РП по русскому языку 7 класс для УМК Ладыженской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РП по русскому языку 7 класс для УМК Ладыженской

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 7 класса общеобразовательных школ.

Программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса (М.: Просвещение, 2012).

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2013.

Русский язык входит в образовательную область «Филология».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Курс русского языка в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 136 учебных часов (4 часов в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Рабочая программа линии УМК «Русский язык 7 класс» разработана в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №1 р.п. Мулловка для ступени основного общего образования. По учебному плану школы для обязательного изучения учебного предмета отводится 140 часов ( из расчета 4 учебных часов в неделю, 35 учебных недель).

Результаты обучения.

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.


Учебно-тематический план

Содержание

Количество

часов

Развитие

речи

Контрольные работы

Русский зык как развивающееся явление.

1

-

Повторение пройденного в 5-6 классах

8

2

1

Причастие

28

4

1

Деепричастие

11

2

1

Наречие

21

4

1

Категория состояния

2

2

-

Предлог

8

1

-

Союз

12

1

1

Частица

16

3

1

Междометие

2

-

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

7

1

1

Итого

120

20

7



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (136 ч)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ.1

Группы славянских языков; русский язык входит в группу

восточнославянских языков, совпадает с другими славянскими языками в фонетике,

лексике, грамматике. Русский язык - государственный язык России, один из мировых языков.Язык представляет собой исторически развивающееся явление. «Язык живет вместе с жизнью народа».(В.Г. Белинский)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ 8+2РР

1.. Синтаксис и пунктуация.

Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т.п). Разделы лингвистики - основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор..

2 Лексика и фразеология.

Основные понятия раздела. Умение работать с различными словарями.

3. Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм - букв.

4. Морфемика и словообразование.

Морфемный и словообразовательный разборы. Нахождение слов с омонимичными корнями.

5. Морфология.

Повторение изученных морфологических признаков частей речи, отработка навыков морфологического разбора.

6. Развитие речи. Текст. Стили литературного языка.

Понятие текста, средства связи предложений в нем, определение абзаца, типы высказывания и их признаки; стили речи.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Причастие. 28+4

1. Характеристика причастия по значению, морфологические признаки глагола и

прилагательного у причастия, синтаксическая роль причастия в предложении.

Различие причастий и прилагательных, умение находить причастия и причастные обороты в тексте, определение признаков прилагательного и глагола у причастий, определение

синтаксической роли причастия в предложении, изменение и образование

причастия, действительные и страдательные причастия. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.

2. Особенности публицистического стиля: назначение, сфера употребления, языковые приметы. Признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Формирование умения адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

Деепричастие. 28+2

1. Характеристика деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у

деепричастия, синтаксическая роль деепричастия в предложении;

Умение находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях;

определение синтаксической роли деепричастия; нахождение и исправление ошибки в

употреблении деепричастий; вид деепричастий. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.

2. Особенности в составлении рассказа-описания.

Наречие. 21+4

I. Повторение пройденного о наречии в 5 - 6 классах; своеобразие наречия как части речи, его место в системе других частей речи, общие и специфические признаки наречия, синтаксическая функция данной категории, словообразовательный и этимологический анализ наречий, смысловые группы наречий; орфографические правила и применение их.

2. Языковые особенности текста описания действия и дневниковых записей. Умение анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.

Категория состояния.2+2

1. Категория состояния как часть речи. Значение категории состояния; знать, слова категории состояния не изменяются; состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Умение находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

2. Подробное изложение текста. Адекватно понимать содержание художественного

текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

Предлог. 8+1

1. Служебные части речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Предлог как служебная часть речи, отличие его от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и предложении, употребление предлогов; виды предлогов; правописание производных предлогов.

2. Особенности рассказа -репортажа.

Союз. 12+1

1. Союз как служебная часть речи. Роль союза в предложении и тексте; отличие предлога от союза, простые и составные союзы, союзы по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов; правописание омонимичных союзов.

