ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивная модель урока в режиме адаптивного обучения.



Интерактивная модель урока своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых ученики активно взаимодействуют между собой, а преподаватель перестаёт быть центральной фигурой и главным источником информации. Его роль - дать общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся. Источником информации для ребёнка становятся книги (художественные тексты), словари, справочники, ИКТ, научно - популярные работы, взаимодействие в процессе учения.

Самое главное - процесс обучения во многом идёт через проживание субъектного опыта.

Интерактивный урок - одна из форм технологии адаптивного обучения.

Адаптивное обучение предполагает собой систему форм и методов, способствующих эффективному индивидуальному развитию личности. Такой род деятельности, на мой взгляд, лучше других учитывает уровень и структуру базовой подготовки школьника, оперативно отслеживает результаты его текущей работы, это позволяет рационально подбирать способы деятельности для дальнейшего быстрого продвижения. Интерактивные уроки демонстрируют единство профессионального и личностного потенциала педагогической деятельности, и это можно считать узловым моментом, важнейшим условием профессиональной компетентности.

В процессе обучения русскому языку и литературе я целенаправленно осваиваю адаптивные технологии обучения и активно применяю их на практике.

Суть опыта: создание адаптивно - преобразующей среды обучения с использованием технологий исследовательской деятельности, ЛОП, критического мышления, технологии игровой (деловой) деятельности создают оптимальные условия для формирования индивидуализации личности, развития креативного мышления, повышения мотивации учения. При выборе способа деятельности учитываю, как в той или иной технологии раскрываются пути решения современных образовательных задач: создание на уроке психологического комфорта для формирования познавательной активности детей и увеличения доли самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, развитиялингвистической компетенции.

Варианты интерактивных занятий, урок - диалог, проблемный семинар - практикум, урок - размышление, урок - презентация, проектирование исследовательской деятельности, видеоурок, урок - консультация, деловая игра, урок -исследование, интернет -урок . Это эффективные средства углублённой работы с художественным текстом, стимулирование процесса чтения учеников, увлечённых как общением с компьютером, так и проблемой самоактуализации, самовыражения. Позитивная динамика на развивающем уровне связана с формированием коммуникативной и культуроведческой компетенций. Именно общение, духовность, потребность в интеллектуальной деятельности делает личность содержательной, подготовленной к встрече с прекрасным в жизни или способной к анализу и действию в проблемной ситуации.

Вне сомнения, наряду с другими развивающими технологиями методика совершенствования адаптивного (интерактивного) урока позволяет создать качественно новую систему отношений учителя и учащихся, ключевыми словами которых являются сотрудничество - сотворчество, внутренняя свобода ученика в процессе учения и взаимное уважение всех участников образовательного процесса. Современный урок литературы, многие уроки развития речи трудно представить без презентаций, выполненных в программе PowerPoint. Такая деятельность вызывают интерес у учащихся, так как позволяют не только услышать рассказ учителя или одноклассника о писателе, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторах или экранизированный вариант произведения.

Опыт работы убеждает, что данная форма работы помогает решить учителю следующие задачи:



  1. Стимулирование процесса чтения учеников, увлечённых компьютерными программами или тех, кому интересен сам процесс общения с данной техникой, то есть формирование повышенного уровня мотивации обучения.



  1. Создание оптимальных условий для углублённого прочтения ианализа художественного текста: составление цитатного плана, поиск в тексте ключевой фразы или слова, эпизода как аргумента тезиса, значимой художественной детали, чтобы найти ответ на основополагающий или просто проблемный вопрос поставленной перед учеником задачи.



  1. Обогащение жизненного опыта личности, как мы обычно говорим,субъектного, при углублённой работе с книгой: «сигналы», поступающие из произведения, приводят в движение эмоционально - волевую сферу личности, непроизвольно вызывают «внутренний поток» мыслительной энергии - своего рода школьник языком искусства (а не назиданием) приобретает «уроки жизни» (суть идеи ЛОП).



