Правописание причастий (6 класс, С. И. Львова)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка.


Правописание суффиксов причастий.


Класс - 6 «А»

Цели урока:

1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе написания суффиксов причастий;

2) углубить представление об образовании залоговых форм причастий и тренировать учащихся в образовании этих форм.

дать представление об особенностях значения, образования и морфемной структуры причастия;

выработать умение опознавать причастия на уровне морфемной структуры, специфических словообразовательных моделей и по значению;

познакомить с механизмом словообразования и формообразования причастий.

Оборудование урока: компьютер, проектор (все правила и таблицы учащиеся видят на экране).

План урока (хронометраж):

1. Проверка домашнего задания- 5 минут;

2. Разбираем правило - 10 минут;

3. Практическая часть (упр. 363,364,365)- 20 минут;

4. Домашнее задание - 3 минуты.

ХОД УРОКА.


  1. Орфограммы в суффиксах причастий (проверка домашнего задания - упр. 652, текст с.78-79, упр. 653).

Попросим сильных учеников, работавших дома с упражнением 652, продиктовать одноклассникам страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов-антонимов глагола найти (потерянный, утерянный, затерянный, утраченный), и объяснить написание суффиксов, а затем привести примеры в соответствии с заданием перед текстом на с.78.

Просим ученика прочитать текст на стр. 78-79 (правило):

  1. От глаголов на -ать, -ять, -еть страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -нн(ый),

При этом глагольные суффиксы -а(ть), -я(ть), -е(ть) сохраняются:

Услыш-а-ть - услышанный; посе-я-ть - посеянный; обид-е-ть - обиженный.

  1. От всех остальных глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -енн(ый) или -т(ый):

Наладить - налаженный, перенести - перенесенный, умыть - умытый, расколоть - расколотый.

  1. При образовании действительных причастий прошедшего времени с помощью суффикса -вш(ий) глагольный суффикс сохраняется:

Услышать - услышавший, взлелеять - взлелеявший, обидеть - обидевший, наладить- наладивший.

После внимательного чтения текста на с. 78-79 попросим учащихся ответить на первый вопрос после текста, а затем подготовить пересказ одной из частей текста (номер которой соответствует номеру ряда, занимаемого учениками) и анализ соответствующих примеров.

Проведем совместную работу с упражнением 653, порекомендовав ученикам подробно комментировать написание причастий.

Упражнение 653. От данных глаголов образуйте возможные формы причастий прошедшего времени и запишите их в соответствующие графы таблицы. Слова записывайте поморфемно.



Глагол

Причастия прошедшего времени

Действительные

-вш-ий

страдательные

-енн-ый

-нн-ый

за-конч-и-ть

За-конч-и-вш-ий

За-конч-енн-ый

---

об-ла-я-ть

Об-ла-я-вш-ий

---

Об-ла-я-нн-ый

Расклеить -

Подслушать -

Перестроить -

Закончить -

Обеспокоить -

Растаять -

Подстрелить -

Увенчать -

Вырубить -

Получить -

Рассмотреть -

Увидеть -

Вытащить -

Подбросить -

Встревожить -

Овеять -

Потерять -


  1. Образование причастий настоящего и прошедшего времени. (текст на с.79, работа с таблицей, упр. 654)

Упражнение 654. От данных глаголов образуйте возможные формы причастий и запишите их в соответствующие графы таблицы. Обозначьте суффиксы.

Причастия

настоящего времени

прошедшего времени

действительные

страдательные

действительные

страдательные

хранящий

хранимый

хранивший

-

Сохранить -

Сидеть -

Сажать -

Обуть -

Обувать -

Пилить -

Беспокоить -

Склеить -

Почувствовать -

Гнать -

Держать -

Увлечь -

Забывать -

Забыть -


  1. Различение причастий и слов других частей речи. (упр. 655 (1), 656).

Упражнение 655. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Глаголы, деепричастия и причастия записывайте поморфемно. Устно проведите морфологический разбор этих слов.

Косарь косил красивую траву.

