Конспект урока по русскому языку Повторение изученного по морфемике и словообразованию

Учитель русского языка и литературы: Занькина Татьяна Михайловна.Предмет: Русский язык.Класс: 9Дата проведения урока: 9 сентября.Продолжительность урока: 45 минут.Тема урока: "Повторение изученного по морфемике и словообразованию".Тип урока: повторение пройденного.Использованные технологии: компьютерные, личностно - ориентированные, исследовательские.Оборудование: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тросценцова и др. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку


Учитель: Занькина Татьяна Михайловна

Класс: 9

Тема: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

Цели: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию, познакомить с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»); развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: тестовые задания, «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

  1. Вступительное слово учителя.

- С первых дней жизни мы приучаемся соотносить людей и окружающие нас предметы с определенными сочетаниями звуков - словами. Ребенок запоминает, что одна последовательность звуков обозначает маму, другая - кошку, третья - кашу. Слово - начало познания мира. Оно воспринимается как нечто цельное, почти осязаемое, как сами предметы, которые оно называет.

Малыш, только начинающий говорить, произносит одно и то же слово («мама») в совершенно разных ситуациях. Постепенно он учится использовать разные формы слова:

- Хочу к маме!

- Я пойду с мамой!

Слово явно одно и то же (ведь мама-то одна!), но на конце его нужно немножко менять, потому что так требуется для предложения.

Дальнейшие наблюдения:

утром папа уходит на работу, а вечером приходит с работы;

когда мама сердится на кота, называет его Васька, когда гладит - Васенька, а когда зовёт есть - Вася;

если что-то отломилось, откололось, оторвалось, отклеилось, то это надо прибить, приклеить, пришить, приколотить, приделать.

Оказывается, слово не является таким уж цельным и неделимым! Оно состоит из кусочков, которые что-то значат. Открывается простор для словотворчества.

Например, в книге К. И. Чуковского мы встречаемся с такими объяснениями: «Наблюдение - то, что на блюде?»; «Судак - это которого судят? Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит».

Взрослые и умиляются, и смеются над детскими открытиями, над тем, как малыши создают слова. Открытия ученых-лингвистов отличаются от них в одном отношении - ту работу, которую дети осуществляют неосознанно, интуитивно, ученые ведут целенаправленно, на основе строгих методов. Сравнивая и анализируя слова, лингвисты сделали следующие выводы:

- многие слова делятся на фрагменты;

- эти фрагменты общие для ряда слов и привносят в них какое-то значение - всякий раз одно и то же;

- фрагменты эти уже не могут быть разбиты на более мелкие значимые части.

Эти фрагменты - «кирпичики смысла» - в лингвистике называют морфемами. Наука, которая изучает, на какие морфемы делятся слова, называется морфемика, а наука, отвечающая на вопрос, как из морфем делаются слова, - словообразование.

  1. Сообщение темы и цели.

- Итак, тема сегодняшнего урока - «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

На уроке мы повторим основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, познакомимся с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»)

  1. Блиц-опрос.

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Что такое окончание?

- В какой части слова заключено лексическое значение?

- Какие части слова выражают грамматическое значение?

- Какие части речи не имеют окончания?

- Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

- В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

V. Практикум.

1. Распределите приведенные ниже слова по графам таблицы.

Неизменяемые слова

Изменяемые слова

основа

окончание

снова

голов-

Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив.

2. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:

а) слова со словоизменительными морфемами;

б) слова со словообразовательными морфемами.

Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий.

VI. «Давайте поразмышляем!»

- Ребята, как вы думаете, могут ли морфемы рассказать нам о чем-либо? Например, окончание -ая, суффикс -ну? Свой ответ аргументируйте.

- Что означает эта фраза?

