- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайсарова М.Г. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интерактивная модель урока в режиме адаптивного обучения.
Интерактивная модель урока своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых ученики активно взаимодействуют между собой, а преподаватель перестаёт быть центральной фигурой и главным источником информации. Его роль - дать общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся. Источником информации для ребёнка становятся книги (художественные тексты), словари, справочники, ИКТ, научно - популярные работы, взаимодействие в процессе учения.
Самое главное - процесс обучения во многом идёт через проживание субъектного опыта.
Интерактивный урок - одна из форм технологии адаптивного обучения.
Адаптивное обучение предполагает собой систему форм и методов, способствующих эффективному индивидуальному развитию личности. Такой род деятельности, на мой взгляд, лучше других учитывает уровень и структуру базовой подготовки школьника, оперативно отслеживает результаты его текущей работы, это позволяет рационально подбирать способы деятельности для дальнейшего быстрого продвижения. Интерактивные уроки демонстрируют единство профессионального и личностного потенциала педагогической деятельности, и это можно считать узловым моментом, важнейшим условием профессиональной компетентности.
В процессе обучения русскому языку и литературе я целенаправленно осваиваю адаптивные технологии обучения и активно применяю их на практике.
Суть опыта: создание адаптивно - преобразующей среды обучения с использованием технологий исследовательской деятельности, ЛОП, критического мышления, технологии игровой (деловой) деятельности создают оптимальные условия для формирования индивидуализации личности, развития креативного мышления, повышения мотивации учения. При выборе способа деятельности учитываю, как в той или иной технологии раскрываются пути решения современных образовательных задач: создание на уроке психологического комфорта для формирования познавательной активности детей и увеличения доли самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, развитиялингвистической компетенции.
Варианты интерактивных занятий, урок - диалог, проблемный семинар - практикум, урок - размышление, урок - презентация, проектирование исследовательской деятельности, видеоурок, урок - консультация, деловая игра, урок -исследование, интернет -урок . Это эффективные средства углублённой работы с художественным текстом, стимулирование процесса чтения учеников, увлечённых как общением с компьютером, так и проблемой самоактуализации, самовыражения. Позитивная динамика на развивающем уровне связана с формированием коммуникативной и культуроведческой компетенций. Именно общение, духовность, потребность в интеллектуальной деятельности делает личность содержательной, подготовленной к встрече с прекрасным в жизни или способной к анализу и действию в проблемной ситуации.
Вне сомнения, наряду с другими развивающими технологиями методика совершенствования адаптивного (интерактивного) урока позволяет создать качественно новую систему отношений учителя и учащихся, ключевыми словами которых являются сотрудничество - сотворчество, внутренняя свобода ученика в процессе учения и взаимное уважение всех участников образовательного процесса. Современный урок литературы, многие уроки развития речи трудно представить без презентаций, выполненных в программе PowerPoint. Такая деятельность вызывают интерес у учащихся, так как позволяют не только услышать рассказ учителя или одноклассника о писателе, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторах или экранизированный вариант произведения.
Опыт работы убеждает, что данная форма работы помогает решить учителю следующие задачи:
-
Стимулирование процесса чтения учеников, увлечённых компьютерными программами или тех, кому интересен сам процесс общения с данной техникой, то есть формирование повышенного уровня мотивации обучения.
-
Создание оптимальных условий для углублённого прочтения ианализа художественного текста: составление цитатного плана, поиск в тексте ключевой фразы или слова, эпизода как аргумента тезиса, значимой художественной детали, чтобы найти ответ на основополагающий или просто проблемный вопрос поставленной перед учеником задачи.
-
Обогащение жизненного опыта личности, как мы обычно говорим,субъектного, при углублённой работе с книгой: «сигналы», поступающие из произведения, приводят в движение эмоционально - волевую сферу личности, непроизвольно вызывают «внутренний поток» мыслительной энергии - своего рода школьник языком искусства (а не назиданием) приобретает «уроки жизни» (суть идеи ЛОП).
