- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «У каждого возраста свой Пушкин» ( литературный вечер для учащихся 6 класса)
«У каждого возраста свой Пушкин» ( литературный вечер для учащихся 6 класса)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Подольская Т.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«У каждого возраста свой Пушкин»
( литературный вечер для учащихся 6 класса)
Учитель: Подольская Т.В.
Цели: привить интерес и любовь к литературе;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
воспитывать чувство коллективизма;
развивать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Оформление:
портрет А.С.Пушкина, выставка книг поэта, подборка книг о Пушкине, выставка рисунков, творческие работы учащихся, иллюстрации к произведениям, магнитофон, реквизит для инсценирования сказок.
Ход мероприятия
( На доске - портрет А.С.Пушкина)
Звучит стихотворение А.С.Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Слово учителя
Александр Сергеевич Пушкин… Такое знакомое и родное имя. «У каждого возраста свой Пушкин» , - так назвали мы сегодняшний литературный вечер, посвященный великому русскому поэту, человеку, личности.
Ведущий
Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С.Пушкин. Редко встретишь в наше время человека, который не был бы знаком с его творчеством. У каждого из нас - свой Пушкин. И это прекрасно!
Ведущий
Уже с самого раннего детства мы начинаем знакомиться с произведениями А.С.Пушкина. Помните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Ведущий
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Ведущий
А вот еще:
Жили-были старик со старухой
У самого синего моря…
И это не просто сказки, это часть мира, в котором мы живем, часть нас самих.
Слово учителя
Сейчас мы увидим инсценирование сказок А.С.Пушкина.
1 команда - «Сказка о царе Салтане…»
2 команда - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
( Эти сказки предварительно по жребию за несколько дней вперед были выбраны учениками в качестве домашнего задания)
Слово учителя
Каждое новое поколение открывает для себя А. С. Пушкина, по-своему принимает его героев, пытается разгадать загадки его непростой жизни и трагической смерти. О Пушкине говорят, спорят, его произведения экранизируют и ставят на театральных сценах.
Сейчас я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по страницам произведений Александра Сергеевича и вспомнить интересные факты его биографии. Желаю вам получить и наслаждение и поучение!
Вопросы викторины
1.Летом 1811 г. в сопровождении дяди Василия Львовича Саша Пушкин отправился в Петербург. Он впервые покидал Москву, впервые замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции. Детство кончилось. Куда отправился Александр в двенадцатилетнем возрасте? Ответ: в Царскосельский Лицей.
2. О ком с такой любовью писал Пушкин в стихотворении 1822 г.
«Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила»?
3. Ссылка в глухую деревню, не ограниченная даже сроком (на год? на пять лет?), оторванность от друзей, поднадзорное положение - всё создавало у поэта тяжёлое, подавленное настроение. «Всё мрачную тоску на душу мне наводит», - писал Пушкин. Назовите место ссылки поэта. Ответ: Михайловское.
4. 14 декабря 1825 г. Россия впервые увидела революционное движение против царизма. В это день офицеры вывели на площадь свои полки, чтобы отказаться от присяги Николаю I и с оружием в руках требовать Конституции. Восстание было разгромлено, пять его активных деятелей были казнены. Всех их лично знал А. С. Пушкин. О каком восстании идёт речь? Ответ: восстание декабристов на Сенатской площади.
5. Кто взял на себя роль личного цензора (как вы понимаете это слово?) поэта после разгрома восстания декабристов? Ответ: царь Николай I.
6. 27 января 1837 г. здесь была назначена дуэль Пушкина с Дантесом. Здесь на узкой, заснеженной тропе, в двадцати шагах друг против друга стали А. С. Пушкин и молодой француз Жорж Дантес, состоящий на русской службе. Назовите это место. Ответ: Чёрная речка, пригород Петербурга.
7. Назовите автора и произведение, явившееся откликом на смерть А. С. Пушкина. Ответ: Лермонтов «Смерть поэта».
Ведущий
Все прекрасно в творчестве Пушкина: его стихи, его герои, его идеи. Нельзя читать Пушкина и оставаться равнодушным.
Посмотрите: за окном - осень. А осень была самым плодотворным периодом в творчестве поэта.
Именно в Болдине он пишет сказки, поэму «Медный всадник», роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина», много стихотворений.
Ведущий
Русская поэзия всегда сочетала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе.
Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения не мало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.
Учитель
И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Конкурс чтецов
Ведущий
В стихах Пушкина читатель найдет все: реальные портреты эпохи, размышления о главных вопросах жизни, картины природы, движения человеческой души. Его произведения именно потому так близки многим из нас. Он смог жить, «чтобы мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.
Учитель
Конкурс капитанов
Определить рифму стихотворения, начертить схему, найти тропы
А в это время команда продолжают зарабатывать баллы.
Конкурс забытых вещей (предметы, рисунки в чёрном ящике)
Какому из героев принадлежат эти вещи?
Хрустальный дом (белка)
Корыто (старуха)
Невод (старик)
Черное кольцо с изображением мертвой головы (Алексей Берестов)
Череп коня (вещий Олег)
Хрустальный гроб (мертвая царевна)
Зеркальце (царица)
Золотой петушок (царь Дадон)
Ведущий
Прошло много лет с тех пор, когда жил, творил, любил А.С.Пушкин. Его давно нет, но осталось богатейшее творческое наследие - прекрасная школа «воспитания чувств», которую посещает каждый из нас.
Ведущий
Это имя - знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Ведущий
Это имя - бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Ведущий
Это имя - сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
Ведущий
Это имя - как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами -
Он наш сверстник и наша звезда!
приложение
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Зимнее утро
Александр Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1 команда «Сказка о царе-Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
- "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- "Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
2 команда «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне. всех милее.
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?" Зеркальце в ответ:
"А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.