- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему: Односоставные предложения в творчестве М. Ю. Лермонтова
Урок русского языка на тему: Односоставные предложения в творчестве М. Ю. Лермонтова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жолобова Е.Б. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 8 классе по теме: « Односоставные предложения в творчестве М. Ю. Лермонтова».
Цели урока:
-
Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное мнение, делать выводы.
-
Раскрыть роль односоставных предложений в произведениях М.Ю.Лермонтова.
-
Привлечь внимание учащихся к творчеству М.Ю.Лермонтова, к поэтическому слову.
Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова и Е.А.Арсеньевой, иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, листы с кроссвордами, карточки с текстами, проигрыватель.
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя.
-
Опрос - кроссворд (Повторение изученного материала с помощью игры кроссворд)
Ребята, у каждого из вас есть кроссворд. Ответы на предложенные мною вопросы вы заносите в клетки кроссворда. Примеры для вопросов взяты из произведений замечательного русского поэта. Его имя вам предстоит узнать.Если же кроссворд будет заполнен верно, то в выделенных клетках мы прочитаем тему сегодняшнего урока.
Итак, начинаем. Показываю карточку.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Определите, какими членами предложения являются слова отчизну ( занесите ответ в кроссворд в графу 1 - дополнение), странной - в графу 2 - определение, я - в графу 6 - подлежащее. Какой частью речи является слово любовью? Запишите название этой части речи в графу 5 -существительное. В графу 7 запишите название части речи, перед которой поставлена запятая - союз.
Следующая карточка.
К высокому берегу тихо воздушный корабль пристаёт.
Определите вид предложения по наличию второстепенных членов и запишите в графу 3 - распространённое. В клеточку кроссворда 4 запишите термин, которым обозначается подчёркнутая часть предложения- основа. В графу 10 запишите название члена предложения, каким является слово тихо - обстоятельство. Определите тип предложения по наличию грамматических основ и запишите в графу 12 - простое.
Постой - ка, брат мусью!
Определите вид предложения по цели высказывания и запишите в графу 8 - побудительное. Какова синтаксическая роль слов брат мусью в этом предложении? Ответ запишите в графу 9 - обращение.
- Из произведений какого автора взяты эти строки?
И последняя карточка.
Сегодня мы вспоминаем любимые произведения М.Ю.Лермонтова: стихи, сказки, поэмы.
Название подчёркнутой группы членов предложения запишите в графу 11 - однородные. Определите синтаксическую роль слов произведения М.Ю.Лермонтова и запишите в графу 13 - обобщающее.
-Проверяем кроссворд. Что же получилось в выделенных клетках?
Итак, тема урока: « Односоставные предложения в творчестве М.Ю.Лермонтова»
К.Г.Паустовский писал: « С русским языком можно творить чудеса». Сегодня на уроке мы постараемся понять, как удаётся « творить чудеса» со словом великому русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Когда произносишь это имя, сразу приходят на ум слова: волшебство, магия слова, тайна. Он первый в русской поэзии посмотрел на землю с космической высоты. Приобщение к поэтическому миру Лермонтова - всегда приобщение к тайне. Наша задача на уроке - понять, как, с какой целью использует односоставные предложения М.Ю.Лермонтов и те, кто пишет о нём.
-
Работа по группам.
1 группа получает задание: найти определённо - личные предложения в стихотворениях Лермонтова, для чего служат эти предложения в тексте( стихи по выбору учащихся)
2 группа: найти неопределённо - личные предложения в поэме « Песня про купца Калашникова», с какой целью использует их автор.
3 группа: найти безличные предложения в поэме « Мцыри» и определить их роль в тексте.
4.Представители от групп выступают с сообщениями.
1 группа.
« Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня» ( стих. «Желание»)
Повествование делается более динамичным, живым, т. к. всё внимание сосредоточено на действии, самом важном для автора.
« Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный» ( « Кинжал»)
Определённо - личные предложения более лаконично, ярко, искренне помогают передать состояние души поэта и его отношение к кинжалу.
