Урок русского языка в 6 классе на тему: Местоимение как часть речи

6 класс Урок по теме "Местоимение как часть речи"     Знать: о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте и частей текста, о синтаксической функции местоимений. Уметь: находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, разряд (пользуясь таблицей), правильно употреблять местоимения. Д/з к этому уроку: 1) повторить определение имени существительного, имени прилагательного, числительного; ... 3. Вопросительные – кто? что? какой? чей? сколько? каков? 4. Относительные – кто что какой чей сколько каков который. 5. Неопределенные – некто нечто некоторый несколько кое-кто кое-что кто-нибудь что-нибудь. 6. Отрицательные – никто ничто никакой ничей некого нечего. 7. Притяжательные – мой твой свой (своя своё) наш ваш. 8. Указательные – тот этот такой таков столько. 9. Определительные – весь всякий каждый сам самый любой иной другой. – Какие местоимения вам уже известны? IV. Работа с текстом ... III) Синтаксическая роль: подлежащее Продолжаем наблюдать: что же ещё умеет местоимение? Выполним упражнение №392. – Чтение текста подготовленным учеником. Подумайте, какова микротема 1-ого и 2-ого абзацев? (Природа весной. Дети весной.) – Благодаря чему связаны между собой 1-ый и 2-ой абзацы? (Концовка -последнее предложение – завершает круг мыслей, отражённых в 1-ом и 2-ом абз., и связано с ними определительным местоимением всё + хорошо ; указательным местоимением это +время. Поэтому оно выдел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс Урок по теме "Местоимение как часть речи"

Знать: о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте и частей текста, о синтаксической функции местоимений.

Уметь: находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, разряд (пользуясь таблицей), правильно употреблять местоимения.

Д/з к этому уроку:

1) повторить определение имени существительного, имени прилагательного, числительного;
2) подготовить рассказ об этимологии (происхождении) слова "местоимение".

Ход урока

I. Беседа.

- Назовите самостоятельные именные части речи, (существительное, прилагательное, числительное)

- Какой морфологический признак у них общий? (изменение по падежам)

Учитель: "Мы продолжаем изучать самостоятельные части речи. Сегодня знакомимся с местоимениями, их разрядами; выясним, какую функцию выполняют местоимения в предложении".

II. Сообщение ученика об этимологии местоимения.

Местоимение заимствовано из ст.-сл. языка, а в ст.-сл. пришло из греческого: antonymia. Это слово было образовано сложением предлога anti (вместо) и существительного onyma (имя) с одновременным прибавлением суффикса ia. Лексическое значение: вместо имени.

III. Работа с таблицей.

Знакомство с разрядами местоимений (обратить внимание на лексическое значение названия местоимений)

Местоимения

Урок русского языка в 6 классе на тему:Местоимение как часть речи

3. Вопросительные - кто? что? какой? чей? сколько? каков?

4. Относительные - кто что какой чей сколько каков который.

5. Неопределенные - некто нечто некоторый несколько кое-кто кое-что кто-нибудь что-нибудь.

6. Отрицательные - никто ничто никакой ничей некого нечего.

7. Притяжательные - мой твой свой (своя своё) наш ваш.

8. Указательные - тот этот такой таков столько.

9. Определительные - весь всякий каждый сам самый любой иной другой.

- Какие местоимения вам уже известны?

IV. Работа с текстом см. учебник стр.64.

(Этот текст можно написать на интерактивной доске)

1. Весна на пороге. 2. Скоро она (весна) вступит в свои права. 3. А сейчас ещё морозно. 4. Такая (морозная) погода продержится недолго. 5. Через несколько дней (скоро) засияет настоящее солнце и начнется настоящая весна.

Задания.

- Чтение текста

- Докажите, что это текст

- Какова его тема? Озаглавьте. (Приближение весны. Такое название объединяет предложения в синтаксическое целое, которое начинается и замыкается словом весна?).

- Определим, вместо каких частей речи используются местоимения и какую функцию они выполняют в тексте.

Личное мест. она заменяет слово весна предшествующего предложения и связывает 2-ое предложение с 1-ым, является подлежащим. Указ. мест. такая + погода, заменяя предшествующее предложение, объединяет 3-ье с 4-ым, является определением.

