Рабочая программа по русской литературе (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету « Русская литература» для учащихся с русским языком обучения разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования, утвержденным постановлением Правительства РК от 23.08. 2012 года № 1080 и учебных планов, согласованных с Управлением образования Алматинской области от 02.09.2013 года.

Цель обучения предмету- расширение читательского кругозора в области русской, формирование активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова, развитие аналитических и творческих способностей через постижение и интерпретацию художественных текстов.

Задачами обучения являются:

  • воспитание патриотизма, гражданственности, отношения к литературе как к духовной ценности и форме воплощения культуры народа;

  • формирование национального самосознания и толерантного отношения к культурам разных народов через выявление типологических литературных связей;

  • развитие читательских интересов, эстетического вкуса, образного мышления обучающихся;

  • формирование активной гражданской позиции через осмысление нравственных и гуманистических ценностей русской литературы;

  • привитие навыков выражения активной читательской позиции, умения излагать свое понимание художественного произведения в устной и письменной форме;

  • совершенствование умений отстаивать собственное мнение с привлечением необходимых аргументов как из художественных произведений, так и из иных информационных источников.

  • владение межпредметными знаниями по истории, обществознанию, психологии, искусству для лучшего понимания художественного текста;

  • использование информационных технологий при поиске и обработке необходимой информации, связанной с творческой или исследовательской деятельностью по предмету «Русская литература».

  • формирование представления о художественной литературе как авторском искусстве слова, эстетическом и духовном выражении творческой личности писателя; о литературе как части мирового культурного наследия, способствующего приобретению гуманистического, социокультурного опыта;

  • умение производить комплексный анализ поэтических и прозаических произведений;

  • совершенствование умений по написанию учебных письменных работ, посвященных проблемам, темам и художественным особенностям изучаемых произведений.

В процессе обучения реализуются межпредметные связи:

  • «Русский язык» (отрабатываются умения и навыки культуры устной и письменной речи, используемые затем учащимися на занятиях литературы);

  • «Искусство» (постижение языка разных видов искусства (музыка, живопись и др.) позволит учащемуся более глубоко и тонко ощутить эстетику словесного произведения);

  • «Всемирная история», «Человек, общество, право» (позволит обучающимся ориентироваться в исторических событиях, философских идеях, социально-правовых, психологических, этических взаимоотношениях, общей атмосфере, описываемых в литературном тексте);

«Самопознание» (осознание психологии литературных героев, понимание причин их поступков способствует повышению уровня осознанности, закладывает основы миропонимания обучающихся). Объем учебной нагрузки - 51-55 часов:

В № 104, № 109 группах - 55 часов

В № 106 группе - 51 час

Из них на 1 курсе:

  • вводные уроки и заключение - 2 часа,

  • изучение произведений - 45 часов;

  • уроки по развитию речи - 6 часов.

  • Контрольные работы - 2 часа


Содержание учебного предмета «Русская литература»


  1. «Введение» - 1 час(Понятие о границах классического периода русской литературы. Литература и ее место в русской культуре. Русская литература и мировая классика. «Золотой век» русской литературы. Современное прочтение, интерпретации классики. Критерий злободневности и актуальности);

теория литературы (Понятия «автор» и «читатель». Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения);

  1. «Ф.И. Тютчев» - 1 час( Этапы жизненного пути поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Конь морской», «Цицерон», «Silentium!», «Осенний вечер», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Пошли, господь, свою отраду…», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим…», «Волна и дума», «Как весел грохот летних бурь…», «Она сидела на полу…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Природа - сфинкс…» (по выбору учителя). Понятие философской лирики. Человек и мир в художественной концепции поэта. Образ лирического героя. Мотив одиночества и рока. Символичность образов. «Silentium!» как поэтический манифест лирики Ф.И.Тютчева. Поэтика контраста. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Поэтическая картина мира и пантеистические мотивы в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Природа - сфинкс…». Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в «Денисьевском цикле». Ф.И. Тютчев в оценках современников. Поэты и писатели ХХ века о его поэзии. Тютчевская традиция в русской поэзии. Поэзия Ф.И. Тютчева и современность);

  2. «А.А. Фет» - 1 час(Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина», «Чудная картина…», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «На заре ты ее не буди…» (по выбору учителя). «Мир как красота» в поэзии А.А. Фета. Поэтика времени: миг и вечность. Поэтические манифесты: «Увы, как беден наш язык…», «Поделись живыми снами…», «Псевдопоэту». Роль детали, символика, черты импрессионизма. Язык ассоциаций, синкретизм образов. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Поэт в восприятии современников. Поэзия А.А. Фета в оценках поэтов и литературоведов ХХ века);

теория литературы (Лирическое стихотворение как ведущая форма поэтического текста);