-
Реализация доминантной цели наших интерактивных уроков: развитие креативного мышления личности и формирование потребности чтения художественных текстов. Развитие творческих способностей личности происходит следующим образом. Например, «художники» при создании презентации как продукта деятельности помогают углубить содержание проекта, сами создают иллюстрации к художественному тексту, вновь углублённо перечитывая эпизоды. «Аналитики» и «исследователи» также развивают логическое и креативное мышление, будущие «писатели» успешно самоутвержаются или, наоборот, осознают, как герой Булгакова, поэт Бездомный, что в мире есть много других интересных занятий для души. «Фотографы» в поиске нужной «модели» или фотографии, иллюстрации приобретают знания и практические навыки.
-
Создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетентности. Социальный заказ в области изучения словесности требует от учителя подготовки школьников к осуществлению речевой культуры общения, то есть выпускник средней школы должен уметь владеть системой языковых знаний и умений в различных видах речевой деятельности. Выступление же перед классом с защитой результатов работы, в частности презентации, ответы на вопросы учителя и одноклассников, работа в группах, взаимодействие, внеурочная групповая и индивидуализированная деятельность ребят - всё это развивает ребёнка в культурной и интеллектуальном плане. Именно культура диалога и общение, творчество и самоанализ делает личность самостоятельной, успешной в социуме.
-
Адаптивно - преобразующая среда предполагает формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности:исследование художественного текста, изучение архивных материалов, критической литературы для мотивированного к учению ученика, непосредственная работа по созданию исследовательских рефератов, концентрация основных идей в новом образовательном продукте (слайд - шоу, презентация, эссе, письмо, этюд, исследовательские и информативные проекты).
Как это делается на практике, или в чём суть идеи инновации?
Идея носит на первый взгляд парадоксальный характер: информационные технологии на уроках литературы при успешном создании адаптивно - преобразующей среды обучения могут стать эффективным помощником при коррекции развития опасной болезни нелюбви к чтению школьника и оказать достойную конкуренцию технократической модели образования. Суть опыта: адаптивные технологии (технология в режиме игровой и исследовательской деятельности, ЛОП, критического мышления) создают оптимальные условия для развития креативного мышления, самовыражения развития личности. Эти уроки - эффективный способ углублённой работы с художественным текстом, реализация идей личностно - ориентированного подхода и развития креативного начала личности.
Урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".
Цель урока: создать адаптивно - преобразующие условия для углубленного осмысления художественного текста, применяя его в знакомой и новой ситуации средствами адаптивных технологий.
Тип занятия:
Модель интерактивного урока развития творческих способностей учащихся в системе контроля знаний за чтением и первичным восприятием - осмыслением художественного текста в режиме адаптивного обучения
Цели по содержанию урока:
-
Образовательная:
-
Выявить первичное впечатление при чтении романа, создать условия для обогащения субъектного опыта учащихся при прочтении «Война и мир» Толстого.
-
Создать условия для выявления ответов на волнующие ребят вопросы, появившиеся после прочтения произведения.
-
Коррекция системы работы по данной теме в условиях обучения в общеобразовательной школе.
-
-
Воспитательная:
-
Создание условий для вдумчивого прочтения художественного текста и формирования умений диалогового взаимодействия.
-
Освоение принципов воспитания толерантной личности, помощь в поисках смысла и цели жизни на данном этапе формирования личности.
-
Осознание роли в жизни человека таких вечных ценностей, как Родина, семья, любовь, красота природы, музыка.
-
-
Развивающая:
-
Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения анализировать, обобщать, сравнивать.
-
Освоить, учитывая возраст ребят, психологическую модель развития смыслового понимания художественного текста.
-
Совершенствовать монологическую и диалогическую речь:
-
Создать условия для мотивации углублённого изучения творчества и личности, эпохи Льва Николаевича Толстого.
-
Выявить личностно значимые сюжеты художественной эпопеи для учащихся с целью отбора эпизодов романа для углублённого анализа на следующих уроках.
ХОД УРОКА.