Неопределенное мест. несколько + дней соотносится с наречием скоро и соединяет последнее предложение со 2-ым, которое тесно связано с 1-ым. В предложении является обстоятельством времени.

(Такая работа учит детей соотносить мест. с сущ., прил., числ. Это поможет им понять, от чего зависит синтаксическая роль того или иного мест. и почему некоторые мест. изменяются не только по падежам, но и по родам и числам.)

- Значит, какую функцию выполняют местоимения в тексте? Что они делают? (Связывают предложения между собой)

- Как называется вид связи, при котором последующее предложение связано с предыдущим? (Цепной)

- Посмотрите на текст и определите, вместо каких именных частей речи используются местоимения. Сформулируйте общее грамматическое значение местоимения. (или см. стр. учебника 64 I пункт правила)

- Какими членами предложения могут быть местоимения? (или см. стр. 64, 3 пункт правила)

- Каковы морфологические признаки местоимения? (или см. стр.64, 2 пункт правила)

V. Знакомство учащихся с морфологическим разбором местоимения.

Цель: обратить внимание уч-ся на сходство плана морфологического разбора и определения местоимения (п. 68). она

I) Общее грамм. знач.:мест.,т.к. указывает на время года(лицо), но не называет его и отвечает на вопрос (что?)

II) Морфолог. признаки:

Урок русского языка в 6 классе на тему:Местоимение как часть речи

III) Синтаксическая роль: подлежащее

Продолжаем наблюдать: что же ещё умеет местоимение?

Выполним упражнение №392.

- Чтение текста подготовленным учеником. Подумайте, какова микротема 1-ого и 2-ого абзацев? (Природа весной. Дети весной.)

- Благодаря чему связаны между собой 1-ый и 2-ой абзацы? (Концовка -последнее предложение - завершает круг мыслей, отражённых в 1-ом и 2-ом абз., и связано с ними определительным местоимением всё + хорошо ; указательным местоимением это +время. Поэтому оно выделено в 3-ий абз.

Вывод: местоимение связывает не только предложения в тексте. Но и целые абзацы.

3 ученика выполняют задание на доске (задание написано на карточке)

Задание для 1-ого ученика:

- переписать первое предложение, расставив знаки препинания, выделить в словах на месте пропусков орфограммы, указать падеж выделенных местоимений;

- выполнить морфологический разбор слова (в) лужах;

- назвать слова, употребленные в переносном значении.

Задание для 2-ого ученика:

- переписать 2-ое и 3-ье предложения, расставив знаки препинания, выделив орфограммы в словах на месте пропусков;

- сделать синтаксический разбор 2-ого предложения;

- какой худ. приём использовал А.П.Чехов при описании речки и деревьев?

Задание для 3-его ученика:

- выписать из 2-ого абзаца слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы;

- записать в форме Р.п. и Т.п. число 265;

Задание для остальных учащихся:

- озаглавить текст;

- переписать 1-ое предложение 2-ого абзаца, расставив знаки препинания, указать падеж выделенных местоимений;

- определить лексическое значение слов пускать, упрямый лёд, гнать метлой, речка заревёт;

- в 3-ем предлож. назвать грамматическую основу

Проверка упражнения № 392/

VI. Самостоятельная работа.

- Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить его падеж и подчеркнуть как член предложения.

Текст спроецировать на интерактивную доску.

Нужно, чтобы человек понял, что ... (он) творец мира, что на ... (нём) лежит ответственность за все несчастия на земле и ... (ему) же принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни.

Проверка:

- Выразительное чтение предложения.

- Как понимаете смысл этого предложения?

Творец (из словаря Ожегова): 1) Бог, мифическое существо, создатель мира; 2) тот, кто творчески создает что-нибудь. Слово мир в словаре С.И.Ожегова имеет много значений. Вот два из них:

- мир - это планета, земной шар;

- мир - это согласные отношения, отсутствие вражды, войны, ссоры.

VII. Чтение учителем стихотворения С.Я.Маршака "Пожелание друзьям"

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.

- Как понимаете значение слова недёшево?

- Пользуясь таблицей, выписать все местоимения, указать разряд.

VIII. Д/З:

1) п. 68, 79, упр. № 390;

2) письменно объяснить смысл предложения из самостоятельной работы.

© 2010-2022