  1. «Н.А. Некрасов» - 3 часа(Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Перед дождем», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «На улице» (1. Вор. 2. Проводы. 3. Гробок), «Мы с тобой бестолковые люди…», «Влас», «Забытая деревня», «Внимая ужасам войны…», «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Плач детей», «В полном разгаре страда деревенская…», «Поэту (Памяти Шиллера)», «Сеятелям» (по выбору учителя). Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова: «Мороз, Красный нос»; «Кому на Руси жить хорошо» (в обзоре). Крестьянские поэмы (общая характеристика). Место поэта в литературном процессе. Расширение сферы поэтического, изображение трагизма повседневности, демократизм, внимание к социальным темам. Сатирические стихи. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Тема поэта и поэзии. Своеобразие лирического героя («Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»). Покаянная лирика. Крестьянский мир, концепция народного характера. Тема города. Любовная лирика: «Панаевский» цикл и его соотнесенность с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева. Трансформация традиционных жанров: оды, элегии, баллады, песни. Новаторство поэта в области стихотворной техники (ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика). Поэма «Мороз, Красный нос». Фольклоризм поэмы. Образы-персонажи, поэтика их воссоздания (портрет, речевая характеристика и др.). Социально-бытовая реальность и волшебно-сказочная фантастика. Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Проблема истолкования финала. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: творческая история и идейно-художественное своеобразие (поиски народного счастья через преодоление проблем и противоречий российской действительности; изменение народного сознания; фольклорные традиции; жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции). Актуальность идей и образов Н.А. Некрасова для нашего времени);

теория литературы (Поэма как лиро-эпический жанр.Разновидности поэмы (романтическая, историческая, крестьянская, лиро-эпическая, сатирическая));

  1. «А.Н. Островский» - 3 часа(Личность и творчество писателя. «Гроза» или «Бесприданница» (по выбору учителя). А.Н. Островский и русский театр, его новаторство. Жанры и темы драматургии. «Колумб Замоскворечья». «Темное царство» в изображении писателя. Самодурство как социально-психологическое явление. «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт «Грозы». Катерина как трагическая героиня. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж, символика; народно-песенная основа. Полемика о «Грозе» (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Тема бедной девушки в «Бесприданнице». Развитие темы гибели красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения, блеска, одиночества. Конфликт и трагический финал драмы. Функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини. Система образов-персонажей. Образ Паратова. Бунт «маленького человека» Карандышева. Образы буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. Психологический анализ. Современные интерпретации пьес «Гроза» и «Бесприданница» в театре и кино. Актуальные аспекты пьес в современной жизни);

теория литературы (Драматические жанры: комедия, трагедия, драма, мелодрама, пьеса);

  1. «Н.С. Лесков» - 2 часа(Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет Мценского уезда», «Жемчужное ожерелье». Самобытная личность писателя в оценках современников. «Леди Макбет…»: купеческая тема и образы повести. Шекспировские традиции в изображении человека и его страстей. Поэтика заглавия. У. Шекспир. «Макбет» (фрагменты). Тема «преступления и наказания» у Н.С. Лескова. Особенности организации повествования в рассказе «Жемчужное ожерелье». Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. Своеобразие стиля прозы писателя. Этические принципы лесковских героев и современность);

  2. «Ф.М. Достоевский» - 6 часов+ 2 часа (сочинение)(Биография и личность писателя. «Преступление и наказание» (главы). Этапы творческого пути. Каторга в судьбе писателя. Роман «Преступление и наказание». Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова и ее опровержение. Тематическая композиция. Система образов. Образ Петербурга. Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). Истоки и мотивы преступления героя (социальные, психологические, идеологические). Функции снов Раскольникова и Свидригайлова. Литературные источники и реминисценции в романе. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа. Раскольников и его антиподы (Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. Особенности психологизма. Художественное время и пространство. Роль эпилога в этико-философской концепции романа. Оценки современников; философы и писатели ХХ века о нем. Влияние Ф.М. Достоевского на культуру и искусство ХХ века. Ф.М. Достоевский и жанр детектива и криминального романа. Пророческие откровения писателя о человеке, судьбе России и цивилизации. Ф.М. Достоевский в современном мире);

  3. «М.Е. Салтыков-Щедрин» - 2 часа(«Господа Головлевы» (главы). Биографические сведения. Личность писателя в оценках современников. Тема России в творчестве Салтыкова-Щедрина. Семейная тема в романе «Господа Головлевы». Социальный и нравственный аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей: библейские и литературные истоки. Три поколения семьи Головлевых. Образ Иудушки, лицемерие, скупость, предательство как главные черты его характера. Библейские и литературные истоки образов-персонажей. Сюжет романа как история вырождения семьи. Трактовка финала. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Художественное мастерство писателя. Социальное, злободневное и общечеловеческое в его творчестве. Щедринские типы в современной жизни);

  4. «Л.Н. Толстой» - 7 часов+ 2 часа (сочинение)(Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы». Военный опыт писателя, его участие в обороне Севастополя. Принципы изображения войны: проблема истинного и ложного патриотизма, утверждение духовного начала в человеке, обличение жестокости войны. Роман «Война и мир» (главы). История создания. Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. Система образов. Центральные образы-персонажи романа. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Тема любви в романе. Значение женских образов. Наташа Ростова как идеал Толстого. «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Многоплановость категорий «мир» и «война» в романе. Народ и личность в структуре романа-эпопеи. Значение образа Платона Каратаева. Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Развенчание идей наполеонизма. Осуждение войны в романе. Патриотическое звучание романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Образы солдат и офицеров, их героизм. Картины жизни русского дворянства в романе. Петербург и Москва. Высший свет и патриархальное московское дворянство. Тема семейного счастья. Философия жизни и философия истории в романе. Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Внутренний монолог как средство характеристики героя. Поэтика портретной детали. Художественное пространство. Место пейзажных зарисовок в композиции романа. Организация художественного времени. Виды времени: историческое, личное, бытовое. Особенности стиля Л.Н. Толстого. Приемы контраста, остранения, скрытой иронии. Писатели и мыслители ХХ века о Л.Н. Толстом. Его влияние на искусство ХХ века. Л.Н. Толстой и идеи пацифизма, гуманизма и «непротивления злу» в современном мире. Идеалы семейной жизни, любви, счастья в понимании писателя и в нашем представлении);