2 Особенности публицистического стиля. Отработка умений применять эти особенности в работе.

Частица. 16+3

1. Понятие о частице, отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие , роль частиц в предложении и в образовании форм слов; разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, правописание отрицательных частиц.

2. Особенности написания сочинения по картине.

Междометие. 2

Междометие как часть речи, назначение в языке, знаки препинания при междометиях, правописание междометий. Конструирование предложений с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе 7 + 1

Повторение определений основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, отработка умений и навыков, презентации по выбранным изученным темам.

Учебное и учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:

1. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь.

2. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс- М.: ТЦ Сфера, 2004

3.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003

4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994

5.ТекучеваИ.В. Тесты по русскому языку:7 класс.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ И.В.Текучева. - М.: Издательство «Экзамен», 2004

6. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.(2012)

10. Богданова Г.А., «Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс»., М., 2002.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 7-е изд.- М.:

Просвещение, 2011.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по

русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

2002.

4. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-

М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 кл./Под ред.

Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс/М.: изд. Экзамен,2004

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

.

Наглядные средства

(таблицы)

Электронные средства


1

Фонетический разбор слова

2

Части речи. Морфологический разбор слова.

Русский язык тренажер

3

Стили русского литературного языка

Презентация

4

Словосочетание.

Электронный тренажер

5

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Презентация. ЦОР. Электронный тренажер.

6

Типы речи.

Презентация

7

Лексика. Фразеология.

Презентация

8

Причастие как часть речи.

ЦОР

Презентация

9

Причастный оборот

ЦОР

10

Действительные и страдательные причастия.

ЦОР

11

Правописание действительных и страдательных причастий

ЦОР

Электронный тренажер

12

Правописание кратких причастий.

ЦОР

13

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Презентация. Электронный тренажер

14

Не с причастиями

ЦОР

15

Правописание о-ё после шипящих

Электронный тренажер

16

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.

Русский язык тренажер

17

Пунктуация при деепричастном обороте.

Электронный тренажер

18

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий

Русский язык тренажер

19

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.

Русский язык тренажер

20

Правописание наречий

Электронный тренажер

21

Слитное и раздельное написание наречий

Презентация, электронный тренажер

22

Категория состояния.

Презентация

23

Самостоятельные и служебные части речи.

ЦОР

24

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Презентация

25

Правописание производных предлогов.

Электронный тренажер

26

«Различай написание» (предлоги- существительные, предлоги - наречия и т.п.)

ЦОР

27

Презентация

28

Союз как часть речи. Союзы простые и сложные. Разряды союзов.

Презентация

29

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.

ЦОР

30

Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном.

ЦОР

31

«Отличай союзы от других частей речи»

Тренажер

32

Частица. Разряды частиц.

Презентация

33

Раздельное и дефисное написание частиц.

ЦОР

34

Отрицательные частицы.

ЦОР

35

Различие не и ни.

ЦОР

36

Не с различными частями речи..

ЦОР, электронный тренажер

37

Междометие

ЦОР

38

Презентация

Электронный тренажер




Календарно - тематическое планирование

п\п

Дата

Тема урока

Количество часов

Тип\форма урока

Планируемые результаты обучения


Виды и формы контроля

План

Факт

Освоение предметных

знаний


УУД





1



Русский язык как развивающееся явление.

1

Усвоение новых знаний

Знать группы славянских языков; знать, что русский язык входит в группу

восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетике,

лексике, грамматике.

Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и

развивается (на примере устаревших слов и неологизмов).


Личностные УУД

- выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;


План




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕН-

НОГО В 5 - 6 КЛ.

8+

2 РР



Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.


2



Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Повторение

Знать основные синтаксические понятия, уметь производить синтаксический разбор простого предложения.

Синтаксический разбор

3



Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Повторение

Уметь расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, уметь производить пунктуационный разбор .

Пунктуационный разбор

4



Лексика, фразеология.

1

Повторение, закрепление

Знать основные понятия раздела, уметь работать с различными словарями.

Словарный диктант

5



Фонетика и орфография.