  1. Реализация доминантной цели наших интерактивных уроков: развитие креативного мышления личности и формирование потребности чтения художественных текстов. Развитие творческих способностей личности происходит следующим образом. Например, «художники» при создании презентации как продукта деятельности помогают углубить содержание проекта, сами создают иллюстрации к художественному тексту, вновь углублённо перечитывая эпизоды. «Аналитики» и «исследователи» также развивают логическое и креативное мышление, будущие «писатели» успешно самоутвержаются или, наоборот, осознают, как герой Булгакова, поэт Бездомный, что в мире есть много других интересных занятий для души. «Фотографы» в поиске нужной «модели» или фотографии, иллюстрации приобретают знания и практические навыки.



  1. Создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетентности. Социальный заказ в области изучения словесности требует от учителя подготовки школьников к осуществлению речевой культуры общения, то есть выпускник средней школы должен уметь владеть системой языковых знаний и умений в различных видах речевой деятельности. Выступление же перед классом с защитой результатов работы, в частности презентации, ответы на вопросы учителя и одноклассников, работа в группах, взаимодействие, внеурочная групповая и индивидуализированная деятельность ребят - всё это развивает ребёнка в культурной и интеллектуальном плане. Именно культура диалога и общение, творчество и самоанализ делает личность самостоятельной, успешной в социуме.



  1. Адаптивно - преобразующая среда предполагает формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности:исследование художественного текста, изучение архивных материалов, критической литературы для мотивированного к учению ученика, непосредственная работа по созданию исследовательских рефератов, концентрация основных идей в новом образовательном продукте (слайд - шоу, презентация, эссе, письмо, этюд, исследовательские и информативные проекты).

Как это делается на практике, или в чём суть идеи инновации?

Идея носит на первый взгляд парадоксальный характер: информационные технологии на уроках литературы при успешном создании адаптивно - преобразующей среды обучения могут стать эффективным помощником при коррекции развития опасной болезни нелюбви к чтению школьника и оказать достойную конкуренцию технократической модели образования. Суть опыта: адаптивные технологии (технология в режиме игровой и исследовательской деятельности, ЛОП, критического мышления) создают оптимальные условия для развития креативного мышления, самовыражения развития личности. Эти уроки - эффективный способ углублённой работы с художественным текстом, реализация идей личностно - ориентированного подхода и развития креативного начала личности.



Урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".



Цель урока: создать адаптивно - преобразующие условия для углубленного осмысления художественного текста, применяя его в знакомой и новой ситуации средствами адаптивных технологий.

Тип занятия:

Модель интерактивного урока развития творческих способностей учащихся в системе контроля знаний за чтением и первичным восприятием - осмыслением художественного текста в режиме адаптивного обучения

Цели по содержанию урока:



  1. Образовательная:

    • Выявить первичное впечатление при чтении романа, создать условия для обогащения субъектного опыта учащихся при прочтении «Война и мир» Толстого.

    • Создать условия для выявления ответов на волнующие ребят вопросы, появившиеся после прочтения произведения.

    • Коррекция системы работы по данной теме в условиях обучения в общеобразовательной школе.

  2. Воспитательная:

    • Создание условий для вдумчивого прочтения художественного текста и формирования умений диалогового взаимодействия.

    • Освоение принципов воспитания толерантной личности, помощь в поисках смысла и цели жизни на данном этапе формирования личности.

    • Осознание роли в жизни человека таких вечных ценностей, как Родина, семья, любовь, красота природы, музыка.



  1. Развивающая:

  • Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения анализировать, обобщать, сравнивать.



  • Освоить, учитывая возраст ребят, психологическую модель развития смыслового понимания художественного текста.



  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь:



  • Создать условия для мотивации углублённого изучения творчества и личности, эпохи Льва Николаевича Толстого.

  • Выявить личностно значимые сюжеты художественной эпопеи для учащихся с целью отбора эпизодов романа для углублённого анализа на следующих уроках.







ХОД УРОКА.

1.Просмотр отдельных кадров мультимедийного фильма «Ясная Поляна» с целью создания эмоционального фона и расширения информации учащихся о биографии писателя.