теория литературы (Жанровая система русской литературы второй половины XIX века. Расцвет прозы. Русский роман и его разновидности);

  1. «А.П. Чехов» - 3 часа+ 1 час (мини-сочинение)(Личность и творчество писателя.Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6» (по выбору учителя); пьеса «Чайка» или «Вишневый сад». Эволюция прозы писателя: от Чехонте к Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении А.П. Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали. Пейзаж. Портрет. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов. Своеобразие стиля и прозы зрелого А.П. Чехова. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ веков и на языке других искусств. Эволюция драматургии писателя. Новаторство Чехова-драматурга: ослабленность внешнего действия, внутренние психологическое конфликты, значение подтекста, роль ремарок и художественных деталей. «Вишневый сад» - последняя пьеса Чехова. Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Эмоциональный смысл финала, значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначные прочтения пьесы критикой. Драматургия Чехова в восприятии искусства ХХ века (театр, кино, балет, музыка). Мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре ХХ века. Комические, грустные и трагические стороны человеческой жизни в прозе и драматургии. Чеховские герои через сто лет. А.П. Чехов и современность);

  2. «А.И. Куприн» - 3 часа(Творчество писателя. «Гранатовый браслет», «Поединок». Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Поэтика сюжета. Проблема идеала в эстетике писателя. Смысл названия рассказа и значение эпиграфа в понимании авторской позиции. Роль образов-символов в художественном мире произведения. Герой и антигерой. Пороки армейско-офицерского мира в повести «Поединок». Женские образы. Стиль прозы А.И. Куприна. Любовь в произведениях писателя и ее восприятие современным читателем);

теория литературы (Углубление представлений об образе-персонаже.Система образов-персонажей в творчестве писателей);

  1. «И.А. Бунин» - 3 часа(Личность писателя. Рассказы из цикла «Темные аллеи»: «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (или другой рассказ по выбору учителя); лирика: «К Востоку», «Зейнаб», «Магомед в изгнании», «Черный камень Каабы», «Одиночество», «Айя-София», «Мы встретились случайно на углу…», «Тонет солнце, рдяным углем тонет…». Поэтика художественной прозы. Мастерство портрета. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе писателя. Искусство композиции. Тема любви в прозе И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Смысл названия, основная проблематика. Роль христианской и языческой символики в художественном мире новеллы. Философская концепция мира и человека. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Особенности лирической поэзии. И.А. Бунина, ее философичность. Лирический герой поэта и его мировосприятие. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Тема Востока. Место писателя в истории русской литературы ХХ века. И.А. Бунин в воспоминаниях и оценках писателей. Человек в художественной прозе писателя и современный читатель);

  2. «Л.Н. Андреев» - 2 часа(Личность и творческая позиция. «Иуда Искариот». Традиции русской классики. Л.Н. Андреев как классик и модернист. Евангельские мотивы в творчестве писателя. Образ Иуды в повести. Тема предательства. Своеобразие драматургии («Жизнь Человека» - обзор). Актуальность творчества писателя в современном мире. Теория литературы. Художественная символика);

  3. «М. Горький» - 4 часов+ 1 час (диспут)(Личность и судьба писателя. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Емельян Пиляй», «На соли», «Коновалов» (по выбору учителя); пьеса «На дне»; «Несвоевременные мысли» (фрагменты). Жанр классического рассказа в прозе Горького. Романтический пафос раннего творчества. Проблематика и поэтика драматургии. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы. Диалектика характеров и суть споров о правде в пьесе. Жизнь и творчество писателя в советский период. М. Горький как антибуревестник: отношение к Октябрьской революции, большевикам и В. Ленину. Проблема духовного становления и «самостояния» личности в истории - в автобиографических произведениях и литературных портретах. Значение художественной прозы автора и дальнейшая ее эволюция. Жанр литературного портрета: М. Горький о русских писателях (Толстом, Чехове, Куприне и др.). Новые материалы о судьбе писателя в советское время. Современное прочтение его творчества);

теория литературы (Автор и герой в мемуарной прозе);

  1. «Серебряный век» русской литературы - 1 час(«Серебряный век» русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода.Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др. Трагические судьбы писателей, поэтов, философов «серебряного века».Мировое значение русской литературы XIX века и литературы «серебряного века»);

  2. «А.А. Блок» - 2 часа(Личность и творческий путь поэта. Лирика: «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…», «О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом», «Скифы», «Пушкинскому Дому» (по выбору учителя); поэма «Двенадцать» Лирические циклы в поэзии А.А. Блока. Основные мотивы и образы. Тема поэта. Образ «страшного мира». Россия в стихах А. Блока. Поэма «Двенадцать» и интерпретация ее идей и образов современниками, критиками, литературоведами. Тема революции в творческой биографии поэта. А. Блок в воспоминаниях современников. Образ А. Блока в поэзии ХХ века (А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева и др.));

