Краткосрочное планирование уроковСловообразование

В данный материал включены ряд последовательных уроков русского языка краткосрочного планирования уроков по разделу "Словообразование" первый урок раскрывает общую тему. второй урок о крень слова , третий урок об однокоренных словах,а также о способах образования слов Цель нового образования дать и с новыми подходами и методом
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Словообразование, сведения о составе слова.

Цель: Способствовать формированию понятия о составе слова.

Самостоятельно получает знания по теме урока. слова.

Задачи: Расширить словарный запас. Умение разбирать слова по

составу .Осмысливать и анализировать новую информацию

о составе слова; творчески применять свои знания и совершенствовать себя.

Ожидаемые результаты: Четко выдвигает свои ответы, образовывает новые

слова; самостоятельно выделяет графически .Развивать

навык критического мышления; умения самостоятельно

мыслить и размышлять.

Тип урока: Объяснение нового материала .

Методы: Словесный, поисковый ,самостоятельный, наглядный.

Формы работы: Коллективное взаимодействие, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: Маркеры, плакаты, карточки, смайлики.

Источники: учебник, методические пособия.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащегося

Организационный момент

Психологический настрой учащегося на урок. Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.

-с каким настроением вы пришли на урок?

-что вы ждете от урока. Вы сможете сделать выводы и приобрести новые знания.

Готовность к учебной деятельности.

Приветствие друг друга.



Настрой учащихся на урок.

Актуализация знаний

В процессе урока учитель повышает познавательный интерес к уроку.

Воспроизведение учащимися знаний.

Стадия вызова

Вызвать интерес учащихся к данной теме. Творческое задание.

Учитель создает атмосферу сотрудничества.

Чтобы заинтересовать учащихся, учитель включил небольшой рассказ в занимательной форме.

Учитель создает критерии оценивания;

Включая творческие способности; раскрыть тему достаточно глубоко.

Работая в группах дети дают презентацию темы. Передают наглядно, возникшие ассоциации о составе слова. Защита презентации.



Быстрое включение учащихся в учебную деятельность.

Физ. минутка

-А сейчас ребята, кто-то из вас на уроке побудет приставкой, кто-то суффиксом, окончанием. Я вам буду называть слова, а вы будете показывать части слова.

Работа в группах:

-дать определение корня слова;

-дать определение приставки;

-дать определение суффикса;

-дать определение окончание;

-дать определение слова.

Учащиеся с интересом слушают учителя.



Учащиеся работают в группах.

Индивидуальная работа

Рефлексия



Домашнее задание

Учитель дает индивидуальную работу.

-что оказалось сегодня трудным?

-что в изученном сегодня для вас главное?

-чего я сегодня

Учитель подводит итоги.

Написать 5 слов.Выучить правила.

Ребенок должен найти морфему:

Школа, выход, подснежник, зимний. летчик.



Тема: Состав слова. Словообразование.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Задачи: Выполнение разбора слова по составу; умение распознавать учащимися

образование новых слов; производить морфемный анализ.

Ожидаемые результаты: Овладение учащимися знаниями о составе слова; развивать

навык работы в группах.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Методы: Наглядный, словесный, практический.

Ресурсы: Интерактивная доска, компьютер, слайды.

Источник: Учебник, дидактический материал.

Формы работы: Коллективная. Групповая, индивидуальная.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Настрой учащихся на урок.

Учитель создает положительное самоопределения к деятельности учащихся на уроке.

Беседа, опора на положительный опыт прошлых уроков.

Быстрое включение учащихся в учебную деятельность.



Наблюдалась готовность учащихся к учебной деятельности.

Актуализация знаний

Мозговой штурм.

- Из каких частей состоят слова?

-Что такое суффикс?

-Для чего он служит?

-Что такое приставка?

-Для чего она служит?

-Что такое корень?

-Что такое окончание?

Учитель разделил учащихся на подгруппы. Создал атмосферу групповой деятельности учащихся.

Работа на интерактивной доске.

Посмотрите на доску. На какие группы можно разделит эти знаки, встречающихся на уроках русского языка?