  1. Анализ любимых страниц романа (домашнее задание, индивидуальная работа, в группах, выбор ученика)



  • Сцена охоты - 2 ученика

  • Страницы, повествующие о детских балах - праздниках. И первый бал Наташи Ростовой - 1

  • Эпизоды приезда Николая Ростова домой, проигрыш - 1

  • Пьер и масоны 1

  • Наташа и Анатоль Курагин - 1

  • Ночь в Отрадном - 1

  • Соня в цветочной, на святках, в эпилоге - 1.

  • Наполеон и князь Андрей (на поле Аустерлица) -1



  1. Эссе «Эпизод романа, который запомнился»:



  • Пьер и Долохов на дуэли (приложение № 1)

  • « Странный эпилог»



  1. Вопросы, которые хочется задать герою или автору романа «Война и мир» и переадресовать их одноклассникам или группе ( «Эксперты», «Просто любители чтения», «Импровизаторы») - ролевая игра.





  1. «Вопросы бедной Соне или поддержка всех, кто умеет быть преданным и смиренным» (включены в презентацию учителя)

  2. «Всё Бонапарте всем голову вскружил…» (размышления о роли личности в истории вместе с автором произведения) - презентация учителя

  3. «Умна ли Наташа Ростова?»



  1. Другие предлагаемые варианты формы защиты домашнего задания:



  1. Построение ассоциативного ряда (выбор ученика)

  2. Копилка интересных мыслей (подбор цитат из романа)

  3. Чтение фрагмента романа наизусть

  4. Письмо герою произведения

Рефлексия.



  • Это первое учебное занятие ( 80 минут) явилось этапом погружения в самую ответственную и масштабную тему школьной программы по литературе, стартовой площадкой для следующих 17 уроков по творчеству Льва Толстого и началом подготовки к итоговому (зачётному за курс 10 класса) сочинению, выбора проектов и исследовательских рефератов.

  • Урок оказался своеобразным проективным тестом: ребята говорили о значимом в их жизни, волнующем или просто вызывающем вопросы, следовательно, чтение художественного текста как сложный психический процесс приводит к осознанию или даже решению проблем внутреннего мира старшеклассника:



  • - Например, девушка, выбравшая для анализа и чтения страницы про масонов, отличается богатым духовным миром и некоторой отрешённостью, а задающий вопросы о Наполеоне (не Кутузове!) юноша - эксцентричностью взглядов и даже поступков.

  • - Почему сцены охоты оказываются любимыми у двух девушек? Только ли тут дело в высочайшей образности и остроте сюжета эпизода романа? Может быть, интересны и потому, что жажда жизни, желание быть первым, выстоять, не растеряться в бурном социуме, сейчас актуальны, как никогда. (Молитва Николая Ростова о «матёром волке»)



  • После урока сразу же появились вопросы: «Почему остались незаслуженно без внимания так любимая автором Мари Болконская и князь Андрей? Обворожительность Наташи понятна, однако неужели Соня интереснее мною так любимой княжны Болконской? Ну что ж, в «бой», учитель, за Болконских и Кутузова!

  • Анализ результатов урока является причиной для коррекции в системе планирования интерактивных занятий по данной теме в режиме технологии адаптированного обучения и проектно-исследовательской деятельности.

  • Занятие, вне сомнения, вызвало интерес к произведению у тех ребят, кто ещё не брал в руки роман

Результаты учебного занятия:



  • За урок поставлено 5 пятёрок и 4 четвёрки, два ответа оценены как удовлетворительные.

  • Две ученицы сразу же, после урока, выразили желание работать над рефератами по творчеству писателя, мы вместе сформулировали темы.

  • Занятие, вне сомнения, вызвало интерес к произведению у тех ребят, кто ещё не брал в руки роман.

  • Совершенствование качества устной монологической речи учащихся.

Приложение №1. Любимые страницы романа ученицы Филимоновой Саши, изучающей литературу по индивидуальной траектории. (эссе).

по индивидуальной траектории.

