Конспект обобщающего урока - конкурсной программы по литературе на тему Устное народное творчество (5 класс)

Данный урок проводится после изучения в 5 классе устного народного творчества. Форма проведения - конкурсная программа, в которой участвуют несколько команд(насколько позволяет разделить количество детей в классе). Ученики рассаживаются по группам, дают сказочное название своей команде и выполняют задания. За верное выполнение большинства заданий команда получает 3 балла, за половину и чуть больше верно выполненных заданий- 2 балла, меньше половины – 1 балл. В конце урока подводим итоги, в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по устному народному творчеству в 5 классе.

Класс делится на 2-3 команды, рассаживается по группам, которые дают сказочное название своей команде и выполняют задания.

За верное выполнение большинства заданий команда получает 3 балла, за половину и чуть больше заданий- 2 балла, меньше половины - 1 балл.

В начале урока звучит музыка «В гостях у сказки», создавая настрой перед предстоящими соревнованиями.

1. Соотнесите цифры левого столбца и буквы правого, повторив при этом малые жанры устного народного творчества: (дети заполняют карточки)

1

Песня, которой убаюкивают ребёнка.

А

Считалка

2

Обращение в стихах к явлениям природы.

Б

Скороговорка

3

Стихотворение для распределения участников игры.

В

Потешки

4

Вопрос, требующий решения, разгадки.

Г

Колыбельная

5

Фраза с трудно-произносимыми словами.

Д

Закличка

6

Стишки, сопровождающие первые сознательные игры ребёнка с ручками, пальцами, ножками.

Е

Прибаутка

7

Смешной небольшой рассказ или смешное выражение.

Ж

Приговорки

8


Стихотворное обращение к живым существам.

З

Загадка

1 - _____; 2 - _____; 3 - _____; 4 - _____; 5 - _____; 6 - _____; 7 - _____; 8 - _____.

(Ответы: 1-Г, 2-Д, 3-А, 4-З, 5-Б, 6-В,7-Е, 8-Ж)


2. Соотнесите цифры левого столбца и буквы правого:

(дети заполняют карточки)

1

Поля стеклянные, межи деревянные.

А

Считалка

2

Радуга-дуга, не давай дождя, дай нам солнышко, колоколнышко.

Б

Скороговорка

3

Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки! - Что ели?- Кашку! - Что пили? - Бражку! Бражку попили, кашку поели, полетели, полетели - на головку сели!

В

Прибаутка

4

Ай качи-качи, прилетели к нам грачи, они сели на ворота, а ворота скрип-скрип, а наша деточка спит-спит.

Г

Колыбельная

5

Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать и перевыколпаковать.

Д

Закличка

6

Улитка-улитка, высуни рога - дам кусок пирога, пышки, ватрушки, сдобной лепёшки - вытяни рожки

Е

Потешки

7

Ваня, Ваня - простота, купил лошадь без хвоста, сел задом наперёд и поехал в огород.

Ж

Приговорки

8


За морями, за горами, за дремучими лесами на пригорке теремок, на дверях висит замок; ты за ключиком иди и замочек отомкни.

З

Загадка

1 - _____; 2 - _____; 3 - _____; 4 - _____; 5 - _____; 6 - _____; 7 - _____; 8 - _____.

(Ответы: 1-З, 2-Д, 3-Е, 4 -Г, 5-Б, 6-Ж, 7-В, 8-А)


3. Блиц-опрос по русским народным сказкам

(учитель читает вопросы, дети на листочках записывают ответы)

  1. Самое распространённое мужское имя в русских сказках. (Иван)

  2. Баба Яга является владелицей уникального, первого в мире летательного аппарата. Какого?( ступа)

  3. Угадай сказку: Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе- детей у них не было. (Снегурочка).

  4. Угадай сказку: Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, -куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

  5. Как звали врага, с которым сражался Иван-крестьянский сын. (Чудо-юдо поганое)

  6. У лисы была ледяная избушка, а у зайца ….. (лубяная)

  7. Название домика, в которой под одной крышей уживались и мышка-норушка, и лягушка-квакушка, и ёжик-ни головы, ни ножек, и зайчик -побегайчик, и лисичка-сестричка, и волк-зубами щёлк? (теремок)

  8. Сколько деток у Козы проглотил волк? (шестеро)

  9. Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)

  10. Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? (Батюшка)

  11. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? ( Пир)

  12. С помощью какого маленького острого предмета можно убить самого страшного героя русских сказок? (Игла.)

  13. Какое самое любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха? ( Печь)

  14. Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? (Масло)

  15. Какого героя провели на пирожках? (Медведя из сказки «Маша и медведь»)

  16. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? (Гусли)

  17. Непослушное мучное изделие, получившее в конце сказки достойное наказание.(колобок)

  18. Какой овощ чтобы вытащить, нужно было собраться всему семейству?(репка)

  19. Магическое сказочное число в русских народных сказках. (три)

  20. Какой мост соединял дома жениха и невесты в сказке «Волшебное кольцо»(хрустальный)

4. Ответив на все вопросы кроссворда,

в выделенном поле по вертикали прочтёте зашифрованное слово.

(дети работают на карточке)

  1. Прозвище сокола, превращавшегося в доброго молодца.

  2. Наваристый строительный инструмент.

  3. В награду герою царь обычно обещает свою красавицу-дочку и ….. в придачу.

  4. Какие берега молочной речки спасли сестрицу Алёнушку и братца Иванушку.

  5. В какое животное Кощей Бессмертный превратил прекрасную девушку?

  6. Как звали героя сказки, чьи желания беспрекословно выполняла щука.

  7. Плодовое дерево, чаще всего встречающееся в сказках.

  8. Уникальный элемент женского платья, способный вместить озеро, лебедей и прочие элементы окружающего мира.

1



2


3



4



5



6


7



8


ОТВЕТЫ

1 Ф

и

н

и

с

т

2 т

о

п

о

р

3 п

о

л

ц

а

р

с

т

в

а

4 к

и

с

е

л

ь

н

ы

е

5 л

я

г

у

ш

к

а

6 Е

м

е

л

я

7 я

б

л

о

н

я

8 р

у

к

а

в


5. Вставь сказочное выражение: (дети записывают на карточке)


1. (Где?)___________________________________________________ жил - был царь.

2. Шли они (как долго?) ___________________________________________________

3. И жили они потом ещё (как?) _____________________________________________

(Ответы: 1. - в некотором царстве, в некотором государстве

2 - долго ли, коротко ли

3- долго и счастливо)

6. Расставьте открытки - иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» по порядку. (каждая команда по-очереди восстанавливает картинками сказку, а в это время другие команды 7. рисуют наряд для русской красавицы, используя куклу-шаблон)

8. Подводим итоги, вручаем награды, ставим оценки.

© 2010-2022