- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Весенние палы - боль и утрата
Урок Весенние палы - боль и утрата
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Авдонина Г.Ю. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Ближнеборисовская СШ» Нижегородской области
Авдонина Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Литературный час.
«Весенние палы - боль и утрата»
Цель занятия: обогащение знаний о причинах возникновения пожаров .
Задачи:
1.Знакомство с художественными произведениями, показывающими вред весенних палов;
2.Пропаганда вреда весенних палов;
3.Воспитание любви к родной природе, ответственного отношения к ней.
Ход занятия
1.Выразительное чтение отрывка из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полёгшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам… И после долго пахнет в степи горькой гарью от выжженной и потрескавшейся земли. Кругом весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стрепета. А там, где прошлись палы, зловеще чернеет мёртвая, обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица. Стороною обходит её зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую золу и едкую тёмную пыль.
- А что такое палы?
2.Жизненного опыта учащихся хватает, чтобы объяснить лексическое значение этого слова. Но дело не только в том, что во время палов гибнет "полёгшая за зиму трава". Не случайно рядом такое многообещающее слово - весенние. На данном этапе работы обращаемся к словарям.
Работа со словарями.
3. Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал его от диких зверей, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Благодаря огню человечество устремилось в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь превращается в зло.
4.Весна, много сухой травы и листвы. И как часто то тут, то там виден дымок, огонь - это взрослые и дети жгут прошлогоднюю траву, листву.
- К чему могут привести такие действия людей?
5.Подготовленные ученики читают стихотворение Вадима Шефнера «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,-
Но как он искупил свою вину
(Включается запись шума лесного пожара)
6. От весенних палов много гибнет леса по вине человека, и уберечь лес, а значит и нашу родную планету, может только человек и в том числе и мы с вами.
7.Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева
Пожары
Широко, необозримо,
Грозной тучею сплошной,
Дым за дымом, бездна дыма
Тяготеет над землей.
Мертвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожженных елей ряд.
На пожарище печальном
Нет ни искры, дым один, -
Где ж огонь, злой истребитель,
Полномочный властелин?
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Но когда наступит сумрак,
Дым сольется с темнотой,
Он потешными огнями
Весь осветит лагерь свой.
Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки опустя,
Человек стоит уныло -
Беспомощное дитя.
8. Инсценировка .
Леонардо да Винчи «Мотылёк и пламя»
Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылек вдруг приметил мерцающий вдали огонек. Он тотчас направился к освещенному месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!
Налюбовавшись вдоволь, мотылек решил познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь желтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре.
Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылек в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.
- Как же могло такое стрястись? - в недоумении спрашивал себя мотылек и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный безобидный огонек способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылек вновь расправил крылышки и вспорхнул.
Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нем, но тут, же упал в масло, коим питался коварный огонек.
- Какой же ты жестокий, - промолвил мотылек, теряя силы. - Я надеялся найти в тебе друга, а обрел погибель. Слишком поздно я понял, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась глупая затея поиграть с тобой!
- Бедный мотылек! - ответил ему ночник. - Моя ли вина, что я не цветок, освещенный лунным светом, как ты наивно полагал? Мое назначение - светить людям. А кто не умеет осторожно обращаться с огнем, непременно обжигается
9.Правила поведения в пожароопасный период.
- В пожароопасный период ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнём!К таким периодам относятся середина и конец весны (почва покрыта сухими листьями и травой), а также всё лето и начало осени, когда стоит жаркая погода при отсутствии осадков более недели. Не разводите костёр в тех местах, где много сухой травы.
- Что делать при пожаре ?
Если вы обнаружили , немедленно сообщите об этом в службу спасения, в администрацию сельского округа , 01 и 112 (только для мобильных телефонов).
- Если обнаруженный вами пожар ещё не набрал силу, примите меры по его тушению с помощью воды,земли, песка, веток лиственных деревьев, плотной одежды. Наиболее эффективный способ тушения пожара - забрасывание кромки пожара землёй.
10.Изготовление листовок «НЕТ ВЕСЕННИМ ПАЛАМ!»
11.Выразительное чтение и анализ стихотворения
Любите, берегите землю эту!
Среди болот подобья островов
Становятся вдруг чудо городами.
В них добрым людям долго- долго жить,
Работать всласть,
Детей своих учить:
Любите, берегите землю эту!!
За боль и кровь ее глубоких вен
Украсьте грудь ее ковром зеленым,
Пусть ветры только добрых перемен
Волнуют землю, ставшую нам домом.
12. Творческая работа. Мини - сочинение «НЕТ весенним палам !»
Список литературы.
1. Леонардо да Винчи «Мотылёк и пламя»
2. «Толковый словарь русского языка»
3. Ф.И.Тютчев « Пожары»
4. Шефнер «Лесной пожар»
5. М.А.Шолохова «Тихий Дон» .