Дуэль Долохова и Пьера

(эссе)

Роман «Война и мир» - первое художественное произведение, для прочтения которого потребовалось не только большое количество времени, но и интеллектуальных усилий: много непонятного, затрудняет чтение переход с русского языка на французский. Однако постепенное погружение в эту громаду стало открытием для меня совершенно нового мира мыслей и поступков людей, интересных и в чём - то даже близких, потока душевной жизни, постоянного изображения внутреннего мира героев, как в трилогии о Николеньке.

Без сомнения, самый лучший в романе - это Пьер, главный герой.

Его поиски смысла жизни, искренность и неискушённость: поведение в салоне Шерер, кутежи с Курагиным и Долоховым, странная женитьба на женщине, которую он не любит. Всё это показалось мне интересным и интригующим. А главное, поучительным: я ведь тоже могу порой подчиниться обстоятельствам или сделать что-либо под давлением, как это милый философ, потом сожалеть об этом и обвинить только не себя.

Но не таков Пьер, и в этом нас убеждает история ссоры и дуэли Пьера и Долохова. Все присутствующие на дуэли понимали, что сейчас совершится убийство…

Гражданский человек, ни разу не держащий в руках пистолета, и офицер - профессионал, недавние друзья, стреляют… друг в друга. Почему добряк Пьер не выстрелил в сторону? А умный Долохов не прекратил дуэль: ведь он не прав и позднее попросит прощения у Безухова. Однако Всевышний в лице автора не мог допустить несправедливого убийства. Наглое и насмешливое лицо Долохова на обеде в честь Багратиона и бледное, когда тот падает в снег… И Пьер, поняв, что чуть не убил человека (для него по большому нравственному счёту это убил и любовника жены, и себя), задает во время внутреннего монолога главный вопрос: «Как я дошёл до этого?» Нравственное смятение, ощущение катастрофы жизни, потребность разобраться в причинах зла, и неожиданный, внешне не очень убедительный ответ: я виноват…я солгал тогда

(«Я Вас люблю»), я виноват…

Осознание личной вины, лжи в его отношении к Элен - важный момент в переживаниях Пьера, потому что так рождается «ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ». А чувство, которое возбуждала Элен в Пьере, автор «награждает» дважды эпитетом «ГАДКОЕ»… Это ключевое слово, слово-характеристика отношений героев. Но сам Пьер обязательно найдёт смысл жизни и женится на любимой девушке, потому что он осуждает прежде всего себя. А Долохов? Он здесь открывается для меня с неожиданной стороны: плачет и боится расстроить обожаемую мать и горбатую сестру.

Читая роман, понимаешь: мир несправедлив, опасен и прекрасен. Как легко совершить ошибку - лишь бы не главную в жизни! А эпилог убеждает, что счастье надо выстрадать и уметь ждать. Как сложно и противоречиво устроен мир, и случай и обстоятельства играют в нём немалую роль.

Приложение №2. Рекомендации к выступлению:



  • Время выступления - 6-7 минут.

  • Выбранный эпизод должен быть не только значим, интересен для Вас, но и важен для понимания и углубления авторской позиции романа.

  • Ваш монолог углубите чтением любимых строк художественного текста.

  • Подберите иллюстрации или сделайте сами к Вашему выступлению.

  • Работайте над качеством Вашей устной речи.

Примерный алгоритм выступления:

1.Общее впечатление от прочтения романа.

2.Перечислите сцены, эпизоды, вызвавшие наибольший интерес. Мотивируйте выбор.

3.Выберите одну сцену, цельную и законченную по композиции и содержанию, и дайте ей свою интерпретацию, не пересказывая, свои размышления иллюстрируйте чтением текста, ключевых фраз, цитат.

4.Проверьте, все ли слова формулировки темы Вы раскрыли: мои - любимые - страницы. Какое слово Вы считаете главным?

5.Расскажите, что (содержание) и как (мастерство) углубляет или открывает лично для ВАС данный эпизод.

6.Сделайте вывод Вашего выступления.












© 2010-2022