«У каждого возраста свой Пушкин» ( литературный вечер для учащихся 6 класса)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«У каждого возраста свой Пушкин»

( литературный вечер для учащихся 6 класса)


Учитель: Подольская Т.В.

Цели: привить интерес и любовь к литературе;

активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

воспитывать чувство коллективизма;

развивать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Оформление:

портрет А.С.Пушкина, выставка книг поэта, подборка книг о Пушкине, выставка рисунков, творческие работы учащихся, иллюстрации к произведениям, магнитофон, реквизит для инсценирования сказок.

Ход мероприятия

( На доске - портрет А.С.Пушкина)

Звучит стихотворение А.С.Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин… Такое знакомое и родное имя. «У каждого возраста свой Пушкин» , - так назвали мы сегодняшний литературный вечер, посвященный великому русскому поэту, человеку, личности.

Ведущий

Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С.Пушкин. Редко встретишь в наше время человека, который не был бы знаком с его творчеством. У каждого из нас - свой Пушкин. И это прекрасно!

Ведущий

Уже с самого раннего детства мы начинаем знакомиться с произведениями А.С.Пушкина. Помните:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Ведущий

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

Ведущий

А вот еще:

Жили-были старик со старухой

У самого синего моря…

И это не просто сказки, это часть мира, в котором мы живем, часть нас самих.

Слово учителя

Сейчас мы увидим инсценирование сказок А.С.Пушкина.

1 команда - «Сказка о царе Салтане…»

2 команда - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

( Эти сказки предварительно по жребию за несколько дней вперед были выбраны учениками в качестве домашнего задания)


Слово учителя

Каждое новое поколение открывает для себя А. С. Пушкина, по-своему принимает его героев, пытается разгадать загадки его непростой жизни и трагической смерти. О Пушкине говорят, спорят, его произведения экранизируют и ставят на театральных сценах.

Сейчас я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по страницам произведений Александра Сергеевича и вспомнить интересные факты его биографии. Желаю вам получить и наслаждение и поучение!

Вопросы викторины

1.Летом 1811 г. в сопровождении дяди Василия Львовича Саша Пушкин отправился в Петербург. Он впервые покидал Москву, впервые замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции. Детство кончилось. Куда отправился Александр в двенадцатилетнем возрасте? Ответ: в Царскосельский Лицей.

2. О ком с такой любовью писал Пушкин в стихотворении 1822 г.

«Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила»?

3. Ссылка в глухую деревню, не ограниченная даже сроком (на год? на пять лет?), оторванность от друзей, поднадзорное положение - всё создавало у поэта тяжёлое, подавленное настроение. «Всё мрачную тоску на душу мне наводит», - писал Пушкин. Назовите место ссылки поэта. Ответ: Михайловское.

4. 14 декабря 1825 г. Россия впервые увидела революционное движение против царизма. В это день офицеры вывели на площадь свои полки, чтобы отказаться от присяги Николаю I и с оружием в руках требовать Конституции. Восстание было разгромлено, пять его активных деятелей были казнены. Всех их лично знал А. С. Пушкин. О каком восстании идёт речь? Ответ: восстание декабристов на Сенатской площади.

5. Кто взял на себя роль личного цензора (как вы понимаете это слово?) поэта после разгрома восстания декабристов? Ответ: царь Николай I.

6. 27 января 1837 г. здесь была назначена дуэль Пушкина с Дантесом. Здесь на узкой, заснеженной тропе, в двадцати шагах друг против друга стали А. С. Пушкин и молодой француз Жорж Дантес, состоящий на русской службе. Назовите это место. Ответ: Чёрная речка, пригород Петербурга.

7. Назовите автора и произведение, явившееся откликом на смерть А. С. Пушкина. Ответ: Лермонтов «Смерть поэта».

Ведущий

Все прекрасно в творчестве Пушкина: его стихи, его герои, его идеи. Нельзя читать Пушкина и оставаться равнодушным.

Посмотрите: за окном - осень. А осень была самым плодотворным периодом в творчестве поэта.

Именно в Болдине он пишет сказки, поэму «Медный всадник», роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина», много стихотворений.

Ведущий

Русская поэзия всегда сочетала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе.

Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения не мало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.

Учитель

И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Конкурс чтецов

Ведущий

В стихах Пушкина читатель найдет все: реальные портреты эпохи, размышления о главных вопросах жизни, картины природы, движения человеческой души. Его произведения именно потому так близки многим из нас. Он смог жить, «чтобы мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

Учитель


Конкурс капитанов


Определить рифму стихотворения, начертить схему, найти тропы

А в это время команда продолжают зарабатывать баллы.

Конкурс забытых вещей (предметы, рисунки в чёрном ящике)

Какому из героев принадлежат эти вещи?

Хрустальный дом (белка)

Корыто (старуха)

Невод (старик)

Черное кольцо с изображением мертвой головы (Алексей Берестов)

Череп коня (вещий Олег)

Хрустальный гроб (мертвая царевна)

Зеркальце (царица)

Золотой петушок (царь Дадон)

Ведущий

Прошло много лет с тех пор, когда жил, творил, любил А.С.Пушкин. Его давно нет, но осталось богатейшее творческое наследие - прекрасная школа «воспитания чувств», которую посещает каждый из нас.

Ведущий

Это имя - знакомое с детства-

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Ведущий

Это имя - бессонница весен,

Увлекающая за моря,

Золотая, румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

Ведущий

Это имя - сквозь белые ночи

Всех бессонных касается век,

Раскрывает все жадные очи

На прошедший и будущий век.

Ведущий

Это имя - как лозунг и знамя!

И опять, веселясь и грустя,

Рядом с нами, за нас и за нами -

Он наш сверстник и наша звезда!






приложение

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

Зимнее утро

Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1 команда «Сказка о царе-Салтане»

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".


- "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- "Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".

В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.

2 команда «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

На девичник собираясь.

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

"Я ль, скажи мне. всех милее.

Всех румяней и белее?"

Что же зеркальце в ответ?

"Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее".

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

"Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?" Зеркальце в ответ:

"А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее".

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.



© 2010-2022