Урок по русскому языку на тему: Литературный язык и его нормы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Литературный язык и его нормы (грамматика).

Цель: Закрепить изученный материал по данной теме; Развивать языковые умения школьников; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, словари, дидактический материал.

I Проверка домашнего задания (цепочкой с объяснением).

1. Упражнение из учебника.

2. Индивидуальное задание. Словарные статьи к словам:

крЕдит(спец.) - счет кредитующего лица или учреждения.

кредИт - ссуда, предоставление ценностей,денег, товаров долг; коммерческое доверие.

абАка - доска для арифметических вычислений.

абакА - манильская пенькА.

Орган - часть организма, имеющая определенное назначение.

оргАн - музыка прилагательное от существительного льный духовой клавишный инструмент.

бАба (обл., прост.) - замужняя женщина; жена, а также вообще женщина; м. и ж.(перен.)- о робком слабохарактерном мужчине (разг., ирон.); (спец.) - ударная часть механических молотов, копров; род белого сдобного хлеба цилиндрической формы.

бабА - у тюркских народов - уважительное обращение к мужчине, старшему по возрасту.

бАрочный - прилагательное от существительного бАрка.

БарОчный - прилагательное от существительного барокко - архитектурный стиль 17-18 вв.

безОбразный (спец.) - не заключающий в себе Образов.

безобрАзный - крайне некрасивый , непристойный, возмутительный.

II Изучение нового материала.

1. Мотивация.

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». (Наполеон)

- В каком значении употреблено словосочетание уметь говорить в данной цитате?

2. Объявление темы и цели урока.

Наша речь понятна всем, если мы придерживаемся литературной нормы.

3. Объяснение. Слово учителя.

Различают нормы императивные (строго обязательные) и диспозитивные (не строго обязательные, вариативные - связанные с определенными условиями использования вариантов).

Использование императивных норм регламентируется характеристикой «нужно - нельзя», говорящий находится в ситуации выбора между единственно правильным в литературном языке речевым употреблением и параллельно существующей в живой речи речевой ошибкой ( их дело - нельзя ихнее, кладет - нельзя ложит). Императивные нормы существуют на всех уровнях языка: красивее - императивнаяакцентная норма; заведующий библиотекой - грамматическая императивная норма. Даже единичное нарушение императивных норм расценивается общественным мнением как признак общего слабого владения русским языком.

В области диспозитивных норм действует правило «лучше - хуже».

Сегодня мы будем изучать императивные нормы русского языка.

4. Работа с учебником.

1) Изучение теоретического материала.

2) Выполнение упражнений из учебника.

5. Тренировочные упражнения.

а) Образуйте формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа данных существительных. Распределите данные существительные на четыре группы: 1) одушевленные, 2) неодушевленные, 3)одушевленные и неодушевленные в зависимости от значения, 4) колебания в отнесении к одушевленным или неодушевленным.

Бактерия, гений, город, земля, змей, истребитель, краб, лицо, мать, .микроб, народ, отец, персонаж, полька, профессор, профессура, собрание, страшилище, студент, студенчество, тюфяк, человек, человечество, чудовище, чурбан.

б) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Баклажан, барашек, башня, блюдце, дядя, жеребенок,зять, лезвие, кочерга, носок, облако, окошко, очки, партизан, платье, ружье, серьги, туфля, чулок, яблоко.

в) Укажите в выделенных словах окончания. Определите какие из них являютсяосновными, а какие - вариативными, какие из них являются нормативными, а какие - ненормативными в современном русском языке.

Трудитеся разумом, упражняяся в чтении, размышлении, разыскании истины, и разум управлять будет вашей волею и страстьми. (А.Радищев)

Боцман хотел было бежать и доложить офицеру, что «обезьянов» никак нельзя поймать. Каких только не повидаешь нациев! Рассчитывал из этих денег купить себе восьмушку чая, фунт сахара. Город Проскуров. От него верстов десять наша деревня. Здесь этих акулов страсть. Это пространство длиной в 160 фут. (К.Станюкович)

Ты поверг меня в кручину - не выдержал экзамену, подлец! Много видел на тракту генералов строгих. (Н.Некрасов).

Неприязненное чувстчо, которое овладевает нами при появлении нового лица в нашем домашнем кружку. (И.Тургенев)

Незнакомец спросил себе бифштексу и сел передо мною. Четверть часа тому встретил я его у Полицейского мосту.(А.Пушкин)

Канат держит якорь в 150 пуд. (И.Гончаров)

Зуб же я своих лишился потому, что дюже болели они у меня. (И.Бунин)

г) Выберите из данных в скобках числительных нужные.

Они вырастили (четырех, четверых)дочерей. Их было (четыре, четверо) . Подъехали (пять, пятеро) машин. В обозе (пятеро, пять) саней.

III Итог

IV Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение из учебника.

3. Индивидуальное задание: пользуясь словарем, определите этимологиюслов ракета и ракетка. Однокоренные ли это слова?

V Подведение итогов урока (интерактивная игра «Микрофон»)

- В языке различают нормы …

- Императивные нормы - это …

- Диспозитивными нормами называются …

- Даже единичное нарушение императивных норм расценивается как …



© 2010-2022