Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС на тему Переходные и непереходные глаголы

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» г. Ульяновска Бурмистровой Валентины Петровны Тема урока: переходные и непереходные глаголы. Класс: 6 класс. Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.). Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: 1.      Личностные (Л): - осознание эстетической ценности русского языка; - взаимодействие учащихся в парной работе: развит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС на тему Переходные и непереходные глаголы

Технологическая карта

урока русского языка в 6 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» г. Ульяновска

Бурмистровой Валентины Петровны

Тема урока: переходные и непереходные глаголы.

Класс: 6 класс.

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

  1. Личностные (Л):

- осознание эстетической ценности русского языка;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

2. Метапредметные:

А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного и художественного (образцового) текста), письмо (количество записанных слов на уроке ≈ 50), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);

Б) регулятивные (Р): включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

3. Предметные: познакомить учащихся с понятиями переходные и непереходные глаголы; развивать умение работать со словарём иностранных слов, выработать умение находить в словаре иностранных слов лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, оформленная доска (число, классная работа), учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения практической работы на этапе закрепления, словарь иностранных слов (+ толковый словарь под ред. А.П. Евгеньевой).

Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.

Структура урока

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). 3 мин.

2.Актуализация знаний. 12 мин.

2.1.Речеведческая работа с текстом.

2.2.Словарно-орфографическая работа.

2.3.Целеполагание.

3.Формирование новых знаний - изучение нового материала. 12 мин.

3.1.Самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).

3.2.Работа в парах (обучение в сотрудничестве).

4.Закрепление изученного. 7-10 мин.

4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная, парная).

5.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы детей. 2 -3 мин.

6.Задавание на дом. 2 мин.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).





2.Актуализация знаний.

2.1.Речеведческая работа с текстом.




2.2.Словарно-орфографическая работа.
















2.3.Целеполагание.







3.Формирование новых знаний - изучение нового материала.

3.1.Самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).

3.2.Работа в парах (обучение в сотрудничестве).




4.Закрепление изученного.

4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная, парная, групповая)





5.Подведение итогов. Рефлексия.

Оценивание работы детей.

6.Задавание на дом.



Приветственное слово учителя. Проверка готовности класса к уроку. Оформление рабочей тетради.

Когда я готовилась к нашему уроку, я нашла интересное стихотворение. Его автор - русская советская поэтесса Маргарита Алигер (фото на слайде 2).

Я хочу прочитать вам отрывок из этого стихотворения. Как вы думаете, на какие вопросы я попрошу вас ответить после его слушания?

Действительно, ваша задача - не только внимательно послушать произведение, но и определить его тему и идею, стиль.

Берёт японец ветку вишни
в жемчужно-розовом цвету,
срезает все, что видит лишним,
что нарушает красоту.

И острый нож кромсает, мучит
Живую зелень, нежный цвет.
Но он становится все лучше,
неповторимый тот букет.

Итак, какова, по-вашему, тема этого произведения? (текст на слайде 2)

А идея?

Приходилось ли вам, для того чтобы получился необходимый результат, убирать все лишнее, что «нарушало красоту»?

Стиль? Докажите, что этот текст относится к художественному стилю.

Как вы думаете, о каком же именно искусстве создания букетов идёт речь в этом стихотворении? И где это искусство зародилось?


(На слайде 3) _к_бáна.

Для того чтобы определить правильное написание слова, куда мы обращаемся?

На руках у нас с вами словарь иностранных слов. Почему сегодня мы обращаемся именно к нему?


Запишите слово икебана в свои тетради.


Что же такое икебана?

Икебáна [япон. - «вторая жизнь цветов»]

1. Искусство составления букетов из живых или засушенных растений (первоначально распространённое в Японии).

2. Букет, составленный по правилам такого искусства.

(На слайде 2 картинка такого букета)

Ребята, запишите одно из определений слова икебана в свои тетради.

Придумайте и запишите в свои тетради 2-3 словосочетания со словом икебана (по желанию учащиеся могут составить предложения с данным словом).

Как вы понимаете, искусство икебаны давно уже вышло за пределы Японии, распространилось по всему миру, и даже некоторые люди занимаются им у себя дома в качестве увлечения.

А каким еще искусством можно заниматься дома?

(На слайдах 5-7 появляются картинки, попутно учащимися в тетради записываются словосочетания «глагол+сущ.»).

В записанных словосочетаниях обозначьте главное слово и укажите часть речи и падеж зависимого слова (слайд 8).

Что общего в значении всех этих глаголов? (Если необходимо, обращаемся к определению глагола: глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета).

Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы

называются переходными. Предположите, какова тема урока?

Зачем нам знать о переходности/непереходности глаголов?

Какие задачи нужно будет выполнить?


Что будем делать, чтобы достичь названных целей?

Откройте в учебнике соответствующий нашей теме параграф.