« Молча сижу под окошком темницы.» ( стих. « Пленный рыцарь»)
« Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.»
Определённо - личные предложения делают повествование более живым, быстрым, непринуждённым, позволяя резче выразить грусть, страдание и боль поэта за судьбу родины и свою собственную судьбу.
- Очень часто определенно - личные предложения используются в эпистолярном жанре. На уроках литературы мы говорили с вами , что самым близким человеком для М.Ю.Лермонтова была его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, всю свою жизнь посвятившая внуку, называвшая его « свет очей моих». И внук отвечал ей такой же преданной, искренней любовью. С самого рождения и до 1835 года они ни разу не расставались. Но вот за стихотворение « Смерть поэта» Лермонтов сослан на Кавказ.
Ребята представят небольшие фрагменты переписки Лермонтова с бабушкой( инсценировка)
« Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны на мой счёт. А я , будьте уверены, всё сделаю, чтобы продолжить это спокойствие. Целую ручки и прошу Вашего благословения. Покорный внук Лермонтов.»
« Милый, любезный друг Мишенька.
Конечно, мне грустно, что долго тебя не увижу,но, видя из письма твоего привязанность твою ко мне, я заплакала от благодарности к Богу, что любовью своею ты заживляешь раны моего сердца.»
А вот одно из последних писем:
«Милая бабушка, не убивайтесь слишком по мне. С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других. Ни в чём себя не упрекайте. Вы сделали для моего счастья больше, чем это в силах смертного человека. Простите меня, милая, родная моя, любимая, последняя мысль моя будет о Вас.»
-Какие определённо - личные предложения вы здесь отметили?
2 группа.
« Отзвонили вечерню во святых церквах.
В сенях дверью хлопнули.
Оцепили место в 25 сажень.
И казнили Степана Калашникова.
Схоронили его за Москвой - рекой.
И бугор земли тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.»
Всё внимание автора сосредоточено на действии. Автор сочувствует, переживает за героя. Использование неопределённо - личных предложений позволяет ему передать свои мысли, переживания, не выставляя их напоказ, а перенося их на всех.
3 группа.
«А душу можно ль рассказать?
И было сердцу моему легко.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов.
Мне стало страшно.
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль.
Мне на родину следа не проложить уж никогда.»
Безличные предложения служат для передачи сильнейшего душевного потрясения героя. Буря чувств играет в душе Мцыри: тревога, страх, огромное желание свободы, переживания от предстоящей встречи с неизвестным, ликование от обретённого чувства свободы и сильнейшая боль от сознания того, что он никогда не попадёт на родину.
-
А сейчас попробуйте выступить в роли сценаристов. Вам нужно создать сценарий любого эпизода из произведений Лермонтова, используя только назывные предложения.
-
Лермонтов прожил очень короткую и ослепительно яркую жизнь. Пуля Мартынова настигла поэта в самом начале его жизненного пути. Вот, что вспоминает о дуэли А.И.Васильчиков, секундант Лермонтова.
( Инсценировка воспоминаний)
«15 июля в 6 часов вечера мы приехали на роковую встречу. Когда выбрали место, тёмная туча поднималась из - за соседней горы. Отмерили с Глебовым 30 шагов, последний барьер поставили на десяти. Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я - Лермонтову. ( звучит романс « Выхожу один я на дорогу».)
Скомандовали: « Сходитесь!»
Лермонтов остался неподвижен и , взведя курок, поднял пистолет дулом вверх.
В эту минуту я в последний раз взглянул на него. Никогда не забуду того спокойного выражения , которое играло на его лице. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. Чёрная туча разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.»
- У каждого из вас на парте листы с воспоминаниями Васильчикова.
Какие односоставные предложения вы здесь нашли? Какую роль они выполняют в тексте?
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание: какие типы односоставных предложений и с какой целью использует Лермонтов в стихотворении « Кавказ».