- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского Телеграмма
Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского Телеграмма
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скачкова Т.К. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 8 классе
«Зарубки на сердце»
(по рассказу К. Г. Паустовского
«Телеграмма»)
Учитель Скачкова Т.К.
,
МОУ СОШ № 103
Урок литературы в 8 классе.
Тема урока: «Зарубки на сердце». (По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»(1946 г.))
За добро плати добром,
не будь пустельгой.
К.Г.Паустовский
Цели урока:
-
познакомить с Паустовским - писателем, показать его мастерство в создании характеров героев;
-
учить определять роль эпизода в развитии сюжета;
-
совершенствовать умение учащихся характеризовать героев на основе их поступков, высказываний, взаимоотношений;
-
рассмотреть пейзаж, интерьер, прямую авторскую характеристику, диалог, внутренний диалог как средство обрисовки характера героев, раскрытия, их внутреннего мира;
-
расширить у детей словарь, содержащий нравственные понятия: совесть, добро…
-
помочь увидеть центральную нравственную проблему рассказа: ответственность детей за беспомощных пожилых родителей.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Индивидуальное сообщение ученика о жизни и творчестве К.Г.Паустовского.
-
Сравните текст рассказа «Телеграмма» и воспоминания писателя (глава «Зарубки на сердце» в книге «Золотая роза»). Что нового внес автор? Что изменил, а что оставил прежним? Как построил свое произведение для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?
-
Как построен рассказ? Выделяем три основных части, озаглавливаем каждую и подбираем цитаты.
-
Работы в группах.
Группа 1 «Мать»
- Прочитать вслух пейзажную зарисовку в начале рассказа. Для чего такое начало? Докажите, что используется прием градации. Философский подтекст пейзажа.
- Как с помощью описания интерьера мы можем представить героиню? О чем свидетельствуют детали интерьера? Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?
- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике Катерины Петровны?
- Расскажите о душевном состоянии героини.
- Проанализируйте сцену «Катерина Петровна у старого клена». Какой отклик рождает пейзаж в душе героини? Если исключить строки с описанием природы, изменится ли что-нибудь в рассказе?
- Ю.Бондарев пишет, что «пейзаж у Паустовского добр». Согласны ли вы с этим?
- Как передал Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?
- Как относятся окружающие к Катерине Петровне? А почувствовали ли вы отношение автора? Как оно передано?
- Анализ письма. Как оно раскрывает душевное состояние героини?
Группа 2 «Дочь»
- Портрет Насти. Что он говорит о ее характере?
- Почему Настя помогает Тимофееву? Как это сочетается с безразличием к матери?
- Почему Насте показалось, что она услышала слова: «Эх ты, Сорока!»?
- Почему Настя отложила чтение письма? Почему не поехала? Что остановило?
- Как она приняла телеграмму? Почему не открыла правду старому художнику?
- «Настя смутилась до слез». Как это ее характеризует?
- «Сцена в сквере». Как передал автор глубокую взволнованность Насти. Присущ ли Насте эгоизм?
Группа 3»Мать»
- Как писатель раскрывает переживания действующих лиц? (Манюшки, Тихона, Катерины Петровны)
- Анализ эпизода «Тихон приносит телеграмму». Как текст выдает Тихона? Почему читает глухим неуверенным голосом?
- Как на эту телеграмму реагирует Катерина Петровна?:
- Смерть и похороны - развязка. Как меняется пейзаж?
- Какую роль в рассказе играет молодая учительница? Полюбят ли ее в Заборье? Какая черта есть у нее, но нет у Насти?
-
Заключительная беседа по рассказу.
- Определите основную тему рассказа.
- Почему рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?
-В качестве эпиграфа в начале урока мы выбрали слова Тихона, обращенные к Манюшке. Как вы его понимаете?
- Какую библейскую заповедь нарушила Настя. Объясните ее.
- Очень просто сказал об этом Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору потеряла в жизни Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
- Как автор относится к героям?
- Каким вы представляете автора? Что Паустовский ценит в людях?
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
- Какие же зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?
Домашнее задание: способы характеристики Насти(письменно), письменный пересказ одного из эпизодов текста.