Урок по русскому языку на тему Состав слова. Закрепление (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговый урок по русскому языку

по теме «Состав слова. Закрепление»

5 класс





Тема: Состав слова

Цель: 1. Формирование системы знаний в области лексико - грамматически

разрядов слов, словообразования, формирование практического опыта разбора по составу; выделять все значимые части основы слова, подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова; обобщить знания о составе слова, развивать воображение, образное мышление, речь, память, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки - задания для групповой работы

Ход урока



1. Орг. момент

- Дети, посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже всем желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Сегодня мы завершаем изучение темы «Состав слова». На уроке вы покажите умение работать в группе. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.

(дети разделены на группы)Записываем число, /оценки.

- Закройте глаза, представьте, наша классная комната - лаборатория.

Вы - лаборанты, цель вашей работы - найти морфемы в разных словах и составить новые слова. Для работы карточки, диктанты, папки, найдем правила.

-Из чего строятся слова?

(основы и окончания)

- Что является основой?

(часть слова без окончания)

- Что мы называем окончанием?

(изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

Чтобы легче определить части слова, какие слова нужно подобрать? И первое наше задание будет именно таким.

Бродячий диктант.(Тексты диктантов распечатаны и разложены в классе в разных местах: для 1-го ряда - на подоконнике, для 2-го-висит на стене, для 3-го-на учительском столе. Надо подойти к своему диктанту, запомнить его, а потом сесть и записать. Подходить можно не более 3-х раз.)

  1. Зима прошла.

В этом году снег выпал поздно. Февраль был самым снежным. Даже в марте сыпал снежок. И теперь весна к нам спешит по заснеженным дорогам.

  1. Весна.

В воздухе еще холодно, но весна уже наступила. Скоро прилетят скворцы. Дети построили им скворечники. Скворцовый домик хорош! Около него уже поет скворушка.

  1. Часы.

Старинные часы называют ходиками. В тишине слышен их ход. Отец приходит домой и заводит часы, чтобы мама уходила на работу вовремя.

Что особенного в ваших диктантах. Какие особенные слова вы заметили.

Слова сделаны из своего «строительного материала».В папке что такое морфема.

«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс, окончание.

Морфема - значимая часть слова, передающая определённые языковые значения.

УЧ. Как - то утром на опушке

Собрались друзья, подружки

И задумались о том,

Как бы им построить дом.

Вдруг один из них изрёк:

«Будем строить городок.

И пусть тот, кто хочет строить,

Смастерит свой личный домик».

Знайте только, что дома -

Это разные слова.

Из чего же будем строить?

Кто загадку нам откроет?

Вот для этого, друзья,

Нам задуматься пора.

Кто какой кирпичик будет

Все морфемы не забудет.

Корень

Корень я, фундамент слова,

Иногда его основа.

Поручиться не боюсь:

Корни есть на всякий вкус.

Для дворца и для избушки,

Для банкира и старушки.

Окончание

Обратите вы внимание

На меня. Я - Окончание.

Не люблю собой гордиться,

Вмиг готова измениться.

Суффикс

Ну, а я совсем особый,

И скажу без хвастовства,

Что в секунду дом огромный

В домик превращаю я.

Приставка

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - приставка

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

Уч. Я даю вам всем задание,

Здесь, сейчас построить зданье.

Будем мы писать слова,

Что составят нам друзья.

(слова на карточках, разрезанные на морфемы)

(за-гор-ел-ый, без-забот-н-ый, рас-по-ряд-ок)

Это была тренировка.

Задания в группах:

1гр. Подснежник, косилка, подводный, ранка.

2.гр. Морковка, мышка, возчик, набег, игольница.

3гр. Лесной, перелесок, беззаботный, сапожник

(учащиеся составляют слова и записывают в тетрадь, рисуют городок из слов в группах)

УЧ. Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Гимнастика для глаз

«День и ночь»

Круговые вращения глазами «Карандашик»

Задания в группах:

-Найти однокоренные слова, выписать их и разобрать по составу)

1 гр.

Двор весь заснеженный ярко блестит,

снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

ставим спектакль мы весёлый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

но вот подснежники видим во сне.

2 гр.

Чистая в речке Симке вода.

Тихая заводь рыбы полна.

Царство подводное мирно живёт.

Там водяной рыбкам песни поёт.

Жалко мне с чистой водичкой прощаться,

к водопроводу домой возвращаться.

3 гр.

Что случилось вдруг со мной?

Подружился с чистотой.

Руки чисто мыть не лень,

зубы чищу каждый день.

Начищаю всем ботинки,

вычищаю все соринки.

Брюки вычистил вчера

и расчистил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: "Чистюля!"

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!

Коллективная работа Игра «Конструктор»

Собрать слова и объяснить значение

Корень из слова снежинка

Приставка из слова подъезжал,

Суффикс из слова лесник,

Окончание из слова стол.

(подснежник)

Корень из слова бородка,

Приставка из слова подъезд,

Суффикс из слова снежок.

Окончание из слова стул.

(подбородок)

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

Окончание тоже, что и в слове лёд.

( рассказчик)

Корень мой находиться в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Окончание линейкой измеряем

(оценка)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс - в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдёте;

Возьмете окончание и в целом поймете

(расписание)

Корень, как в слове дарить,

Суффикс, как в слове шнурки,

Приставка, как в слове покрышки,

А окончание, как в слове очки.

(подарки)

Проверка работы

(один учащийся из группы произносит получившееся слово и объясняет его значение и придумывает педложение)

Обобщение

Что такое окончание, как найти его?

Что такое основа?

Главная часть основы - это… (корень).

Для чего в слове приставка и суффикс?

УЧ. Вот построен городок,

И кончается урок.

Все старались, не ленились

И чему-то научились.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

Итог урока

Рефлексия

- Какое задание больше всего понравилось?

- Удалась ли работа в группах? Если нет, то почему?

- С каким настроением вы уходите с урока.

Выставление оценок

© 2010-2022