- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание причастий (6 класс, С. И. Львова)
Правописание причастий (6 класс, С. И. Львова)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трифонова Д.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка.
Правописание суффиксов причастий.
Класс - 6 «А»
Цели урока:
1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе написания суффиксов причастий;
2) углубить представление об образовании залоговых форм причастий и тренировать учащихся в образовании этих форм.
дать представление об особенностях значения, образования и морфемной структуры причастия;
выработать умение опознавать причастия на уровне морфемной структуры, специфических словообразовательных моделей и по значению;
познакомить с механизмом словообразования и формообразования причастий.
Оборудование урока: компьютер, проектор (все правила и таблицы учащиеся видят на экране).
План урока (хронометраж):
1. Проверка домашнего задания- 5 минут;
2. Разбираем правило - 10 минут;
3. Практическая часть (упр. 363,364,365)- 20 минут;
4. Домашнее задание - 3 минуты.
ХОД УРОКА.
-
Орфограммы в суффиксах причастий (проверка домашнего задания - упр. 652, текст с.78-79, упр. 653).
Попросим сильных учеников, работавших дома с упражнением 652, продиктовать одноклассникам страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов-антонимов глагола найти (потерянный, утерянный, затерянный, утраченный), и объяснить написание суффиксов, а затем привести примеры в соответствии с заданием перед текстом на с.78.
Просим ученика прочитать текст на стр. 78-79 (правило):
-
От глаголов на -ать, -ять, -еть страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -нн(ый),
При этом глагольные суффиксы -а(ть), -я(ть), -е(ть) сохраняются:
Услыш-а-ть - услышанный; посе-я-ть - посеянный; обид-е-ть - обиженный.
-
От всех остальных глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -енн(ый) или -т(ый):
Наладить - налаженный, перенести - перенесенный, умыть - умытый, расколоть - расколотый.
-
При образовании действительных причастий прошедшего времени с помощью суффикса -вш(ий) глагольный суффикс сохраняется:
Услышать - услышавший, взлелеять - взлелеявший, обидеть - обидевший, наладить- наладивший.
После внимательного чтения текста на с. 78-79 попросим учащихся ответить на первый вопрос после текста, а затем подготовить пересказ одной из частей текста (номер которой соответствует номеру ряда, занимаемого учениками) и анализ соответствующих примеров.
Проведем совместную работу с упражнением 653, порекомендовав ученикам подробно комментировать написание причастий.
Упражнение 653. От данных глаголов образуйте возможные формы причастий прошедшего времени и запишите их в соответствующие графы таблицы. Слова записывайте поморфемно.
Глагол
Причастия прошедшего времени
Действительные
-вш-ий
страдательные
-енн-ый
-нн-ый
за-конч-и-ть
За-конч-и-вш-ий
За-конч-енн-ый
---
об-ла-я-ть
Об-ла-я-вш-ий
---
Об-ла-я-нн-ый
Расклеить -
Подслушать -
Перестроить -
Закончить -
Обеспокоить -
Растаять -
Подстрелить -
Увенчать -
Вырубить -
Получить -
Рассмотреть -
Увидеть -
Вытащить -
Подбросить -
Встревожить -
Овеять -
Потерять -
-
Образование причастий настоящего и прошедшего времени. (текст на с.79, работа с таблицей, упр. 654)
Упражнение 654. От данных глаголов образуйте возможные формы причастий и запишите их в соответствующие графы таблицы. Обозначьте суффиксы.
Причастия
настоящего времени
прошедшего времени
действительные
страдательные
действительные
страдательные
хранящий
хранимый
хранивший
-
Сохранить -
Сидеть -
Сажать -
Обуть -
Обувать -
Пилить -
Беспокоить -
Склеить -
Почувствовать -
Гнать -
Держать -
Увлечь -
Забывать -
Забыть -
-
Различение причастий и слов других частей речи. (упр. 655 (1), 656).
Упражнение 655. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Глаголы, деепричастия и причастия записывайте поморфемно. Устно проведите морфологический разбор этих слов.
