- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Представление педагогического опыта Использование педагогических технологий
Представление педагогического опыта Использование педагогических технологий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бундаева Н.В. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ « Красноузельская средняя общеобразовательная школа»
Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Бундаевой Натальи Владимировны.
Учить детей - это профессия,
А учить с любовью и любя их -
Это предназначение свыше.
Этим я руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Считаю предметы, которые я преподаю, одними из самых главных для формирования духовных основ личности человека. Поэтому считаю важным развивать и сохранять у учащихся интерес к своим предметам. Как это сделать? В поиске ответа я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Педагогическая проблема, над которой я работаю, «Формирование у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы через использование новых образовательных (педагогических) технологий».
Целью своей работы считаю дать ученику знания, но не только. Ещё надо и научить ученика учиться, развивая интерес к предмету.
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- пробудить интерес детей к учебной деятельности;
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
-раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
- совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Актуальность и перспективность обусловлена тем, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку и литературе как учебным предметам, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Задача учителя в данном случае - помочь ученикам, заинтересовать их и нацелить на получение знаний.
Моё педагогическое кредо - «Учить детей учиться». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача - пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала по русскому языку и литературе. Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного стандарта. Обучающие программы представляют практически безграничные возможности, как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач не только заинтересовывают ученика и дают возможность ему самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Условия формирования ведущей идеи опыта.
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе.
Инновации - это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала. Именно использование образовательных технологий позволит достичь поставленных задач, т.к. они обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет повысить интерес к обучению и дать стабильно высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Применение в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий мы, учителя, рассматриваем прежде всего как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов.
Теоретическая база опыта.
Мною разработаны поурочные планы-конспекты уроков, элективных курсов, внеклассные мероприятия, большое количество дидактического материала, планы-конспекты открытых уроков, тесты в программе «Краб».
Электронные ресурсы:
-
school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
-
Сеть творческих учителей it-n.ru/
-
rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
-
openclass.ru/
-
«Я иду на урок русского языка» rus.1september.ru/urok/
-
Тесты по русскому языку likbez.spb.ru
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку egerus.ru/
-
Уроки русского языка в 9 классе. Г.А.Богданова - М.: Просвещение, 2005г.
-
Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 9 классе. Г.А.Богданова - М.: Просвещение, 2011г.
-
Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку 8 класс,6 класс, 7 класс. Москва «ВАКО» 2012 г.
-
Контрольно-измерительные материалы по всем класса и другие источники информации.
Технология опыта.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Цель опыта:
- развивать творческие, исследовательские способности учащихся, повышать их активность и заинтересованность предметом;
- способствовать более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- развивать познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету.
Эффективность включения в образовательный процесс педагогических технологий обучения в том, что они способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. В нашей школе созданы все условия для занятий с учащимися. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
В основной школе я чаще использую игровые технологии. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра - творчество, игра- труд, игры - соревнования, дебаты, литературные суды, викторины, дискуссии, конференции. Они развивают интеллектуальную, эмоциональную и исследовательскую сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
С 2005 года мною на практике используется метод проектов. Его суть - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления. Он позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.
Стараюсь подбирать дифференцированные задания с целью продвижения вперёд и сильных, и слабых учащихся. Используя новые образовательные технологии, я каждый урок прибегаю и к традиционным технологиям, беседуя с учениками, объясняя новый материал. Тестовые технологии начинаю применять с 5 класса, а наиболее широко тестовую форму контроля использую при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Накоплено большое количество тестов для старших классов, проводится систематическая работа с ними. Популярным стало и компьютерное тестирование, результаты которого я легко могу проверять в любое время. На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами. В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности.
На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов, уроки-презентации.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
На моих уроках ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта, создают проекты, составляют обобщающие таблицы; на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе - обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.
Использование образовательных технологий помогает мне поддерживать интерес учеников к русскому языку и литературе.
Трудности и проблемы в использовании опыта.
1. Низкая мотивация учащихся к учёбе.
2. Недостаточная материально-техническая база.
3. Замещение книг компьютером.
Введение новых государственных стандартов в образовании требует новых подходов к урокам русского языка и литературы. Для результативного проведения занятий часто требуются компьютерные технологии с выходом в интернет.
Для решения данных проблем необходима достаточная материально-техническая база, взаимодействие школы и родителей.
Результативность опыта.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность и заинтересованность предметом;
- способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Как следствие этого, выпускники школы хорошо (100%) сдают экзамены и поступают в вузы. Мои ученики постоянно участвуют в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Чтобы привлечь учащихся к своему предмету, чтобы обогащать их знаниями, каждый учитель использует в своей работе образовательные технологии. Он применяет их в ежедневной работе, в работе с одаренными детьми, с о слабыми детьми, в рамках открытых уроков, а также при подготовке конкурсных работ.
Опыт работы обобщен и представлен в разделе «Аттестация» сайта МБОУ «Красноузельская СОШ». На заседаниях МО учителей я делюсь опытом, провожу семинары и открытые уроки.
Адрес сайта schoolrm.ru/