Конспект урока русского языка «Фразеологизмы» 6 класс

Фразеологизмы. Цели: 1)      ознакомление с понятием «фразеологизм»; 2) познакомить с ЛЗ и грамматическим строением; 3) знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; 4) усвоить структуру и семантику фразеологизмов и фразеологических оборотов; 5) развивать логическое мышление; 6) уметь употреблять в речи. Задачи: 1)      научить распознавать 2)      выявить их эмоционально – выразительное достоинство 3)      использовать в устной и письменной речи. Используются стандартные и инновационные методы, которые активизируют внимание, память, развивают логическое мышление. Актуальность:             Развитие речи, обогащение словарного запаса, умение логично излагать свои мысли, употреблять в речи фразеологизмы. Урок даёт возможность применения новых информационных технологий. Ожидаемые результаты:             Познакомить с фразеологизмами, речь учащихся станет более выразительной, образной, яркой, интересной. Учащиеся повысят свой уровень знаний, словарный запас.   Форма:             Классно – урочная. Навыки:             Научиться распознавать фразеологизмы, устойчивые выражения, запомнить их, обогатить речь. Форма работы:             Индивидуальная и коллективная. Технологические особенности: ПК Рисунки учащихся
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фразеологизмы.

Цели:

  1. ознакомление с понятием «фразеологизм»; 2) познакомить с ЛЗ и грамматическим строением; 3) знать о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; 4) усвоить структуру и семантику фразеологизмов и фразеологических оборотов; 5) развивать логическое мышление; 6) уметь употреблять в речи.

Задачи:

  1. научить распознавать

  2. выявить их эмоционально - выразительное достоинство

  3. использовать в устной и письменной речи.

Используются стандартные и инновационные методы, которые активизируют внимание, память, развивают логическое мышление.

Актуальность:

Развитие речи, обогащение словарного запаса, умение логично излагать свои мысли, употреблять в речи фразеологизмы.

Урок даёт возможность применения новых информационных технологий.

Ожидаемые результаты:

Познакомить с фразеологизмами, речь учащихся станет более выразительной, образной, яркой, интересной. Учащиеся повысят свой уровень знаний, словарный запас.

Форма:

Классно - урочная.

Навыки:

Научиться распознавать фразеологизмы, устойчивые выражения, запомнить их, обогатить речь.

Форма работы:

Индивидуальная и коллективная.

Технологические особенности: ПК

Рисунки учащихся






Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности и отсутствующих.

  2. Задачи (Слайд №2)

  3. Повторение.

Для чего служат слова в языке?

Что такое ЛЗ?

  1. Новый материал + попутное закрепление.

Сегодня у нас разговор пойдёт о фразеологизмах. Мы откроем новую страну - ФРАЗЕОЛОГИЮ. Это слова образные, выразительные, ёмкие. Представьте были отдельно детали: 2 дужки и стержень. Сварщик приварил дужки к стержню и получилась буква Ф. Такое и в жизни слов. Живут слова, ими пользуются в отдельности, а при необходимости сливаются в отдельные словосочетания. Вот такие устойчивые неделимые словосочетания и называются Фразеологизмами.

Слайд № 3 Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по ЛЗ одному слову.

  • Образные

  • Ёмкие

  • Выразительные

Вода, не разлить - не разлить водой.

Предлагаю сегодня отправиться в путешествие в мир слов и, несомненно повысить уровень своих знаний, обогатим словарный запас, проникнем в тайны происхождения.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА «ЗАГАДКИ - СКЛАДКИ» (Слайд №4,5)

Нам необходимо подобрать нужные слова

  1. Дружнее этих двух ребят 2) Товарищ твой просит украдкой

На свете не найдёшь Ответы списать из тетрадки

О них другие говорят: Не надо! Ведь этим ты другу

ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ Окажешь МЕДВЕЖЬЮ УСЛУГУ

  1. Фальшивят, путают слова

Поют кто в лес, кто по дрова

Ребята слушать их не станут

От этой песни УШИ ВЯНУТ

Вот эти словосочетания устойчивые и есть фразеологизмы. ЛЗ имеет весь фразеологизм, т.к. это неделимое сочетание слов. В нём нельзя заменить, выбросить какое - либо слово. Итак, что же мы должны знать о фразеологизмах?

Слайд № 6

Основные признаки:

  1. Сложные по составу( состоят из 2-х и более слов)

  2. Неделимость. ЛЗ имеет вест фразеологизм.

  3. Постоянство состава

  4. Воспроизводимость. Закадычный друг

  5. Непроницаемость (другие слова нельзя поставить)

  6. Закреплённый порядок слов

  7. Один член предложения

2-я остановка «Откуда берутся фразеологизмы? Происхождение.

Русский язык очень богат , содержит слова из разных пластов. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её ярче, выразительней, образней. А откуда они пришли?

Слайд № 7

  1. Исконно русские (спустя рукава)

Рукавицы на Руси появились поздно. Раньше были длинные рукава, которые перед работой засучивали - засучив рукава - усердно работать. Зимой, после работы рукава опускались, чтобы согреть руки. А со спущенными рукавами человек работает плохо, т.к. они ему мешают, работает кое - как, плохо - фразеологизм СПУСТЯ РУКАВА

  1. Из старославянского (Как зеницу ока)

  2. Из лексикона представителей разных профессий (Сгущать краски, ход конём, игра в одни ворота)

  3. Из истории (Как Мамай прошёл)

  4. Из Греко - римской мифологии (Ариаднова нить)

  5. Из литературных произведений, сказок, песен, загадок (Голый король, медвежья услуга)

А сейчас проверим, насколько богат словарный состав.