1

Закрепление

Уметь различать опознавательные признаки орфограмм - букв, делать фонетический разбор слова

Фонетический разбор

6



Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1

Повторение

Знать части слова, уметь делать морфемный и словообразовательный разбор, находить слова с омонимичными корнями.

Морфемный разбор, словообразовательный разбор

7



Морфология и орфография.

1

Повторение

Знать части речи, уметь находить грамматические признаки

Диктант терминов

8



Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

1

Повторение

Уметь делать морфологический разбор изученных частей речи

Морфологический разбор

9



Р/р. Текст.

1

Повторение

Знать, что такое текст, каковы средства связи в нем, уметь определять абзац.

Устный опрос

10



Р/р. Стили русского литературного языка.

1

Закрепление

Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю.

Работа с текстами

11



Контрольный диктант.

1

контрольный


диктант

12 -13



Причастие как часть речи

2

Изучение нового

Знать определение причастия, грамматические признаки.

Уметь отличать причастие от прилагательного,

определять синтаксическую роль, правильно

употреблять в речи.

Регулятивные УУД:

-.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД --применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.


Работа с текстом, с заданиями учебника, электронный тренажер

14



Р/р. Публицистический стиль.

1

Изучение нового

Уметь определять текст публицистического стиля, его признаки.

Работа с текстом , презентация

15



Склонение причастий.

1

Изучение нового

Знать, что причастия общаются так же, как

прилагательные. Уметь при сопоставлении делать

выводы, определять условия выбора гласных в

окончаниях причастий и прилагательных, графически

объяснять орфограмму

Объяснительный диктант

16



Причастный оборот.

1

Изучение нового

Знать определение причастного оборота и понятие

одиночного причастия, условия выделения запятыми,

понимать отличие зависимого слова от определяемого.

Уметь устанавливать связь причастия с определяемым

словом и зависимыми словами; выделять причастный

оборот запятыми; согласовывать причастия с

определяемыми словами, строить предложения с

причастными оборотами.

Проверочная работа

17



Выделение причастного оборота запятыми.

1

Изучение нового

Уметь выделять из предложения сочетания причастия и

определяемого слова, причастия и зависимого слова,

определять место причастного оборота по отношению к

определяемому слову, графически обозначать

причастный оборот, устанавливая связь причастия с

определяемым и зависимым словами, выразительно

читать предложения с причастным оборотом,

предупреждать ошибки в употреблении причастного

оборота, строить предложения синонимических конструкций.

Тест

18



Р/р. Описание внешности человека.

1

Изучение нового

Знать признаки текста-описания, описания внешности

человека, понятия: «литературный портрет», «словесный

портрет». Уметь определять тему, основную мысль,

стиль текста, языковые особенности, использовать в

своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака,

сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов,· синонимы,

описательные обороты и др.

Сочинение - миниатюра

19



Действительные и страдательные причастия.

1

Изучение нового

Знать отличие действительных причастий от

страдательных. Уметь определять разряд причастий по

значению, употреблять причастия в речи,

конструировать предложения с причастным оборотом,

предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания

Проверочная работа

20



Полные и краткие страдательные причастия

1

Изучение нового

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль

кратких причастий и прилагательных. Уметь

образовывать краткую форму, употреблять в речи,

правильно ставить ударение в полных и кратких стра-

дательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль.

Регулятивные УУД:

-.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


Выполнение предложенных упражнений, заданий

21 -22



Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Усвоение новых знаний

Знать способы образования действительных причастий

настоящего времени.

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-

ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму,

правильно писать причастия.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, индивидуальные задания

23



Действительные причастия прошедшего времени.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования действительных причастий

прошедшего времени, правописание гласных перед

суффиксом причастия и в неопределенной форме

глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в

суффиксах причастий, правильно употреблять причастия

в речи, конструировать предложения с причастным

оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при

произношении, проверять себя по словарю.

Работа со словарем, работа по карточкам

24



Страдательные причастия настоящего времени.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования страдательных причастий

настоящего времени.