Ответы учащихся







Учащиеся выделяют те знаки, которые относятся к составу слова.



Физ. минутка

Вот метель гулять спустилась. Сюда снежинка прилепилась. Вот она летает. порхает, следите за ней глазками.

Проблемный вопрос «открытие» новых знаний

-А как вы думаете, могут ли образовываться новые слова с помощью приставки и суффикса?

Учитель раздает слова каждой группе:

Подснежник;

Подсвечник;

Пришкольный;

Подоконник.

Графическое изображение знаков у доски:

Корень- приставка- окончание

Приставка- корень- окончание.

Учитель предлагает установить алгоритм каждой группы.

У каждой группы есть карточка с заданием.

Задание:

-Измени слово и выделили в нем окончание.

-Выдели основу слова.

-Выдели приставку.

-Выдели суффикс.

Учащиеся проводят небольшое исследование. Дают объяснение словам (как они образовались).

Слово разбирается с комментированием одного учащегося с группы.

Учащиеся дали несколько вариантов частей слов.



Учащиеся выполняют разбор слова по составу, затем комментируют свой алгоритм.

Задания разного уровня

Учитель распределяет задания по уровням:

На «5»

1.Что такое приставка? Для чего они служат?

2.При помощи приставок и суффикса образуйте однокоренные слова

Лет

3.Разбор слова по составу:

Земля, походы, выходной.

На «4»

1.Что такое приставка? Для чего она служит?

2.Выделить в словах приставку и суффикс: ходит, выходит, школьник, написал, выходной.

На «3»

1.Что такое приставка? 2.Запиши части слова.

3.Выдели приставку в словах: поход, убежал, выбежал, зашел.

Словарная работа:

На столе каждой группы лежит кроссворд. Учащиеся должны догадаться о каком предмете идет речь и записать слово.

1.Учебное помещение для занятий (класс)

2.Верхняя женская школа (пальто)

3.Корм для лошади (овес)

4.Защитник отечества (солдат)

5.Лиственное дерево с белым стволом (береза)

6.Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице (морковь)

Мозговой штурм.

Выполнение заданий по уровням.











Учащиеся с подсказкой определяют тему урока.



Решение кроссворда, помогло учащимся найти тему урока.

Обобщение изученных знаний.

Рефлексия



Домашнее задание

Тест.

По завершению урока учитель предлагает выполнить небольшой тест.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось на уроке?

Упражнение 5.

Учащиеся отвечают на тестовые вопросы.

Учащиеся пишут на стикерах.



Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: Создать условия для овладения учащимися знаниями о корне слова; умение

находить в слове корень и подбирать однокоренные слова, создать условия для

творческого усвоения детьми об однокоренных словах.

Задачи: Развить умение распознавать корень слова и подбирать однокоренные слова;

решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя; создать условия для

развития и учащихся творческих и рефлективных способностей.

Ожидаемые результаты: Умение находить корень, выделять графически, подбор

однокоренных слов, расширение словарного

запаса, самостоятельно

Тип :Урок экскурсия.

Методы: Частично-поисковый, исследовательский, наглядный, словесный.

Ресурсы: Плакаты, стикеры, маркеры.

Форма работы: Коллективная, групповая.

Межпредметная связь: математика, биология, окружающий мир.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент

Психологический настрой на урок .Целевая установка.

-Вы сами сможете сделать открытия и приобрести новые знания.(вводная беседа, коллективная работа учащихся)

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

Актуализация знаний

-Ребята, это школа .А как можно сказать о тех ребятах, которые идут в школу.

Направить учащихся на объяснения нового материала; метод сравнений.

-А вот дерево.

Посмотрите какое оно мощное .Как дерево выросло таким крепким? Чем питается? Откуда берет начало?

Отделите от дерева ствол , а корень оставь? Вырастит ли новое дерево? Оторвите от дерева корень?

Школьники .

Осмысление темы.





-Дерево погибнет.

Таким образом, дети выходят на два понятия корня-ботаническое и математическое.

Вывод учащихся: через корень проходят из земли все питательные вещества. Корень дает жизнь дереву.

