Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского Телеграмма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе





«Зарубки на сердце»

(по рассказу К. Г. Паустовского

«Телеграмма»)





Учитель Скачкова Т.К.


,

МОУ СОШ № 103

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока: «Зарубки на сердце». (По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»(1946 г.))

За добро плати добром,

не будь пустельгой.

К.Г.Паустовский

Цели урока:


  1. познакомить с Паустовским - писателем, показать его мастерство в создании характеров героев;

  2. учить определять роль эпизода в развитии сюжета;

  3. совершенствовать умение учащихся характеризовать героев на основе их поступков, высказываний, взаимоотношений;

  4. рассмотреть пейзаж, интерьер, прямую авторскую характеристику, диалог, внутренний диалог как средство обрисовки характера героев, раскрытия, их внутреннего мира;

  5. расширить у детей словарь, содержащий нравственные понятия: совесть, добро…

  6. помочь увидеть центральную нравственную проблему рассказа: ответственность детей за беспомощных пожилых родителей.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Индивидуальное сообщение ученика о жизни и творчестве К.Г.Паустовского.

  3. Сравните текст рассказа «Телеграмма» и воспоминания писателя (глава «Зарубки на сердце» в книге «Золотая роза»). Что нового внес автор? Что изменил, а что оставил прежним? Как построил свое произведение для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?

  4. Как построен рассказ? Выделяем три основных части, озаглавливаем каждую и подбираем цитаты.

  5. Работы в группах.

Группа 1 «Мать»

- Прочитать вслух пейзажную зарисовку в начале рассказа. Для чего такое начало? Докажите, что используется прием градации. Философский подтекст пейзажа.

- Как с помощью описания интерьера мы можем представить героиню? О чем свидетельствуют детали интерьера? Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике Катерины Петровны?

- Расскажите о душевном состоянии героини.

- Проанализируйте сцену «Катерина Петровна у старого клена». Какой отклик рождает пейзаж в душе героини? Если исключить строки с описанием природы, изменится ли что-нибудь в рассказе?

- Ю.Бондарев пишет, что «пейзаж у Паустовского добр». Согласны ли вы с этим?

- Как передал Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?

- Как относятся окружающие к Катерине Петровне? А почувствовали ли вы отношение автора? Как оно передано?

- Анализ письма. Как оно раскрывает душевное состояние героини?

Группа 2 «Дочь»

- Портрет Насти. Что он говорит о ее характере?

- Почему Настя помогает Тимофееву? Как это сочетается с безразличием к матери?

- Почему Насте показалось, что она услышала слова: «Эх ты, Сорока!»?

- Почему Настя отложила чтение письма? Почему не поехала? Что остановило?

- Как она приняла телеграмму? Почему не открыла правду старому художнику?

- «Настя смутилась до слез». Как это ее характеризует?

- «Сцена в сквере». Как передал автор глубокую взволнованность Насти. Присущ ли Насте эгоизм?

Группа 3»Мать»

- Как писатель раскрывает переживания действующих лиц? (Манюшки, Тихона, Катерины Петровны)

- Анализ эпизода «Тихон приносит телеграмму». Как текст выдает Тихона? Почему читает глухим неуверенным голосом?

- Как на эту телеграмму реагирует Катерина Петровна?:

- Смерть и похороны - развязка. Как меняется пейзаж?

- Какую роль в рассказе играет молодая учительница? Полюбят ли ее в Заборье? Какая черта есть у нее, но нет у Насти?


  1. Заключительная беседа по рассказу.

- Определите основную тему рассказа.

- Почему рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

-В качестве эпиграфа в начале урока мы выбрали слова Тихона, обращенные к Манюшке. Как вы его понимаете?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя. Объясните ее.

- Очень просто сказал об этом Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин.

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору потеряла в жизни Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

- Как автор относится к героям?

- Каким вы представляете автора? Что Паустовский ценит в людях?

- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

- Какие же зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?

Домашнее задание: способы характеристики Насти(письменно), письменный пересказ одного из эпизодов текста.

© 2010-2022