Скрываясь от косы его во рву,

Она, принизанная земляникой,

Сбегала под откос к малине дикой.

Но не укрылась, на прокос легла.

Легла, упала, скомкала соцветья.

(А. Прокофьев)

Домашнее задание: 1) пересказ текстов на стр. 78-79 (правила наизусть);

2) упр. 657.

Использованная литература:

  1. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 3-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 207с. : ил.

  2. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2010. - 287с.





Полные и краткие формы страдательных причастий.

Правописание н и нн в причастиях.


Класс - 6 «А»

Цели урока:

  1. Формировать представление о грамматических особенностях причастий в краткой форме;

  2. Формировать умение выбирать Н и НН в причастиях.

Оборудование урока: компьютер, проектор (все правила и таблицы учащиеся видят на экране).

План урока (хронометраж):

1. Проверка домашнего задания- 5 минут;

2. Разбираем 2 правила - 15 минут;

3. Практическая часть (упр. 661,663)- 15 минут;

4. Домашнее задание - 3 минуты.

ХОД УРОКА.


  1. Употребление страдательных причастий в полной и краткой форме (задания на с. 82, текст на с. 82-83, упр. 661):

Прилагательные какого разряда имеют краткие формы?

Какие различия существуют в значении полных и кратких форм прилагательных?

Как изменяются прилагательные в краткой и полной форме?

Какую роль в предложении выполняют прилагательные в полной и краткой форме?

Образуйте, если возможно, краткие формы от следующих прилагательных:

Честный - честен, честна, честно. Честны

Добрый - добр, добра, добро. Добры

Металлический - не образуется.

Лисий - не образуется

Резкий - резок, резка, резко. Резки

Измените образованные формы по родам и числам.

После работы с заданиями на с.82 ученики внимательно читают текст на с.82-83 и выполняют задания после текста.

Текст (правило, с.82-83):

  1. Страдательные причастия употребляются в речи в полной и краткой форме:

Полные причастия краткие причастия

Выращенный урожай урожай выращен

Засеянное поле поле засеяно

Посланное письмо письмо послано

Скошенные луга луга скошены

Надетый костюм костюм надет


  1. Полные причастия, как и полные имена прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам:

Симпатичный (-ая, -ое, -ые, -ой, -ого и т.д.) - прилагательное;

Раскрывающий (-ая, -ее, -ие, -ей, -его и т.д.) - причастие.


  1. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, изменяются только по родам и числам, а в предложении являются сказуемыми вместе с глагольной связкой быть:

Джинсы выстираны (наст. вр.; глагол-связка есть опущена);

Джинсы были выстираны (прош.вр.);

Джинсы будут выстираны (буд.вр.).

Упражнение 661. Приемом поморфемного письма запишите слова, распределяя их на две группы: 1) глаголы в форме прошедшего времени; 2) краткие страдательные причастия. (Два ученика работают у доски. Первые трое учеников, выполнивших задание в тетради, получают оценку.)


  1. Правописание Н и НН в причастиях (текст на с.84, упр 663).

После того как шестиклассники внимательно прочитают текст на с.84 и выпишут в тетради из этого текста примеры, попросим рассказать их об образовании страдательных причастий прошедшего времени. После разбора правила и примеров переходим к выполнению упр. 663.

Текст (правило, с.84):

В краткой форме страдательного причастия всегда пишется одна буква Н:

Девочка обижена, тетрадь разорвана, земля вспахана.

В полной форме страдательных причастий прошедшего времени чаще всего пишутся две буквы НН:

Обиженная девочка, разорванная тетрадь, вспаханная земля.

Упражнение 663. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Слова записывайте поморфемно.

Бросить -

Высушить -

Задержать -

Умножить -

Просушить -

Увеличить -

Удержать -

Отчислить -

Посеять -

Навеять -

Услышать -

Домашнее задание: 1. Пересказ текстов на с.82-84;

2. упр. 664.

Использованная литература:

1. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 3-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 207с. : ил.

2. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2010. - 287с.


© 2010-2022