  3. «Н.С. Гумилев» - 1 час(Поэт, воин, путешественник. Трагическая судьба поэта. Лирика: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы», «Она», «К синей звезде», «Он поклялся в строгом храме…», «Капитаны», «Пьяный дервиш», «Волшебная скрипка», новелла «Последний придворный поэт» (по выбору учителя) Романтический герой поэзии. Культурные имена, понятия. Нерасторжимая связь человека и природы. Яркий экзотический мир Востока. Философия природы. Пейзажная атрибутика. Особенности любовной лирики. Поэтические размышления о поэзии, искусстве. Стихотворные книги «Путь конквистадора», «Жемчуга», «Костер», «Огненный столп». Проза и драматургия автора. Творческая личность в понимании Н. Гумилева и современный мир);

теория литературы (Особенности символизма и акмеизма);

  1. «Заключение» - 1 час(Реализм и модернизм. Роль модернизма в истории русской литературы и культуры. Декаданс как идеологическое явление эпохи. Значение русской классической культуры для мировой культуры ХХ и ХХI века. Актуализация и проблема востребованности русской классики читателями ХХI века).

  2. Зачет и контрольное тестирование.

Список произведений для заучивания наизусть:

1) Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения по выбору учащихся;

2) А.А. Фет. 2 стихотворения по выбору учащихся;

3) Н.А. Некрасов. 2 стихотворения по выбору учащихся;

4) И.А. Бунин. 2 стихотворения по выбору учащихся;

5) А.А. Блок. 2 стихотворения по выбору учащихся;

6) Н.С. Гумилев. 2 стихотворения по выбору учащихся.

Список для дополнительного чтения:

1) Ф.И. Тютчев. «Я очи знал, - о, эти очи!..», «Нам не дано предугадать…», «В часы, когда бывает…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Последняя любовь», «Я встретил вас - и все былое…», «Бывают роковые дни…» и др.;

2) А.А. Фет. «Бал», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Нет, не жди ты песни страстной…», «Как ярко полная луна…», «Чем тоске, и не знаю, помочь…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «В дымке-невидимке…», «Сад весь в цвету…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» и др.;

3) А.К. Толстой. «Коль любить, так без рассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Колодники», «Острою секирой ранена береза…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Как здесь хорошо и приятно…», «Дробится, и плещет, и брызжет волна…», «Не пенится море, не плещет волна…», «Пусть тот, чья честь не без укора…», «Сватовство», «Илья Муромец» и др.;

4) Козьма Прутков. «Юнкер Шмидт», «Желания поэта», «Я встал однажды рано утром…» и др.;

5) Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Блажен незлобивый поэт…», «Душно! без счастья и воли…», «Мать»;

6) А.Н. Островский. «Свои люди - сочтемся», «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Таланты и поклонники»;

7) В. Крестовский. «Петербургские трущобы»;

8) М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (полностью);

9) Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»;

10) Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Воскресение»;

11) А.П. Чехов. «Скучная история», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Душечка», «Три сестры»;

12) А.И. Куприн. «Жидкое солнце», «Штабс-капитан Рыбников»;

13) И.А. Бунин. «Окаянные дни», сборник «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»;

14) Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Тьма», «Царь Голод»;

15) М. Горький. «Мальва», «Фома Гордеев», «Сказки об Италии»;

16) В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»;

17) А. Белый. «Пепел», «Петербург»;

18) И. Одоевцева. «На берегах Невы»;

19) Б. Зайцев. «Голубая звезда».

Контроль планируемого результата обучения.

Для осуществления контроля знаний обучающихся планируется текущий контроль в форме устных ответов на уроках, контрольных работ и тестов по каждому разделу, написание изложений и сочинений (классных и домашних), итоговый зачет в форме тестирования, которые проводятся за счет времени, отведенного на изучение данной дисциплины. В связи с малым количеством часов согласно учебного плана на данную дисциплину, предусмотрены самостоятельные работы учащихся в виде докладов, рефератов.

Предусмотрено проведение письменных контрольных работ:

Сочинений классных - 2 , сочинений домашних - 11

Изложений - 3

Промежуточный контроль в форме экзамена - 1.

Темы домашних сочинений.

  1. Грех и возмездие в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

  2. «Быт и нравы «Темного царства».

  3. «Я лиру посвятил народу своему…»: тема поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.

  4. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

  5. Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  6. Андрей и Пьер в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (проблема положительного героя).

  7. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

  8. «Вишневый сад» как сквозной образ одноименной пьесы А.П.Чехова.

  9. «Что значит «жить тускло»? (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»).

  10. Романтизм и реализм в ранних рассказах М.Горького.

  11. «К штыку приравнял перо…»: творческая позиция В.Маяковского в 1920-е годы.

  12. Тема революции в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

  13. Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина.

  14. Лирический портрет поэтессы Марины Цветаевой.

  15. Своеобразие любовной лирики Анны Ахматовой.

  16. Судьба донского казачества в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

  17. Тема гражданской войны в творчестве М.Шолохова.

  18. Григорий Мелехов в поисках правды.

  19. Тема любви и женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

  20. «Василий Теркин»: лучшая поэма о солдате.

  21. Человек на войне (на примере 3-4 произведений).

