Устный журнал на тему: «Язык мой – друг мой»

Одним из путей повышения интереса к предметам является хорошо организованная внеклассная работа, особое место в которой принадлежит проведению предметной недели, способствующей развитию личностных качеств учащихся, сближению учителей и учащихся. Если умело спланировать предметную неделю, подготовить и провести мероприятие на должном уровне, можно быть уверенным, что учащиеся посмотрят на предметы другими глазами. Данный устный журнал по русскому языку проведён в рамках предметной недели по русск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гогина М.В., учитель русского языка и литературы

МКОУ Василёвская ООШ Гусь-Хрустального района

Владимирской области

Устный журнал на тему:

«Язык мой - друг мой»

1 страница.

«Учись говорить правильно!»

Ведущий. В течение нескольких недель мы наблюдали за речью учащихся нашей школы, за тем, как вы, ребята, разговариваете дома, на улице , на переменах. Мы обнаружили, что многие из вас искажают слова, неправильно произносят их, некоторые употребляют жаргонные словечки.

Такие слова, как ЗАТКНИСЬ, ПРИВЕТИК, ЧМО, ГЛЮЧИТ не украшают тех, кто их произносит. И это происходит оттого, что многие и не знают, что они говорят неправильно. Например, вы говорите МОЁ ФАМИЛИЕ (вместо МОЯ ФАМИЛИЯ), ИЗВИНЯЮСЬ(вместо ИЗВИНИТЕ), БУДУЮЩЕЕ ВРЕМЯ (вместо БУДУЩЕЕ), АГА (вместо ДА), ЧЁ(вместо ЧТО),ИХНИЙ(вместо ИХ), ОБОИ(вместо ОБА ИЛИ ОБЕ), ЕВОННЫЙ(вместо ЕГО).

Очень часто ребята неправильно ставят ударение в словах.

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

звонИт

позвонИт

тОрты

квартАл

на стУле

ворОта

Ведущий. А теперь ответьте, как правильно сказать: «Сойти или выйти на остановке? Одеть или надеть пальто?»

Я слышу противоречивые ответы. А теперь послушайте, как правильно нужно говорить.

Ученик. В поездах, трамваях, автобусах, когда они приближаются к станции или остановке, часто приходится слышать такой диалог:

-Вы сходите?

-Нет, не схожу.

-Тогда позвольте мне пройти вперёд, я схожу.

-Пожалуйста, сходите!

Несмотря на вежливое обращение, оба пассажира говорят неправильно, употребляя глагол «сойти» в значении «выйти»(выйти на станции, на остановке). Нельзя говорить: «Схожу в Москве, схожу во Владимире, схожу в Гусь-Хрустальном, схожу на следующей остановке». Надо говорить: «Выхожу в Москве, выхожу на станции, выхожу из трамвая, выхожу из автобуса».

Ученик. Прислушиваясь к речи окружающих, замечаешь, что одни говорят: «Одеть пальто, одеть костюм, одеть сапоги», а другие говорят: «Надеть пальто, надеть костюм, надеть сапоги».Кто же прав?

Отвечая на этот вопрос, надо сказать, что многие просто неправильно употребляют глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ. Необходимо, чтобы каждый знал о том, что глагол НАДЕТЬ употребляется в тех случаях, когда действие обращено на того, кто его производит(надеваю пальто, надеваю костюм, надеваю сапоги), а также в предложениях с предлогом НА (Надеваю платье на куклу. Надеваю наволочку на подушку.).

Глагол же ОДЕТЬ употребляется тогда, когда действие обращено на друг .ой предмет, выраженный прямым дополнением(Одеваю сестрёнку. Одеваю куклу.)Правильными следует считать предложения: Он надел пальто и пошёл в школу. После привала мы надели на себя рюкзаки и отправились дальше. Лена одела сестрёнку в новое платье. Кукловоды одели кукол в красивые костюмы.



2 страница. «Послушаешь мудрого - сам ума наберёшься!»

Ведущий. Ребята, послушайте одно интересное предание.

Ученик. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Мудрый философ ответил:

-Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп опять купил языки. Все удивились этому. Тогда мудрец начал объяснять:

-Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что - нибудь хуже языка?

Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.

- А вам, ребята, понравился такой ответ?

-Прав ли Эзоп?

-Скажите, на каком языковом явлении Эзоп построил свои рассуждения?(Омонимия).

-Какими свойствами языка вы больше пользуетесь: хорошими или плохими?



3 страница. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык» (И.С.Тургенев).

Ведущий.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»-, так писал И.С.Тургенев.

- Почему И.С.Тургенев даёт такую высокую оценку русскому языку?

В нашей стране звучит много языков, и русский язык выступает среди них как язык межнациональный. Особенность русского языка как межнационального наиболее актуальна сейчас Послушайте стихотворение кабардино- балкарской поэтессы Т.Зумакуловой «Родной язык».

Ученик.

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной.

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в родной стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце , не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык-

Я онемею,

Утратив русский-

Стану я глухой.

Ведущий. Но, к сожалению, многие молодые люди засоряют наш язык. М.Горький говорил, что люди порой засоряют наш язык «хламом придуманных слов». Как справедливы его слова и в наше время!