Найдите на с. 109 информацию о том, что же такое переходные и непереходные глаголы; обсудите полученную информацию в парах, сделайте вывод, опираясь на записанные ранее словосочетания (слайд 11).



Но существуют еще и особые случаи определения переходности глаголов, когда дополнение будет стоять не только в В.п. без предлога (слайд 12).

Обратимся к материалу для

самостоятельных наблюдений на с. 110. Что необходимо сделать?


Пожалуйста, в парах обсудите и выполните письменно задание, сделайте вывод.


Итак, как отличить переходные глаголы от непереходных?

К чему мы можем приступить теперь?

Раздаются карточки со стихотворением.

Придумайте задания к тексту (слайд 13).

Берет японец ветку вишни
в жемчужно-розовом цвету,
среза..т все, что вид...т лишним,
что наруша...т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет.
Но он становится все лучше,
неповторимый тот букет.




Почему автор стихотворения использовал в тексте только переходные глаголы?


Учитель спрашивает ребят, все ли задачи, которые поставили вначале урока, выполнены. Чем запомнился урок? Был ли полезен урок?

§90, с. 109 - сообщение по памятке; с.111 - изучить теоретические сведения.

На выбор:

2. Упр. 528.

3*. Написать небольшое сочинение на тему «Искусство составления букетов», обозначьте переходные/непереходные глаголы.


Приветствие.

Готовятся к работе.



Слушаем варианты детей.




Искусство создания букетов.

Чтобы создать красивое, истинное произведение искусства, порой приходится убирать все лишнее, что «нарушает красоту».

Слушаем ответы ребят (при работе над сочинением…).

Художественный (эпитет: жемчужно-розовый цвет, нежный цвет; олицетворение: острый нож мучит живую зелень).

Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет.

К словарю.

Слово икебана заимствованное, значит, данный словарь поможет нам определить не только правильное написание слова, но и его лексическое значение.

Записывают слово в тетрадь, подчеркивают ошибкоопасные места, ставят ударение.

Один из учеников зачитывает определения, которые в свою очередь появляются на слайде (Словарная статья из толкового словаря под ред. А.П. Евгеньевой).

Записывают, например: икебана - букет, составленный из живых или засушенных растений.

Делать икебану, сделать икебану, создавать икебану, любоваться икебаной, поставить икебану на столик и т.п.


Фотографировать животных, писать картины, сочинять стихи.

Фотографировать животных (сущ., В.п.), писать картины (сущ., В.п.), сочинять стихи (сущ., В.п.).

Действие направлено на какой-то предмет (слайд 9).


Переходные и непереходные глаголы (слайд 10).

Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.

Обратимся к справочному материалу учебника, будем выполнять соответствующие упражнения.


Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.


Проанализировать словосочетания, определить падеж зависимого слова.

Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

при отрицании;

при указании на часть целого.

Слушаем ответы учащихся.


На выбор:

1. Выписать слова, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

2. Выписать предложение, расставляя пропущенные знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания.

Общее:

3. Выписать из текста словосочетания с главным словом глаголом; определить, переходными или непереходными являются глаголы.

Берёт ветку,

срезает всё,

нарушает красоту,

кромсает зелень (цвет),

мучит зелень (цвет).

Для того чтобы показать, как создаётся букет, последовательность действий

Обращение к слайду 16.

1. Рассказать о том, что такое переходные и непереходные глаголы, привести примеры.

2. Строить (что?) дом (В.п., пер.); помогать (кому?) маме (Д.п.,

непер.); не чувствовать (чего?) боли (Р.п., пер.) и т.д.

3. На уроке русского языка я узнал (а) (пер.) о таком искусстве составления букетов, как икебана. Оказывается (непер.), оно зародилось (непер.) в Японии. В переводе с японского языка слово икебана означает (пер.) «вторая жизнь цветов». Конечно, под этим подразумевается (непер.) жизнь цветов не в прямом смысле слова, а речь идёт о сохранении их красоты посредством создания из них великолепных букетов. В Японии принято дарить (пер.) такие букеты родным и друзьям как знак добрых пожеланий…

Самоопределение, смыслообразование (Л);

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К);






обращение к индивидуальному учебному опыту (П);


умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П);






извлечение необходимой информации (П);






целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества (К);







извлечение необходимой информации из текста (П); умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П);


работа в паре: общение и взаимодействие с партнёром (К);

выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

умение планировать предполагаемую деятельность с учётом отведённого времени (Р);

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К);

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)






Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)





Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)





Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)





Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)

Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)





Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)





Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)





Берёт японец ветку вишни
в жемчужно(?)розовом цвету,
среза..т всё, что вид..т лишним,
что наруша..т красоту.

И острый нож кромса..т муч..т
Живую зелень нежный цвет5.
Но он становится всё лучше,
неповторимый тот букет.

(М. Алигер)








© 2010-2022