  22. Окопная правда В.Некрасова в повести «В окопах Сталинграда».

  23. Тема деревни в прозе 2-й половины 20 века (на примере 1-2 произведений).

  24. Тема природы в творчестве В.Г.Распутина.

  25. Пути нравственного спасения (по страницам книг Ч.Айтматова).

Список произведений для заучивания наизусть.

1 курс:

  1. Ф.И.Тютчев - 2-3 стихотворения по выбору.

  2. Н.А.Некрасов - 2-3 стихотворения по выбору

  3. И.А.Бунин - 2-3 стихотворения по выбору

2 курс:

  1. А.Блок - « Незнакомка», «На железной дороге», «Россия», «Девушка пела в церковном хоре», «О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях,о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом».

  2. В.Маяковский «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», Вступление «Во весь голос», по выбору.- 2-3 стихотворения.

  3. С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль. Равнина дорогая.», «Письмо матери», «Заметался пожар голубой», «Запели тесаные дроги» и др. по выбору. - 2-3 стихотворения.

  4. М.И.Цветаева. «Идешь на меня похожий..», «Моим стихам, написанным так рано…»

«Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера еще в глаза смотрел…», «Тоска по родине! Давно…» и др. по выбору - 2-3 стихотворения.

  1. А.А.Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью», «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…», «Нам свежесть слов и чувства пустоту», «Мне голос был,,,», «Родная земля», Не с теми я, кто бросил землю» и др. по выбору 2-3 стихотворения.

  2. Н.Гумилев, О.Мандельштам, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский по выбору.

  3. Лирика периода ВОВ (К.Симонов, А.Сурков, О.Берггольц, С.Орлов, С.Гудзенко, Ю.Друнина., М.Исаковский, А.Фатьянов - по выбору 2-3 стихотворения.

  4. А.Т.Твардовский. «Две строчки», «Вся суть в одном единственном завете»,

«Жестокая память», отрывки из поэм «Василий Теркин», «Дом у дороги» по выбору.

  1. Борис Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»,»О, знал бы я, что так бывает…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Любить иных - тяжелый крест…», «Никого не будет в доме», «Февраль. Достать чернил и плакать», стихи из романа «Доктор Живаго»: «Гамлет», «Рождественская звезда», «Весна», «Нобелевская премия» и др. по выбору.

  2. Н.Заболоцкий. - «Журавли», «Я не ищу гармонии в природе», «Не позволяй душе лениться» и др. по выбору - 2 стих. по выбору.

  3. Н.Рубцов, О.Сулейменов, И.Бродский, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Е.Евтушенко - 2 стих. по выбору.

Список произведений для внеклассного чтения.

  1. Ф.И.Тютчев. Стихотворения.

  2. А.А.Фет. Стихотворения.

  3. Н.А.Некрасов. «Родина», «Поэт и гражданин», поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины».

  4. А.Н.Островский. «Свои люди - сочтемся», «Бесприданница», «Таланты и поклонники».

  5. Ф.М.Достоевский. «Записки из «Мертвого Дома», «Братья Карамазовы», «Бедные люди».

  6. Л.Н.Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи Мурат», «Крейцерова соната».

  7. А.П.Чехов «Палата № 6», « пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка».

  8. А.И.Куприн. «Поединок»

  9. И.А.Бунин. Стихотворения. «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева».

  10. В.Брюсов«Стихотворения».

  11. М.Горький. «Несвоевременные мысли», «Литературные портреты».

  12. А.Блок. «Двенадцать», «Скифы», «Соловьиный сад», «На поле Куликовом».

  13. С.Есенин. «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Письмо женщине», поэма «Анна Снегина».

  14. В.Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах».

  15. А.Т.Твардовский. «В тот день, когда окончилась война». Поэмы «Дом у дороги», «По праву памяти».

  16. Ч.Айтматов «Плаха», «Белый пароход», «Прощай, Гульсары», «Материнское поле».

  17. В.Быков. «Сотников», «Дожить до рассвета», «Знак беды», «Облава».

  18. Ю.В.Бондарев. «Горячий снег».

  19. Б.В.Васильев. «А зори здесь тихие», «В списках не значился».

  20. В.Закруткин. «Матерь человеческая»

  21. К.Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!».

  22. А.Вознесенский. Избранное. Стихотворения и поэмы.

  23. Роберт Рождественский. Избранное. «Реквием», «Письмо в 30 век».

  24. Евг.Евтушенко. Избранное.

  25. Б.Ахмадуллина. Избранное.

  26. Н.А.Заболоцкий. Избранное.

  27. В.Распутин. «Живи и помни».

  28. В.М.Шукшин. «Калина красная», рассказы.

Темы творческих работ учащихся

Писатель

Темы творческих работ

Федор

Иванович

Тютчев

Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева.

Человек и природа в творчестве Ф.И.Тютчева. Философская лирика.

Любовная лирика Ф.Тютчева.

Гражданская и патриотическая лирика Ф.Тютчева.

«Денисьевский цикл» в творчестве Ф.Тютчева.

Отзывы современников о Ф.И.Тютчеве.

Николай Алексеевич

Некрасов.

Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова.

Картины родной природы в лирике Н.Некрасова.

Родина и народ в лирике Некрасова.

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.

Образ русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова.

Своеобразие любовной лирики Н.Некрасова.