-Скажите, корень бывает только у дерева.

-А что такое корень в русском языке .Какое он дает понятие?

Действия учителя.

Дети приходят к выводу, что корень есть в математической сфере, биологии.

Корень-значимая часть слова.

Аргументированные ответы учащихся.

Действия учащихся.

Определение темы, исследование

Коммулятивная беседа





-А что говорят по этому поводу ученые?

Каждой группе предлагаются листы с информацией (словарные статьи из толковых словарей С. И .Ожегова и

В. И. Даля )

Учитель предлагает исследования о корне учеными.

Словарь Ожегова:

Корень-1.Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы;

2.Внутреняя,находящиеся в теле, часть зуба.

3.В грамматике: основная часть без приставки и суффикса.

4.Начало, источник ,основа чего-либо

5.В математике; математический квадратный корень.

Словарь Даля В.И.

Корень-1.Подземная часть всякого растения.

2.Корень зуба, волоса-та часть, которая вросла в тело.

3.Мой корень-родина и корень слова- слог или звук, от которого произошло все слово.

5. Математический корень.

Примеры:

Если отнять у слова все морфемы, а корень оставить. Значит, слово живо. Отними корень-и слова вообще не станет.

При помощи ответов учащихся определили тему и цель урока.





Учащиеся внимательны.



При помощи примеров и листов с информацией учащиеся определили

тему ,цель урока.



Формулировка темы урока







Закрепление

Какое значение имеет корень, важно на урок русского языка.

Дать задание группам.

Составить кластер на тему «Корень- главная значимая часть слова.» Критерии оценивания.

Учитель наблюдает и дает правильное направление учащимися.



-Внимательно послушайте своих апонентов и пожалуйста выпишите для себя понравившийся аргумент.

Выписывайте на стикеры и вывешивайте на кластеры.

Определение корня и однокоренных слов.

Работают в группах.

Коллективное составление кластера.

Учащиеся защищают презентацию



Каждая группа составила небольшой рассказ:

Группа 1: «Воздушные шары».

А)Наступила осень .Дни становятся короче. А птицы улетают на юг. Ночи длинные. Солнце светит мало. Не хватает лучей солнца. Становится холодней.

Из крана течет холодная вода. У подножья горы находится водопад.

Б)Жил был водолаз. Он исследовал водный мир. И водолаз погрузился на самое дно. И заметили, что на глубине моря лежат слова : вода, водяной , водный.

Группа 2 «Звездочеты»: Однажды жил был мальчик. Его звали Артем. Мама сказала Артему: « Я иду на работу, ты останешься. Смотри за домом.» Артем случайно поджег дом. Артем позвонил пожарникам. Пожарники приехали быстро и потушили пламя.

Группа3 «Дружба»: Мы нарисовали сад и сочинили сказку с однокоренными словами.

Жил-был садовник .У него в саду был волшебный сад. В саду росли яблоки. Рос красивый яблочный сад.

Группа 4 « Природа»:

Мой друг рыбак .Он пошел рыбачить и поймал большую рыбу. Он сварил рыбный суп и угостил нас.

Светит солнце. Стоит солнечная погода. В огромном синем море, на пароходе служат моряки.

Рефлексия

-Удалось ли вам подобрать однокоренные слова , пользуясь различными частями речи? Корень в однокоренных словах пишется……

-Какую задачу ставили в начале урока?

-Справились с этой задачей?

-Какие знания помогли справится с этой задачей.

Дом .задание: Кто больше напишет однокоренных слов. Выучить правила. Инсценировать сказку однокоренных слов.



Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: Научить учащихся выделять корень, подбирая однокоренные слова и определять

лексическое значение.

Задачи: Обобщить понятие о структуре слова; производить образовательный анализ

слова и формы одного и того же слова; способствовать обогащению

словарного запаса; развить устную речь, словесно-логическое мышление.

Ожидаемые результаты: Умение рассуждать, делать выводы самостоятельно,

производить морфемный анализ слов ;оценивать свою

деятельность.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.