Косарь косил красивую траву.
Скрываясь от косы его во рву,
Она, принизанная земляникой,
Сбегала под откос к малине дикой.
Но не укрылась, на прокос легла.
Легла, упала, скомкала соцветья.
(А. Прокофьев)
Домашнее задание: 1) пересказ текстов на стр. 78-79 (правила наизусть);
2) упр. 657.
Использованная литература:
-
Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 3-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 207с. : ил.
-
Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2010. - 287с.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Правописание н и нн в причастиях.
Класс - 6 «А»
Цели урока:
-
Формировать представление о грамматических особенностях причастий в краткой форме;
-
Формировать умение выбирать Н и НН в причастиях.
Оборудование урока: компьютер, проектор (все правила и таблицы учащиеся видят на экране).
План урока (хронометраж):
1. Проверка домашнего задания- 5 минут;
2. Разбираем 2 правила - 15 минут;
3. Практическая часть (упр. 661,663)- 15 минут;
4. Домашнее задание - 3 минуты.
ХОД УРОКА.
-
Употребление страдательных причастий в полной и краткой форме (задания на с. 82, текст на с. 82-83, упр. 661):
Прилагательные какого разряда имеют краткие формы?
Какие различия существуют в значении полных и кратких форм прилагательных?
Как изменяются прилагательные в краткой и полной форме?
Какую роль в предложении выполняют прилагательные в полной и краткой форме?
Образуйте, если возможно, краткие формы от следующих прилагательных:
Честный - честен, честна, честно. Честны
Добрый - добр, добра, добро. Добры
Металлический - не образуется.
Лисий - не образуется
Резкий - резок, резка, резко. Резки
Измените образованные формы по родам и числам.
После работы с заданиями на с.82 ученики внимательно читают текст на с.82-83 и выполняют задания после текста.
Текст (правило, с.82-83):
-
Страдательные причастия употребляются в речи в полной и краткой форме:
Полные причастия краткие причастия
Выращенный урожай урожай выращен
Засеянное поле поле засеяно
Посланное письмо письмо послано
Скошенные луга луга скошены
Надетый костюм костюм надет
-
Полные причастия, как и полные имена прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам:
Симпатичный (-ая, -ое, -ые, -ой, -ого и т.д.) - прилагательное;
Раскрывающий (-ая, -ее, -ие, -ей, -его и т.д.) - причастие.
-
Краткие причастия, как и краткие прилагательные, изменяются только по родам и числам, а в предложении являются сказуемыми вместе с глагольной связкой быть:
Джинсы выстираны (наст. вр.; глагол-связка есть опущена);
Джинсы были выстираны (прош.вр.);
Джинсы будут выстираны (буд.вр.).
Упражнение 661. Приемом поморфемного письма запишите слова, распределяя их на две группы: 1) глаголы в форме прошедшего времени; 2) краткие страдательные причастия. (Два ученика работают у доски. Первые трое учеников, выполнивших задание в тетради, получают оценку.)
-
Правописание Н и НН в причастиях (текст на с.84, упр 663).
После того как шестиклассники внимательно прочитают текст на с.84 и выпишут в тетради из этого текста примеры, попросим рассказать их об образовании страдательных причастий прошедшего времени. После разбора правила и примеров переходим к выполнению упр. 663.
Текст (правило, с.84):
В краткой форме страдательного причастия всегда пишется одна буква Н:
Девочка обижена, тетрадь разорвана, земля вспахана.
В полной форме страдательных причастий прошедшего времени чаще всего пишутся две буквы НН:
Обиженная девочка, разорванная тетрадь, вспаханная земля.
Упражнение 663. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Слова записывайте поморфемно.
Бросить -
Высушить -
Задержать -
Умножить -
Просушить -
Увеличить -
Удержать -
Отчислить -
Посеять -
Навеять -
Услышать -
Домашнее задание: 1. Пересказ текстов на с.82-84;
2. упр. 664.
Использованная литература:
1. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 3-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 207с. : ил.
2. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2010. - 287с.