Работа по карточкам

25



Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Усвоение новых знаний

Уметь определять спряжение

глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях

глаголов и суффиксах -ом(-ем-), -им- причастий;

сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать

выводы; согласовывать причастие с определяемым

словом; заменять сложное предложение простым с

причастным оборотом

Исправление текста

26



Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, их суффиксы.

Работа по заданиям

27



Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

2

Усвоение новых знаний

Знать правило правописания гласных перед Н.

Уметь выбирать правильное гласных перед Н в полных

и кратких страдательных причастиях, исправлять

ошибки в употреблении причастий.

Карточки для индивидуальной работы

28 - 30



Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

3

Усвоение новых знаний , закрепление

Знать способы разграничения страдательных причастий

прошедшего времени и прилагательных, образованных

от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в

суффиксах причастий, прилагательных; правильно

употреблять в речи

тест

31 - 32



Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2

Усвоение нового, закрепление

Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах

причастий, прилагательных, правильно употреблять в

речи. Уметь различать краткие и полные причастия.

Диктант «Проверь себя», словарный диктант на грамматическую тему.

33



Р/р. Выборочное изложение.

1

34



Морфологический разбор причастия.

1

Усвоение новых знаний, обобщение

Знать порядок морфологического разбора причастий.

Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать

причастия в тексте, употреблять в речи


35 - 37



Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3

Усвоение нового, закрепление

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с

причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть

корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора

орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему;

на основе наблюдения делать выводы.


38



Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Контроль знаний

Уметь делать выбор букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий пр. времени, уметь составлять связанный рассказ на грамматическую тему


39



Р/р. Сочинение «Мой знакомый».

1


Уметь писать сочинения по личным наблюдениям


40 41



Повторение изученного о причастии.

2

Закрепление.

Уметь находить причастие в тесте, правильно применять

орфографические и пунктуационные правила, употреблять причастия в речи.


42



Контрольный диктант.

1

Контрольный



43



Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками

Уметь анализировать допущенные ошибки





Деепричастие

11+

2РР




44



Понятие о деепричастии.

1

Усвоение новых знаний

Знать лексическое, грамматическое значение

деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в

употреблении деепричастий, выделять в речи

деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного действия


45



Деепричастный оборот.

1

Усвоение новых знаний

Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом

(предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям


46



Запятые при деепричастном обороте.

1

Закрепление

Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным

моделям


47 -48



НЕ с деепричастиями.

2

Усвоение новых знаний

Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и

глаголами, составлять связный рассказ на грам-

матическую тему


49



Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в

речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы,

безошибочно писать суффиксы деепричастий


50



Деепричастия совершенного вида.

1

Закрепление

Уметь правильно выбирать гласную перед -в, -вши.


51 - 52



Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Уметь писать сочинение от имени одного из действующих лиц картины.


53



Морфологический разбор деепричастия.

1

Усвоение новых знаний

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей

речи, уметь безошибочно писать суффиксы в

деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки

препинания, исправлять ошибки в речи


54



Повторение по теме «Деепричастие».

1

Закрепление, обобщение знаний

Уметь правильно использовать в речи деепричастия и деепричастные обороты, применять полученные знания о деепричастии на письме.


55



Контрольный диктант.

1

Контроль знаний



56



Анализ контрольного диктанта.

1

Закрепление пройденного

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры





Наречие

21+

4РР




57



Наречие как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего

грамматического значения, морфологических признаков,

синтаксической роли и типичных суффиксов.


58 - 59



Смысловые группы наречий.

2

Усвоение новых знаний

Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли.


60 - 61



Сочинение в форме дневниковых записей.

2

Развитие речи

Знать особенности текста в форме дневниковых записей, уметь составлять такой текст по данному началу.


62 - 63



Степени сравнения наречий.

2

Усвоение новых знаний, закрепление.

Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и

наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов, уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от

прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения разных смысловых оттенков.


64



Морфологический разбор наречия.