1.Просмотр отдельных кадров мультимедийного фильма «Ясная Поляна» с целью создания эмоционального фона и расширения информации учащихся о биографии писателя.
-
Анализ любимых страниц романа (домашнее задание, индивидуальная работа, в группах, выбор ученика)
-
Сцена охоты - 2 ученика
-
Страницы, повествующие о детских балах - праздниках. И первый бал Наташи Ростовой - 1
-
Эпизоды приезда Николая Ростова домой, проигрыш - 1
-
Пьер и масоны 1
-
Наташа и Анатоль Курагин - 1
-
Ночь в Отрадном - 1
-
Соня в цветочной, на святках, в эпилоге - 1.
-
Наполеон и князь Андрей (на поле Аустерлица) -1
-
Эссе «Эпизод романа, который запомнился»:
-
Пьер и Долохов на дуэли (приложение № 1)
-
« Странный эпилог»
-
Вопросы, которые хочется задать герою или автору романа «Война и мир» и переадресовать их одноклассникам или группе ( «Эксперты», «Просто любители чтения», «Импровизаторы») - ролевая игра.
-
«Вопросы бедной Соне или поддержка всех, кто умеет быть преданным и смиренным» (включены в презентацию учителя)
-
«Всё Бонапарте всем голову вскружил…» (размышления о роли личности в истории вместе с автором произведения) - презентация учителя
-
«Умна ли Наташа Ростова?»
-
Другие предлагаемые варианты формы защиты домашнего задания:
-
Построение ассоциативного ряда (выбор ученика)
-
Копилка интересных мыслей (подбор цитат из романа)
-
Чтение фрагмента романа наизусть
-
Письмо герою произведения
Рефлексия.
-
Это первое учебное занятие ( 80 минут) явилось этапом погружения в самую ответственную и масштабную тему школьной программы по литературе, стартовой площадкой для следующих 17 уроков по творчеству Льва Толстого и началом подготовки к итоговому (зачётному за курс 10 класса) сочинению, выбора проектов и исследовательских рефератов.
-
Урок оказался своеобразным проективным тестом: ребята говорили о значимом в их жизни, волнующем или просто вызывающем вопросы, следовательно, чтение художественного текста как сложный психический процесс приводит к осознанию или даже решению проблем внутреннего мира старшеклассника:
-
- Например, девушка, выбравшая для анализа и чтения страницы про масонов, отличается богатым духовным миром и некоторой отрешённостью, а задающий вопросы о Наполеоне (не Кутузове!) юноша - эксцентричностью взглядов и даже поступков.
-
- Почему сцены охоты оказываются любимыми у двух девушек? Только ли тут дело в высочайшей образности и остроте сюжета эпизода романа? Может быть, интересны и потому, что жажда жизни, желание быть первым, выстоять, не растеряться в бурном социуме, сейчас актуальны, как никогда. (Молитва Николая Ростова о «матёром волке»)
-
После урока сразу же появились вопросы: «Почему остались незаслуженно без внимания так любимая автором Мари Болконская и князь Андрей? Обворожительность Наташи понятна, однако неужели Соня интереснее мною так любимой княжны Болконской? Ну что ж, в «бой», учитель, за Болконских и Кутузова!
-
Анализ результатов урока является причиной для коррекции в системе планирования интерактивных занятий по данной теме в режиме технологии адаптированного обучения и проектно-исследовательской деятельности.
-
Занятие, вне сомнения, вызвало интерес к произведению у тех ребят, кто ещё не брал в руки роман
Результаты учебного занятия:
-
За урок поставлено 5 пятёрок и 4 четвёрки, два ответа оценены как удовлетворительные.
-
Две ученицы сразу же, после урока, выразили желание работать над рефератами по творчеству писателя, мы вместе сформулировали темы.
-
Занятие, вне сомнения, вызвало интерес к произведению у тех ребят, кто ещё не брал в руки роман.
-
Совершенствование качества устной монологической речи учащихся.
Приложение №1. Любимые страницы романа ученицы Филимоновой Саши, изучающей литературу по индивидуальной траектории. (эссе).