Образ матери в творчестве Н.А.Некрасова.

Петербург в произведениях Н.А.Некрасова.

«Проза любви» в лирике Н.Некрасова.

Н.А.Некрасов - редактор журнала «Современник»

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Александр Николаевич

А.Н.Островский - великий русский драматург.

Островский

А.Н.Островский - создатель русского национального театра.

Трагедия женской души в произведениях А.Н.Островского. (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»).

Грех и возмездие в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Изображение «темного царства» в пьесах А.Н.Островского.

История создания и смысл названия пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Федор Михайлович

Достоевский.

Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского.

Ф.М.Достоевский - писатель-гуманист.

Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф.М.Достоевского.

«Красота спасет мир»: Роман Достоевского «Идиот»

Петербург Достоевского.

Достоевский в оценках современников.

Достоевский в современном мире. Споры вокруг его литературного наследия.

Писатели ХХ века о творческом наследии Достоевского. Влияние Достоевского на культуру и искусство ХХ века.

Лев Николаевич Толстой

Л.Н.Толстой - «великий старец» из Ясной поляны.

История создания романа «Война и мир». Смысл заглавия романа.

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

История происхождения рода Толстых. Биографические данные.

Л.Н.Толстого - участник Крымской войны. Отражение военного опыта писателя в его творчестве.

«Чтоб жить честно». Идейные искания Толстого.

Путь самоусовершенствования. Дневники Толстого. Правила жизни.

Афоризмы Толстого.

Значение творчества Толстого для русской и мировой литературы.

«Мысль семейная», ее отражение в творчестве писателя. Взгляды Толстого на семью. Семья Толстого.

«В чем истинная красота человека». Образ Наташи Ростовой, Марьи Болконской и Элен Курагиной.

Путь нравственных исканий Андрея Болконского в романе Л.Толстого «Война и мир».

Изображение «Отечественной войны 1812 года» в романе Л.Толстого «Война и мир».

Последние годы жизни Толстого. Идейный перелом. Уход из семьи.

Педа Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

Антон Павлович Чехов.

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества.

Смешное и трагическое в ранних рассказах Антоши Чехонте.

Чехов и Художественный театр. Жанровое своеобразие пьес Чехова.

«Маленькая трилогия» А.П.Чехова.

Поездка А.П.Чехова на Сахалин.

В усадьбе Чехова Мелихово.

Алексей Максимович Горький.

А.М.Горький. Личность и судьба писателя.

Горький и русская революция. «Несвоевременные мысли» М.Горького.

Романтизм ранних произведений М.Горького.

Пьеса «На дне» - социально-философская пьеса. Спор о назначении человека.

Александр Иванович Куприн.

Очерк жизни и творчества А.И.Куприна.

Тема любви в творчестве А.И.Куприна.

Иван Андреевич Бунин

Иван Бунин. Личность и судьба писателя.

И.Бунин в эмиграции. «Окаянные дни».

И.Бунин - первый лауреат Нобелевской премии.

Цикл «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.Бунина.

Место Бунина в истории русской литературы ХХ века. Бунин в воспоминаниях и оценке писателей.

Особенности лирической поэзии И.Бунина.

И.Бунин в воспоминаниях современников.

Значение русской литературы 19 века для мировой культуры.

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.

1. Очерк жизни и творчества Николая Гумилева.

2. Очерк жизни и творчества Осипа Мандельштама.

3. Очерк жизни и творчества Максимилиана Волошина.

4. Очерк жизни и творчества Игоря Северянина.

5. Дмитрия Мережковского.

6. Зинаиды Гиппиус.

7. Валерия Брюсова.

8. СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ АННЫ АХМАТОВОЙ.

9. «РЕКВИЕМ» АННЫ АХМАТОВОЙ - СКОРБНАЯ КНИГА О ВСЕХ ПОГИБШИХ И БЕЗВИННО ЗАГУБЛЕННЫХ В ГОДЫ СТАЛИНСКОГО ПРОИЗВОЛА.

10. « Я ТОГДА БЫЛА С МОИМ НАРОДОМ…» (Творчество А.Ахматовой в годы Великой Отечественной войны).

12. АННА АХМАТОВА. СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ.

13. БИОГРАФИЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. («Я НЕ ЗНАЮ СУДЬБЫ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ У ЦВЕТАЕВОЙ» (О.Мандельштам).

14. ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

15. ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

16. ТЕМА РОССИИ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. (сборник «Версты»).

17. ЦВЕТАЕВА О ПОЭТАХ-СОВРЕМЕННИКАХ (А.Блок, Б.Пастернак, А.Ахматова, и др.)

18. ЗАГАДКА СМЕРТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

19. ЦВЕТАЕВА В ЭМИГРАЦИИ.

20. ИОСИФ БРОДСКИЙ О МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ.

21. «Женская поэзия» серебряного века (З.Гиппиус, М.Цветаева, А.Ахматова).

22. Времена года в творчестве Сергея Есенина.

23. Тема Родины в творчестве А.Блока.

24. Тема Родины в творчестве С.Есенина.

25. Тема любви в творчестве С.Есенина. Цикл стихов «Любовь хулигана».

Михаил Александрович

Шолохов.

1. Судьба и личность писателя Михаила Шолохова.

2. Тема гражданской войны в творчестве М.Шолохова.