1

Усвоение нового материала

Уметь определять грамматические признаки наречия,

разграничивать их, объяснять значение грамматических омонимов.


65 -66



Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.

2

Усвоение нового материала, закрепление

Знать правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать.


67



Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

Усвоение нового материала

Знать условия выбора на письме букв Е, И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой,

различать приставки НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях


68 - 69



Н и НН в наречиях на -о и -е.

2

Усвоение нового материала, закрепление

Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на

письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать


70 -71



Сочинение-описание действий.

2

Развитие речи

Знать структуру, языковые особенности текста

описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные

средства языка, соблюдать нормы при письме.


72



Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Усвоение нового материала

Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безошибочно писать, определять способ образования наречий, синтаксическую функцию в предложениях,

употреблять в речи.


73



Буквы О и А на конце наречий.

1

Усвоение новых знаний

Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять, анализировать роль наречий в связных

текстах


74 - 75



Дефис между частями слова в наречиях.

2

Усвоение новых знаний

Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать,

конструировать словосочетания с наречием, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте.


76 -77



Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

2

Закрепление

Уметь отличать наречия от существительных,

прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом


78



Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Усвоение новых знаний

Знать правило, уметь опознавать наречия с

орфограммой, правильно писать, определять

синтаксическую функцию в предложении.


79



Повторение изученного по теме «Наречие».

1

Усвоение новых знаний

Распознавать наречие, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению,

правильно образовывать степени сравнения,

безошибочно писать, применяя изученные правила.


80



Контрольный диктант.

1

Контроль знаний

.


81



Анализ контрольного диктанта.


1

Закрепление пройденного

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры





Категория состояния.

2+

2РР




82 - 83



Категория состояния.

2

Усвоение нового материала, закрепление

Уметь находить слова категории состояния, определять их принадлежность к определенной группе, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении.


84 - 85



Подробное изложение.

2

Р.Р.

Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и

дополнительную информацию, определять

принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру

текста, его языковые и речевые средства

выразительности





Предлог

8+

1РР




86



Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

Повторение, усвоение новых знаний

Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги,

союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи. Знать о предлоге как о служебной части речи, его роли в

словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок, писать с сам.частями речи, знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями


87



Употребление предлогов.

1

Усвоение новых знаний

Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с

различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки


88



Непроизводные и производные предлоги.

1

Усвоение новых знаний

Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных,

производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи.


89



Простые и составные предлоги.

1

Усвоение новых знаний

Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического

разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлога


90



Морфологический разбор предлога.

1

Усвоение новых знаний

Уметь производить морфологический разбор предлога.


91 - 92



Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Знать условия слитного и раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно

писать их, обосновывая свой выбор, употреблять в речи.


93



Р/р. Рассказ - репортаж на основе увиденного на картине.(А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

1

Р.Р.

Знать особенности текста-репортажа, составлять репортаж, подбирая необходимые языковые средства.


94



Систематизация и обобщение по теме «Предлог».

1

Обобщение, закрепление знаний

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, правильно писать производные предлоги,

отличать их от созвучных сочетаний, правильно употреблять в речи и письме.





Союз

12+

1РР




95



Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

Усвоение нового

Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом в тексте, опознавать союз. Уметь

ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания

при однородных членах и в сложных предложениях,

строить предложения, используя союзы.


96



Сочинительные и подчинительные союзы.

1

Усвоение нового

Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать

сочинительные и подчинительные союзы,

сложносочинённые и сложноподчинённые

предложения, правильно ставить знаки препинания.


97 - 98



Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

2

Усвоение нового, закрепление

Уметь разграничивать сложносочинённые и

сложноподчинённые предложения, правильно ставить знаки препинания.


99



Сочинительные союзы.

1

Усвоение нового

Знать группы сочинительных союзов, их назначение,

выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Выбирать союз в соответствии с его значением и

стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.


100



Подчинительные союзы.