Слайд №8

Задание: Из 2-х словосочетаний записать только те, которые являются фразеологизмами. Или игра «Аплодисменты»

Золотые зубы, золотые руки (умелец);

Медвежья лапа, медвежья берлога, медвежья услуга (вместо помощи вред);

Волчий хвост, волчий аппетит (хороший);

Важная деталь, важная птица (знатный);

Горькая микстура, горькая правда;

Дрова разгорелись, глаза разгорелись

Проверяем + толкование значения.

Иснова в путь, но впереди преграда.

Слайд № 9

Стихотворение Суслова «Как работает слово»

Задание: выпишите фразеологизмы со словом ВОДА

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда

Возьмём лишь короткое слово ВОДА.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

А гуси и утки - сухие всегда

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идёт -

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую! Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

Проверка

Игра «Объяснялки»

Я объясняю ЛЗ с помощью фразеологизмов, а вы называете слово.

УШИ Не цветы, а вянут

Не ладони, а ими хлопают

Не бельё, а их развешивают

НОС Вешают приходя в уныние

Его задирают

ВЕТЕР Он в голове

Его ищут в поле

ЯЗЫК Проглотить с чем-нибудь вкусным

Держать за зубами

ВОДА Толкут в ступе

КАША Её заваривают

Сейчас мы побудем в роли редакторов. Пришёл молодой автор, его язык беден, необходимо помочь, чтобы язык был образный, яркий, выразительный.

Задание:

Записать исправленный вариант. Вместо выделенных словосочетаний подставьте подходящие по смыслу фразеологизмы из левого столбика

Слайд № 10

Душа в душу,

Не разлей водой,

Рука об руку

Дождь лил сплошным потоком.

Лил как из ведра

Борис мой самый главный первый помощник

Водил за нос, вешал лапшу на уши

Они всю жизнь прожили вместе, дружно, в полном согласии.

Моя правая рука

Целый час он меня обманывал, вводил в заблуждение.

Проверить

1 ряд Подобрать синоним к фразеологизму

Кот наплакал (мало)

Висеть на телефоне (долго разговаривать)

Развесить уши (заслушаться)

Вешать нос (грустить)

Дать нагоняй, намылить шею, снять стружку (наказать)

С три короба, куры не клюют, вагон и маленькая тележка (очень много)

Тьма кромешная, хоть глаз выколи (очень темно)

От корки до корки, от доски до доски (до конца, всё)

2 ряд Слайд № 11 Шутка - минутка.

Исправь ошибку

Ждать у горя погоды Купить кита в мешке

Мы сами с ушами Не ноги горшки обжигают

Нашла коза на камень Крутиться как булка в колесе

Проверить

А сейчас самое интересное. Мы говорили, что объяснять можно словами, а ещё через рисунки. Вы должны отгадать, какой фразеологизм зашифрован в рисунке - подсказке.

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Фразеологии. Возвращаемся к задачам

Что такое фразеологизм?

Перечислите основные признаки

Зачем они нужны в речи?

РЕФЛЕКСИЯ Что интересного узнали?

  1. Д\з Сделать книжки - малышки фразеологизмов (рисунки и объяснение его значения)

  2. Контроль

Тест Слайд № 12

Я даю начало, а вы дописываете конец.

Золотые…… Лицом в ………

Изо дня в …. Спустя………….

От нечего…. Не сводить ……..

Зарубить на ….. Медвежья ………

Мастер на все…. Ни жив ни ……..

С горем ……….. Как снег на……..

Это лишь малая часть фразеологизмов, но мы будем продолжать знакомство с ними. Чем богаче словарный запас, тем интереснее мысли человека.

Самоанализ урока.

Урок русского языка. 6 Класс. Тема «Фразеологизмы» из раздела Лексика.

Цели:

  1. ознакомление с понятием «фразеологизм»; 2) познакомить с ЛЗ и грамматическим строением; 3) знать о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; 4) усвоить структуру и семантику фразеологизмов и фразеологических оборотов; 5) развивать логическое мышление; 6) уметь употреблять в речи.

Задачи:

  1. научить распознавать

  2. выявить их эмоционально - выразительное достоинство

  3. использовать в устной и письменной речи.

Используются стандартные и инновационные методы, которые активизируют внимание, память, развивают логическое мышление.

Актуальность:

Развитие речи, обогащение словарного запаса, умение логично излагать свои мысли, употреблять в речи фразеологизмы.

Урок даёт возможность применения новых информационных технологий.

Ожидаемые результаты:

Познакомить с фразеологизмами, речь учащихся станет более выразительной, образной, яркой, интересной. Учащиеся повысят свой уровень знаний, словарный запас.

Форма:

Классно - урочная.

Навыки:

Научиться распознавать фразеологизмы, устойчивые выражения, запомнить их, обогатить речь.

Форма работы:

Индивидуальная и коллективная.

Технологические особенности: ПК

Рисунки учащихся


© 2010-2022