Исследовательская работа: НЕПОДВЛАСТНАЯ СТИХИЯ (на примере рассказа Б. Агеева «Остановка в океане»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕПОДВЛАСТНАЯ СТИХИЯ (на примере рассказа Б.Агеева «Остановка в океане»)

Полянская Татьяна Игоревна,

преподаватель

ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью, связи с современностью. Студенты на занятиях по краеведению получают возможность познакомиться с творчеством сегодняшних поэтов и писателей, познакомиться с современной литературой родного края, с его культурным наследием. Краеведческий материал становится предметом внимания студентов не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях, зачастую имеющих интегрированный характер.

Так как на базе нашего колледжа действует музей моряков-подводников, погибших на АПРК «Курск», поэтому я считаю уместным на внеклассных занятиях по литературе изучать творчество курских писателей-маринистов, посвятивших свою жизнь морю, этой стихии, которая до сих пор неподвластна человеку. Преподаватели и студенты нашего колледжа имеют возможность увидеть действие морской стихии не только в литературе или же кино, но и на выставочных стендах музея, где нашла своё отражение разрушительная сила моря.

Море всегда считалось частью человеческой жизни. Оно и пугало, и притягивало к себе красотой и непредсказуемостью.

"Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы", - писал Всеволод Вильчинский.

Стихия моря - не просто фон для действий героя, она всегда способствовала развитию воли и сильного характера человека. Эта тема получает свое развитие в поэзии К.Н. Батюшкова ("Песнь Гарольда Смелого"), А.И. Полежаева ("Море"), Е.А. Баратынского ("Буря"), Н.М. Языкова ("Пловец").

Однако мы рассмотрим заявленную тему на примере художественной прозы курских писателей, а именно, на примере рассказа Б.Агеева «Остановка в океане».

Борис Агеев - это прозаик, который не понаслышке пишет о море, о быте и психологии моряков, он знает этот мир, исходя из опыта своей жизни. Обратимся к его биографии.

Борис Петрович Агеев родился 14 января 1950 г. в деревне Качановке Льговского района Курской области в семье механизатора и сельского врача, окончив среднюю школу при Льговской селекционной станции в 1967 г. поступил в московское ГПТУ, где приобрел специальность трубоукладчика, а в 1968 г. был призван в ряды Советской Армии и служил в ракетных войсках. После демобилизации Агеев некоторое время работал в Москве.

В 1971 г. уехал в порт Находка по оргнабору, был грузчиком в рыбном порту, матросом-бетонщиком на плавучем доке, вахтенным матросом, учеником моториста.

В 1972 г. Борис Агеев приехал на Камчатку и поселился на острове Карагинском, где работал техником-смотрителем маяка. Здесь и начал писать.

Что касается изображения морского пейзажа, философского осмысления его, то мало найдется поэтов и писателей, которые, увидев море, остались бы к нему равнодушными. Картины природы иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу человека и пробуждают в нем мечты о свободе познания и возможности выйти за пределы своего личного опыта жизни. Читателя влекут тайны морского пространства и его глубин. Естественно при этом, что в первую очередь привлекают рассказы людей, непосредственно занятых изучением этих областей человеческого знания, описывающих их в художественной прозе.

Рассказ Б.Агеева «Остановка в океане» относится именно к такому, лично пережитому опыту соприкосновения человека с неведомым. Здесь поднимаются вопросы метафизической природы человеческого бытия.

Этот небольшой эпизод с происшествием в океане, описанный в рассказе: «Случайная остановка главного судового двигателя ночью в открытом море, в декабре - всегда происшествие», - заставляет задуматься автора о бесконечности вселенной, распростершейся перед его взором. Пока перепуганные механики судна искали причину остановки, рассказчик, вскарабкавшись по трапам из машинного отделения на самую верхнюю точку судовой надстройки, на деку кожуха выхлопных труб, наслаждается безграничностью моря и звездного неба, которые заставляют его переосмыслить все происходящее до сих пор в его жизни, и тут случается нечто, неподвластное человеческому разуму, случается его перерождение: «В сосредоточении гулкой тишины что-то проникло в моё сердце, я замер…».

Пейзаж в рассказе «Остановка в океане» выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном размышлений автора о смысле жизни, о его душе: «Прошло немало лет. Теперь я знаю, что до того мгновения остановки я жил свою короткую жизнь сердца не чуя, одним умом и одним днем, но там, на деке, посреди океана родилась моя душа, а значит, родился и я сам и вся моя предыдущая жизнь была лишь подготовкой к моему рождению», - пейзаж содействует раскрытию образа героя, неразрывно связанного с природой.

Тема единства человека и природы, неоднократно звучавшая в мировой литературе, вновь звучит в рассказе Бориса Агеева. Рассказчик здесь как бы родственен с природой, он будто ощущает себя частью чего-то необъятного:«…и море, и небо были двумя частями целого - были одной вселенной - а я будто не из недр корабля - короба с людьми - выбрался, а выплыл из чрева Великого океана в родовых пленках». Рассказчик ощущает полное счастье лишь в царстве природы, в полном уединении, вместе с океаном, прислушиваясь к дыханию воды.

Постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. И только в этом установлении гармонии и целостности личности на основании ясного и полного знания природы этой личности и состоит высшее достижимое на земле счастья: «Теперь я живу с притихшим сердцем, как бы стесняясь поднебесных страстей, оберегаемый тем вторым зрением, что открылось у меня в минуту взаимного взглядывания и вслушивания под изгибом алмазной сферы, один на один с тем, кто внимает».

Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в душе читателя, познакомившегося с этой миниатюрой, заставляет его задуматься о своем месте в этой Вселенной, где «…и море, и небо были двумя частями целого». То есть интерес, возникший к художественному слову, к образам, возникшим при чтении, способствует развитию мыслительной активности студентов, развитию речи и аналитического мышления на занятиях литературным краеведением, что на сегодняшний день немаловажно. Ведь одной из целей является формирование коммуникативной компетенции студентов на занятиях литературой.

Занятия краеведением являются важным источником культурного воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли студентов.

Список использованной литературы:

1.Б.П.Агеев. Текущая вода: Повести. - М.: Сов. писатель, 1983

2.Вестник научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века. - Воронеж. - 1997. - Вып. I.

3.Вестник научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века. - Воронеж. - 1998. - Вып. II

4.Вильчинский В.П. Русские писатели маринисты. - М. - Л. - 1966.

5.Вильчинский В.П. Флагман русской маринистики //Правда. - 1968.

6.Сурганов В. Пульс современности: [Соврем, проза Дал. Востока]//Дал. Восток. - 1978. - № 11. - С. 138-148. - Из содерж.: [О Б. Агееве]. С. 144.






© 2010-2022