Методы: Наглядный, словесный, практический.

Ресурсы: Интерактивная доска, компьютер, дидактический материал.

Источник: учебник, методические карточки.

Форма работы: Взаимопроверка, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Была зафиксирована цель и тема урока. Подготовить класс к уроку. Психологический настрой. Учитель разделил учащихся на подгруппы.

Готовность к учебной деятельности.



Учащиеся подготовили по 4 вопроса для групп.

Повторение пройденного материала

Обозначенные учителем проблемных вопросов:

-Что такое корень?

-Роль корня в слове?

-Как выделить в слове корень?

-однокоренные слова?

-Признаки однокоренных слов.



Учитель создал атмосферу, подводящая к диалогу.

Вопросы и ответы по теме: «Однокоренные слова» Обмен вопросами, выступление каждой группы.



Учащиеся оценивают друг друга жетонами.





Этап подготовки к новому знанию.



















Физ. минутка





Исследовательская деятельность

Фиксируется новые знания в заданиях, вызванные затруднения.













Взаимопроверка ,оказание помощи друг другу.















Итоги урока



Домашнее задание

Учитель настроил группы к следующим заданиям.

Задание каждой группе.

1 группа. Написать слова, образованные при помощи приставок.

2 группа. Выделить приставку и суффикс в словах.

3 группа. Найти слова, соответствующие данной схеме. Приставка. суффикс, окончание.

4 группа. Найти слова. которые образовались при помощи суффикс.

В процессе урока учитель повышает активность учащихся через задания, где развивает их познавательный интерес.

Учитель организовывает работу по картинкам. раздает картинки с изображениями.



Работа по учебнику упражнение 8.

Разминка.

Учитель предлагает отдохнуть. но выполнить задание.

-Я буду называть слова однокоренные к слову, если я правильно подобрала слово, то вы делаете хлопок над головой, а если нет. То вы подпрыгиваете.

Учитель раздает каждой группе по слову.

1 группа-рисунок;

2 группа гора-горе;

3 группа делить-дело;

4 группа соль- солист.

Дается инструктаж по самостоятельному выполнению заданий.

Для того чтобы заинтересовать учеников на работу, включила задания в занимательной форме. Отгадайте слова.







Работа по тексту .

Задание.

Чтение текста. Выписать из текста родственные слова к слову -осина. Выделить корень.

Осина- светолюбивая дерево. Разрастаясь, деревья образуют целые осинники. Осенью растут грибы подосиновики.

Работа по интерактивной доске.

-Рассмотрите на экране Постарайтесь собрать из слов предложение.

Из данных предложений составить связной текст :

Снег укрыл пни и кусты. Вот сугроб .Утром выпал первый снежок ,там спит медведь.

-Давайте еще раз вспомним, что такое корень?

-Что называется однокоренными словами?

-Как называется общая часть родственных слов?

Тестирование учащихся. Парная работа у компьютера. Учитель наблюдал подготовку детей. Оценивание компьютером.

Повторение и обобщение пройденного.

Воспроизведение учащимися знаний ,необходимых для «открытия» новых знаний.











Учащиеся образовывают однокоренные слова, выделяют корень словах, составляют рассказ.

После выполнения ,дети делают вывод о роли однокоренных слов- как связывающее звено в тексте.



Делают разминку по инструкции учителя.

Учащиеся с интересом и вниманием слушали учителя.





Учащиеся исследуют слова с омонимичными корнями.

У слов может быть одинаковый парень. Но если слова различны по смыслу, то эти слова не будут однокоренными.

Учащиеся решили проблему самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности. Его корень в слове цена.

Приставка в слове осмотр (оценка).

2.Его корень в слове пришкольный, приставка, в слове одуванчик, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник)



Работая в группах, учащиеся воспроизвели в памяти ранее изученные морфемы.

Учащиеся находят в тексте однокоренные слова, доказывали свой выбор. Выделили корень

Чтение текста учащимися.





Ответы учащихся.

Работа в парах, через тестирование дети воспроизводят знания полученные на предыдущих уроках.

























© 2010-2022