1

Усвоение нового

Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы,

употреблять для связи предложений. Уметь различать подчинительные союзы по значению употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических

конструкций.


101



Морфологический разбор союза.

1

Усвоение нового

Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы.


102



Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

1

Р.Р.

Уметь писать сочинение, используя средства публицистического стиля.


103 - 104



Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2

Закрепление

Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы,

уметь применять правило на письме.

употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические

конструкции.


105



Повторение сведений о предлогах и союзах.

1

Усвоение новых знаний

Уметь систематизировать, обобщать знания, подбирать материал, работая с различными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно

их писать, определять роль в предложении и тексте.


106



Контрольная работа.

1

Контрольный



107



Анализ контрольной работы

1


Уметь анализировать допущенные ошибки.





Частица

16+

3РР




108



Частица как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Знать особенности частицы как служебной части речи, уметь отличать частицу от знаменательных частей речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении

омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола, употреблять частицы для выражения смысловых

оттенков.


109 - 110



Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Знать разряды частиц по значению, роль

формообразующих частиц, уметь распознавать

формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков.


111 - 112



Смысловые частицы.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Уметь распознавать смысловые частицы. Уметь выделять

модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства.


113 - 114



Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи, определять стилистическую роль частиц, употреблять их

в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами.


115 - 116



Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2

Р.Р.

Уметь писать сочинение по картине в соответствующем стиле.


117



Морфологический разбор частиц.

1

Усвоение новых знаний

Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц,

безошибочно их писать.


118



Отрицательные частицы.

1

Усвоение новых знаний

Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение НЕ, правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. Понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь

определять смысловое значение частицы НИ, уметь употреблять в речи, различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ, безошибочно

употреблять с разными частями речи


119 - 120



Различение на письме частиц НЕ и НИ.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со

значением и ролью в предложении; применять

обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме.


122



Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ


123



Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

Р.Р.

Уметь создавать собственное высказывание,

соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания, распространять текст характеристикой

героя, элементами описания, диалогом.


124



Различение на письме частицы НИ и приставки НИ.

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать частицу НИ и приставку НИ, выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словам


125



Обобщение и систематизация по теме «Частица».

1

Обобщение, закрепление

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ-НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи.





Контрольная работа

1

Контрольный



126



Анализ контрольной работы

1

Анализ

Уметь анализировать допущенные ошибки.





Междометие

2




127



Междометие как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Уметь находить междометие в тексте, знать о его назначении в речи, уметь конструировать предложения с междометиями.


128



Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Усвоение новых знаний

Знать правила дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.





Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

7+

1РР




129



Разделы науки о языке. Р/р. Текст. Стили речи.

1

Обобщение, систематизация

Знать определения разделов лингвистики, что такое текст и его особенности, стили речи.


130



Фонетика и графика.

1

Обобщение, систематизация

Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить орфоэпический и фонетический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать

орфоэпические ошибки в звучащей речи.


131



Контрольный итоговый диктант с заданием.

1

Контроль знаний



132



Лексика и фразеология.

1

Обобщение, закрепление

Знать определения. Уметь разъяснять значения слов правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, соблюдать лексические нормы, уметь работать

с фразеологическим словарём, использовать синонимы в речи, проводить элементарный анализ текста.


133



Морфемика и словообразование.

1

Закрепление, систематизация

Знать способы образования слов, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы.


134



Морфология.

1

Обобщение, закрепление

Знать общую характеристику самостоятельных частей

речи, различать их постоянные и непостоянные

морфологические признаки, уметь выполнять

морфологический разбор, правильно употреблять

изученные части речи.


135



Орфография.

1

Закрепление

Владеть правильным способом применения изученных

орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику

слова при выборе правильного написания.


136



Синтаксис и пунктуация. Заключительный урок.

1

Закрепление. Итоги года

Знать, чем отличается словосочетание от предложения,

простые предложения от сложных, главные члены от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять

синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения,

соблюдать правильную интонацию речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, подбирать примеры на изученные правила.




© 2010-2022