по индивидуальной траектории.
Дуэль Долохова и Пьера
(эссе)
Роман «Война и мир» - первое художественное произведение, для прочтения которого потребовалось не только большое количество времени, но и интеллектуальных усилий: много непонятного, затрудняет чтение переход с русского языка на французский. Однако постепенное погружение в эту громаду стало открытием для меня совершенно нового мира мыслей и поступков людей, интересных и в чём - то даже близких, потока душевной жизни, постоянного изображения внутреннего мира героев, как в трилогии о Николеньке.
Без сомнения, самый лучший в романе - это Пьер, главный герой.
Его поиски смысла жизни, искренность и неискушённость: поведение в салоне Шерер, кутежи с Курагиным и Долоховым, странная женитьба на женщине, которую он не любит. Всё это показалось мне интересным и интригующим. А главное, поучительным: я ведь тоже могу порой подчиниться обстоятельствам или сделать что-либо под давлением, как это милый философ, потом сожалеть об этом и обвинить только не себя.
Но не таков Пьер, и в этом нас убеждает история ссоры и дуэли Пьера и Долохова. Все присутствующие на дуэли понимали, что сейчас совершится убийство…
Гражданский человек, ни разу не держащий в руках пистолета, и офицер - профессионал, недавние друзья, стреляют… друг в друга. Почему добряк Пьер не выстрелил в сторону? А умный Долохов не прекратил дуэль: ведь он не прав и позднее попросит прощения у Безухова. Однако Всевышний в лице автора не мог допустить несправедливого убийства. Наглое и насмешливое лицо Долохова на обеде в честь Багратиона и бледное, когда тот падает в снег… И Пьер, поняв, что чуть не убил человека (для него по большому нравственному счёту это убил и любовника жены, и себя), задает во время внутреннего монолога главный вопрос: «Как я дошёл до этого?» Нравственное смятение, ощущение катастрофы жизни, потребность разобраться в причинах зла, и неожиданный, внешне не очень убедительный ответ: я виноват…я солгал тогда
(«Я Вас люблю»), я виноват…
Осознание личной вины, лжи в его отношении к Элен - важный момент в переживаниях Пьера, потому что так рождается «ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ». А чувство, которое возбуждала Элен в Пьере, автор «награждает» дважды эпитетом «ГАДКОЕ»… Это ключевое слово, слово-характеристика отношений героев. Но сам Пьер обязательно найдёт смысл жизни и женится на любимой девушке, потому что он осуждает прежде всего себя. А Долохов? Он здесь открывается для меня с неожиданной стороны: плачет и боится расстроить обожаемую мать и горбатую сестру.
Читая роман, понимаешь: мир несправедлив, опасен и прекрасен. Как легко совершить ошибку - лишь бы не главную в жизни! А эпилог убеждает, что счастье надо выстрадать и уметь ждать. Как сложно и противоречиво устроен мир, и случай и обстоятельства играют в нём немалую роль.
Приложение №2. Рекомендации к выступлению:
-
Время выступления - 6-7 минут.
-
Выбранный эпизод должен быть не только значим, интересен для Вас, но и важен для понимания и углубления авторской позиции романа.
-
Ваш монолог углубите чтением любимых строк художественного текста.
-
Подберите иллюстрации или сделайте сами к Вашему выступлению.
-
Работайте над качеством Вашей устной речи.
Примерный алгоритм выступления:
1.Общее впечатление от прочтения романа.
2.Перечислите сцены, эпизоды, вызвавшие наибольший интерес. Мотивируйте выбор.
3.Выберите одну сцену, цельную и законченную по композиции и содержанию, и дайте ей свою интерпретацию, не пересказывая, свои размышления иллюстрируйте чтением текста, ключевых фраз, цитат.
4.Проверьте, все ли слова формулировки темы Вы раскрыли: мои - любимые - страницы. Какое слово Вы считаете главным?
5.Расскажите, что (содержание) и как (мастерство) углубляет или открывает лично для ВАС данный эпизод.
6.Сделайте вывод Вашего выступления.