Вы только вдумайтесь, почему вместо слов «всё хорошо» многие говорят разухабистое «клёво», человека, который просто сделал что-то не так, называют «лох»?

В то же время у нас есть прекрасные образцы по-настоящему красивых выражений. Чтобы понять и оценить свой родной язык, послушайте лучшие образцы русского литературного языка.

Чтение отрывков учащимися.

1). «Из русского языка Пушкин сделал чудо… Он ввёл в употребление новые слова, старым дал новую жизнь; его эпитет столько же смел, оригинален, как и резко точен, математически определён»-, писал В.Г.Белинский.

2). Н.В.Гоголь восклицал: «В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы; более показал всё его пространство».

3). Послушайте, как красиво звучит язык Пушкина в прологе к поэме «Руслан и Людмила».(Звучит отрывок «У лукоморья дуб зелёный…»).

4). «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою»-, восклицал Н.В.Гоголь, читая Лермонтова.

5). В.Г.Белинский говорил: «… благодаря Лермонтову русский язык далеко продвинулся вперёд после Пушкина, и таким образом он не перестанет подвигаться вперёд до тех пор, пока не перестанут на Руси являться великие писатели».

6). Ребята, вслушайтесь в прозу М.Ю.Лермонтова, попытайтесь постигнуть красоту пейзажа, изображённого писателем, и языка.

« Месяц блестел на западе и готов был уж погрузиться в чёрные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса… Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне, и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…»

Ведущий. Ребята, давайте и мы будем бережно относиться к каждому слову, не засорять наш прекрасный русский язык!

4. Занимательная страница.

1). Найдите фразеологические обороты.

Оказался молодцом, смог осилить ношу-

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой- засучив рукава.

2). Составьте антонимичные пары.

1команда: 1)одним духом

1) хоть иголки собирай 2) от горшка два вершка

2) заварить кашу 3)ни зги не видно

3)по чайной ложке 4)расхлёбывать кашу

4)коломенская верста

2 команда:

1)чуть свет 1)воспрянуть духом

2)повесить нос 2)как кошка с собакой

3)жить душа в душу 3)не покладая рук

4)сидеть сложа руки 4)на ночь глядя

3). Помогите разобраться!

Злой кабан сидел на ветке,

Пароход томился в клетке,

Соловей точил клыки,

Дикобраз давал гудки,

Кошка физику учила,

Маша хвостик свой ловила,

Буратино шил себе штаны,

Портной все поел блины,

Ёж накрыт к обеду был,

Чиж усами шевелил,

Рак летал под облаками,

Стол гонялся за мышами,

Чайник прыгал во дворе,

Мальчик булькал на костре.

4). Исправьте ошибки.

1 команда.

1). Мальчик полоскал собаку.

2).Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

3).Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

4).Мама отварила дверь.

2 команда.

1).Сестра любила братца за любую работу.

2).Ей сегодня не спица.

3).Выходной переносица на пятницу.

4).Флаг развивался на ветру.

5).Разгадайте шарады.

1 команда.

1).На первом стоит часовой,

Второе в лесу зеленеет,

На целое, только стемнеет,

Ты ляжешь,

И кончен твой день трудовой.(Пост-ель).

2).Первый слог-китайский напиток,

Второй-название буквы,

А целое-птица.(Чай-ка).

3). Если мне вместо А мягкий знак дадите, сорную траву в птицу превратите.(Лебедь-лебеда).

2 команда.

1).Первое-нота, второе -тоже, а целое-на горох похоже.(Фа-соль).

2).Мой первый слог-на дереве,

Второй мой слог-союз,

А в целом я материя

И на костюм гожусь.(Сук-но).

3).Первое-наречие, второе-предлог, в целом-нежный душистый цветок.(Мимо-за).

6).Придумываем новые слова. Прибавьте к каждому записанному на табличке слову по 1 букве слева, чтобы получилось новое слово.

1 команда:

Рот

Ель

Вал

Игры

Том

Лень

2 команда:

Тёс

Рубка

Лён

Ров

Кол

Овцы

7). Отгадайте шуточные загадки.

1 команда:

1).Что стоит посреди земли?) (м)

2).Что мы слышим в начале урока?(у)

3).В каком слове буква Я упоминается 7 раз?(семья)

4).Какие два местоимения мешают транспорту?(я-мы)

2 команда:

1).Что находится в начале книги?(к)

2).Я в озёрах и реках, но в воде меня нет, я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.(р)

3).В каком слове сорок гласных?(сорок-а)

4).Какие три местоимения самые чистые?(вы-мы-ты)

8).Отгадайте загадки.

1 команда:

1).Неграмотный, а весь век пишет.(карандаш)

2).Чёрные, кривые, от рожденья все немые, встанут в ряд- сейчас заговорят.(буквы)

3).В небе есть, в земле нет, в бабе две, а в мужике ни одной нет.(б)

2 команда:

1).По чёрной земле белый заяц бежит.(мел)

2).Без языка, без голоса, а всё расскажет.(книга)3).Загадка не в столице, а в каждом городке, в сарае не поместишь, а спрячешь в кошельке(к).



© 2010-2022