3.Михаил Шолохов - лауреат Нобелевской премии.

4.Роман- эпопея «Тихий Дон» 0 роман о всенародной трагедии.

5.Судьба донского казачества в романе «Тихий Дон».

6. Женские образы в романе «Тихий Дон». Тема любви.

7.Судьба и трагедия Григория Мелехова.

8. Григорий Мелехов в поисках правды жизни.

Михаил Афанасьевич Булгаков.

1.М.Булгаков. Личность и судьба писателя.

2. История создания романа «Мастер и Маргарита».

3.Роман «Мастер и Маргарита» - роман-судьба писателя.

4.Три мира в романе «Мастер и Маргарита.

5.Библейские мотивы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Судьба произведений М.Булгакова.

Поэзия военных лет.

Патриотическая лирика в годы В.О.В.

Поэтический сборник: Лирика военных лет (К.Симонов, А.Сурков, Д.Самойлов, С.Орлов, с.Гудзенко и др.

Поэтический сборник: поэты-фронтовики.

«У войны не женское лицо». Лирика Ю.Друниной.

Песенная лирика военных лет: М.Исаковский, А.Фатьянов и др.

А.Т.Твардовский

А.Твардовский. Личность и творческая судьба поэта.

Тема памяти в творчестве Твардовского.

Поэма «Василий Теркин» - лучшая поэма о солдате войны.

Тема В.О.В. в литературе.

«Лейтенантская проза». Обзор произведений о войне писателей-фронтовиков.

Виктор Некрасов. Судьба и личность писателя. Повесть «В окопах Сталинграда». Суровая правда о войне.

Константин Воробьев. Судьба и личность писателя. «»Убиты под Москвой».

В.Кондратьев. Повесть «Сашка».

В.Закруткин. Личность и судьба писателя. Повесть «Матерь Человеческая».

В.Быков. «Сотников». Тема нравственного выбора.

Ю.Бондарев. Личность и судьба писателя. «Горячий снег» - произведение о Сталинградской битве.

М.Шолохов. «Судьба человека». Красота души человека и его нравственная сила.

Б.Васильев. Личность и судьба писателя. Повесть «А зори здесь тихие».

Борис Пастернак.

Личность и судьба Б.Пастернака.

Тема творчестве в поэзии Б.Пастернака.

Мир природы в поэзии Б.Пастернака.

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго».. Жанр и композиция.

А.И.Солженицын.

Личность и судьба А.Солженицына.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в творчестве А.Солженицына .

«Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына - писательский подвиг.

Василий Макарович Шукшин.

В.Шукшин. Судьба и личность писателя.

«Чудики» Василия Шукшина. Своеобразие характеров сельских жителей - героев Шукшина.

Василий Шукшин - кинорежиссер и актер.

Валентин Распутин.

Жизненный и творческий путь В.Распутина.

Тема природы в творчестве Распутина («Прощание с Матерой»).

Чингиз Айтматов.

Очерк жизни и творчества Ч.Айтматова.

Роман «И дольше века длится день». Художественное своеобразие романа.

Роман «Плаха Ч.Айтматова.

Поэтический сборник: поэты-шестидесятники: Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Н.Рубцов. Тема гражданственности в творчестве.

Жизнь и творчество Олжаса Сулейменова.

.

Жизнь и творчество Дмитрия Снегина.

Жизнь и творчество Михаила Зверева.

ГЛОССАРИЙ

Абзац - отрывок текста от одной красной строки до другой.

Авторская речь - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

Акмеизм - литературное течение в русской поэзии нач. XX в.

Акростих-стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.

Аллитерация - повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Альманах - сборник литературных произведений различного содержания.

Амфибрахий - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.

Анапест - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.

Аннотация - краткое пояснение к содержанию книги.

Антитеза - оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Антология - сборник избранных произведений разных авторов.

Апострофа - оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.

Афоризм - мысль, изложенная кратко и точно.

Беллетристика - художественные прозаические произведения.

Белые стихи - стихи, не имеющие рифмы.

Вирши - стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.

Вкус художественный - способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.

Вольный стих - силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.

Воспоминания, или Мемуары - произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.

Вымысел - плод воображения, фантазии писателя.

Герой лирический - лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Герой литературного произведения - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.

Гипербола - стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.

Гротеск - изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Дактиль - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.

Декаденство - одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.

Детектив - произведение приключенческой литературы.

Диалог - разговор двух или нескольких персонажей.

Дифирамб - произведение восхваляющего характера.

Дольник - трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

Драма - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

Жанр - исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания.

Житие - в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

Завязка - событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

Идеализация - изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.

Идея художественного произведения - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

Идиллия - стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.

Имажинизм - литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.

Импрессионизм - литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.

Импровизация - создание произведений без предварительной подготовки.

Инверсия - оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.

Интрига - развитие действия в сложном сюжете произведения.

Ирония - скрытая насмешка.

Кантата - стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.

Карикатура - шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.

Классицизм - литературное направление (течение) XVII - нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.

Классическая литература - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.

Клаузула - заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.

Коллизия - столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.

Комедия - вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комментарий - истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.

Композиция - структура художественного произведения.

Контекст - отрывок литературного произведения, необходимый для определения смысла взятых из него слов.

Контраст - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.