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
- Давайте подумаем: на каком языке эта фраза? Понятна ли она? И насколько? Каждый, наверное, согласится, что это фраза русского языка, но... Эта фраза содержит вымышленные, придуманные, не существующие в русском языке корни и настоящие, реальные суффиксы и окончания. Приставок здесь нет.
Что нам могут дать суффиксы и окончания, если мы не знаем корней? Оказывается, очень много. Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше.
О чем идет речь в этой фразе?
Какое-то существо женского рода (куздра) с непонятным для нас признаком (глокая) совершило в прошлом однократное действие (будланула), причем указано, как именно (штеко), по отношению к живому существу (бокра), взрослому животному, так как у него есть детеныш (бокренок), и в настоящее время совершает неоднократное действие (кудрячит) по отношению к детенышу этого животного.
Согласитесь, что мы смогли почти полностью обрисовать общую картину.
Эту фантастическую фразу придумал замечательный ученый и педагог Лев Владимирович Щерба. И с тех пор она помогает учить многие поколения студентов и школьников. Для наглядности подставим в эту фразу русские корни. Вот что может получиться: черная гусыня быстро щипнула кота и гонит котенка. Или: свирепая тигрица быстро толкнула буйвола и тащит буйволенка. Можно сделать и другие «переводы» на русский язык, и все они будут рисовать одну и ту же общую картину.
Мы можем сделать полный грамматический разбор (по частям речи и членам предложения) этой фразы - данных для этого достаточно. - Итак каждая морфема выполняет свою роль, имеет свое значение.

VII.Практикум. Определите значение приставок в данных глаголах:

  1. неполнота;

  2. начало;

  3. повторение;

  4. завершение.

Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.

VIII. Повторение способов образования слов в русском языке. Упражнения в морфемном и словообразовательном разборе.

  1. Работа с таблицей на стр. 148. Выполнение упражнения 321 на стр.149.

  2. Знакомство с новыми понятиями.

Аффикс (от лат. «affixus» - «прикрепленный»).

Префикс (от лат. «prae» - «впереди» и «fixus» - «прикрепленный»).

Интерфикс (от лат. «inter» - «между» и «fixus» - «прикрепленный»).

3. «Это интересно!»

- Определим способ образования слов «дояр», «зонт».

Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик - измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.

IX. Лингвистическое изложение с элементами сжатия.

- Запишите рассуждение об этимологии слова действительность в виде словообразовательной цепочки.

Для многих слов, образованных в древности, теперь иногда и сложно отыскать исходный корень, настолько они разошлись - родители и дети. Часто это старое слово, к которому некогда приставили суффикс, а потом и забыли, что был суффикс, и вот перед нами нечто новое, не связанное с исходным значением корня. Скажем, глагол гореть мы никак не связываем с существительным горе, а они-то и есть «дитя» и «мать».
Другие же слова веками обрастали все новыми и новыми суффиксами, так что теперь трудно вычленить в них суффиксы и корни. В школьном словообразовательном словаре указаны тысячи слов, которые кажутся самостоятельными, хотя на самом деле по своему происхождению они всего лишь «дети», «родители» которых и сейчас еще живы. Вот слово
действительность. Словарь подсказывает: корень действительн-, суффикс -ость, потому что слово образовано от прилагательного действительный. Похоже на правду. Но мы ведь знаем, что есть и суффикс -тель, - значит, можно выделить и основу действи-; мы знаем и то, что есть суффикс -ств-, - значит, можно выделить корень дей- (действие); и так далее. В наше время действительность действительно не связана с делом, но когда-то, сотни лет назад, и действие, и дело, и действительность образовались от одного корня, который сохранился в наших глаголах де-ть, о-де-ть, раз-де-ть. Нужно заняться специальным исследованием, чтобы обнаружить этот корень, раскрыть его исходное значение и звучание. Теперь же все это разные слова.

X. Итог.

XI. Домашнее задание.

Стр. 148 (повторить теорию), упр. 323 (часть 1, 2)



Список литературы:

  1. З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.

  2. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.

  3. Русский язык 9 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др., Москва, «Просвещение».

  4. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». № 41, 2002 . / rus.1 september.ru




© 2010-2022