротема, ключевые слова. Индивидуальный стиль автора.

Практикум

3-

4

2

Основные средства связи предложений в тексте

Выделение средств связи между предложениями, между абзацами

Лексический повтор, однокоренные слова, местоимённые слова, союзы и частицы - союзы.

Работа с текстом

5-8

4

Средства художественной выразительности

Выявление языковых средств выразительности, определение их значения и использование их в тексте.

Звуковые средства, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические

Самостоятельная работа

9-11

3

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Использование в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций

Благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звуковой символизм, ритм, интонация.

Фронтальный опрос

12-14

3

Лексическое богатство русского языка.

Лексические средства выразительности. Лексика ограниченного употребления. Использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Эпитет, сравнение, перифраз, метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, ирония и др.

Самостоятельная работа

15-18

4

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

Морфема как значимая часть слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Использование различных словообразовательных средств в тексте.

Морфема, неологизм, многозначность, синонимия

Ответы на вопросы

19-20

2

Морфологические средства выразительности

История происхождения имен собственных. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

Олицетворение, грамматический род

Комплексный анализ текста описания природы.

21-23

3

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы.

Понятие комплексного анализа текста. Роль пейзажа в выражении авторской мысли.

Лингвостилистический анализ

Комплексный анализ текста описания природы.

24-26

3

Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности.

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Пунктуация и смысл высказывания. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Графика, орфография и пунктуация

Самостоятельная работа

27-32

6

Синтаксические возможности русского языка.

Синтаксическая синонимия. Разные по интонации предложения. Односоставные и осложненные предложения. Инверсия как изобразительное средство. Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Период, инверсия, параллелизм

Анализ текста

33-35

3

Многоаспектный лингвистический анализ текста

Анализ текста








Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Литература для учителя:


  1. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". 2013. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.

  2. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 2013. № 3.

  3. Губарева Л.А. Многоаспектный анализ текста..//Профильная школа.-2011.-№4-с.41

  4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаем без проблем./ М.: Эксмо, 2014.

  5. Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 2010. С. 5-15.

  6. Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 2011 С.11.

  7. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 2012. С.45.

  8. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста./ СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.

  9. Якунина А.М. Комплексный анализ текста в 8 классе: Дидактические материалы/ Под редакцией Л.И.Сухаревой./ М.: Айрис-пресс, 2013.

Список литературы для учащихся

  1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для старших классов. - М.: Вербум - М, 2015.

  2. Егораева Г.Т. Подготовка к выполнению части 3 (С). Практикум. «Экзамен» Москва, 2015г.

  3. Малюшкин А.Б.. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.9 класс. ТЦ «Сфера», М. 2015г.

  4. Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.:Вербум - М, 2012.



Печатные пособия

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

Мультимедийные пособия


  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.


Интернет - сайты:


  1. mytests.ru/ 4. superidea.ru/tm.htm/

  2. koob.ru/memory/ 5. koob.ru/superlearning/

  3. ru.wikipedia.org/wiki/ 6. psy-files.ru/


© 2010-2022