Конфликт - столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

Концовка - заключительная часть или эпилог литературного произведения.

Критика - сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.

Крылатое слово - меткое выражение, ставшее поговоркой.

Кульминация - эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.

Лаконизм - краткость в выражении мысли.

Легенда - в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.

Лейтмотив - образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.

Лирика - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

Лироэпика - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

Лирическое стихотворение (в прозе) - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Литература художественная - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

Мастерство художественное - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.

Метафора - использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

Метод - основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.

Метонимия - замена в поэтической речи названия, явления, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.

Миниатюра - небольшое литературное произведение.

Многосоюзие (полисиндетон) - оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.

Модернизм - направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.

Монолог - речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.

Моноритм - стихотворение с повторяющейся одной рифмой.

Мотив - в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.

Неологизм - новое слово.

Новаторство - внесение новых идей, приемов.

Образ - художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.

Обращение - оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.

Ода - хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.

Октава - строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних - смежной.

Олицетворение - прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Онегинская строфа - строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.

Очерк - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Памфлет - публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.

Параллелизм - прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.

Пародия - жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.

Пасквиль - произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.

Пастораль - стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

Пафос - ведущий эмоциональный тон произведения.

Пейзаж - изображение природы в литературном произведении.

Перенос - перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.

Перифраз - замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.

Персонаж - действующее лицо литературного произведения.

Повествователь - лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.

Повесть - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма - вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Портрет - изображение в художественном произведении внешности персонажа.

Посвящение - надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.

Послание - литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Послесловие - дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.

Поучение - литературное произведение в форме речи познавательного характера.

Поэзия - художественное творчество в стихотворной форме.

Притча - назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме.

Проблема - вопрос, который исследуется писателем в произведении.

Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении.

Проза - художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.

Пролог - вступление в литературное произведение.

Прототип - реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.

Псевдоним - вымышленное имя или фамилия писателя.

Публицистика - совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.

Путешествие - литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

Рассказ - малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Развязка - положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.

Редакция - один из вариантов текста произведения.

Ремарка - пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.

Реплика - ответ одного персонажа на речь другого.

Рефрен - повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.

Ритм - систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).

Рифма - совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.

Род литературы - деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.

Романс - небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.

Рондо - восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.

Сарказм - язвительная насмешка.

Сатира - художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.

Свободный стих (верлибр) - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.

Символизм - литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.

Сказ - способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.

Сказание (легенда) - художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.

Слог - звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.

Сонет - вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.

Сравнение - определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

Стансы - малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.

Стилистика - раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.

Стиль - совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.

Стих - мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.

Стихосложение - система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. -

Стопа - в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.

Строфа - сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

Тема - объект художественного отражения.

Тематика - совокупность тем произведения.

Тенденция - идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.

Течение литературное - творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.

Тип - художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.

Трагедия - вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Троп - оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.

Урбанизм - направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.

Утопия - художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.

Фабула - расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.

Фельетон - тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.

Фольклор - совокупность произведений устного народного поэтического творчества.

Характер - художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.

Хорей - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Хроника - повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

Цикл - ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

Эвфемизм - замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.

Эзопов язык - иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.

Эклога - небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.

Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.

Экспромт - произведение, созданное быстро, без подготовки.

Элегия - стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

Эпиграмма - короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

Эпиграф - короткий текст, помещенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.

Эпизод - одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.

Эпилог - заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.

Эпитет - образное определение.

Эпопея - произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Эпос - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Юмореска - небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

Ямб - двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.


Литература и средства обучения

1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007

2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005

3.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007

4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008

5.Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2006

6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

7. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб., 2008

9. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

11. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)

12. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

13. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

16. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

Словари и справочники:

1. Александрова З.Е.Словарь синонимов русского языка.

2. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

3. Зимин В.И.Учебный словарь синонимов русского языка - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

4. Надель-Червинская М.А.. Толковый словарь иностранных слов. 5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

6. Семенюк А.А Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник:. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.

7. Шведова С.И. и Н.Ю.Электронные словари: Толковый словарь русского языка.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Беляева Н.В., А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008 4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002





























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОЛЛЕДЖ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ПИТАНИЯ


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа Заместитель директора по УР _________ Еркенов Б.Е. ____________ Кадничанская Л.В. «_____»___________2013г. «_____»______________2013г.

Рабочая учебная программа

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(для групп с русским языком обучения)

Специальность : 0508000 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Форма обучения: дневная

курс: 1

cеместр: 1,2

количество часов: 51- 55

лекции:

теория: 42- 46

практические:7

контрольные работы: 2

курсовая работа: - семестр

Зачёты:1,2семестр

Экзамен: семестр

Рабочая учебная программа рассмотрена и утверждена на заседании МО гуманитарного цикла от 04.09.2013г. (протокол №1) и утверждена УМС колледжа от 05.09.2013г.(протокол №1) и соответствует Государственному общеобязательному стандарту среднего образования, утвержденному постановлением Правительства РК от 23.08. 2012 г. № 1080 и учебным планам, согласованным с Управлением образования Алматинской области от 02.09.2013 г. № 520


Председатель МО ГЦ____________ Ергешбаева Р.А.




© 2010-2022