Исследовательская работа по русскому языку Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с.Мраково

МР Кугарчинский район Республика Башкортостан





Уменьшительно-ласкательные суффиксы



Выполнил ученик 4б класса

МБОУ СОШ № 1 с. Мраково Кугарчинского района РБ

Халитов Линар Эльдарович

Руководитель: Халитова А. С.



Мраково 2016

Оглавление

Введение 2-3

Глава I Теоретическая часть

1.1 Что такое суффикс? 4-5

1.2 Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 5-7

Глава II Практическая часть

2.1 Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русских народных песнях. 7-8

2.2 Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русских народных сказках. 8-9

2.3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в современных сказках. 9

Заключение 10-11

Библиография 11

Приложение 12-15





Введение

Актуальность проблемы

Русский язык богат на ласковые, добрые и нежные слова. Эти слова очень украшают речь, делают её выразительной, образной. А образуются такие слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие люди даже не замечают этого. Они все реже и реже используют их в речи, потому что не знают их значений или просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу.

Цель исследования: Провести исследование русских народных сказок, песен и современных произведений на наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Гипотеза: уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в языке в тесной связи с историей народа и его языка, их изучение помогает лучше познавать русский язык. Только почему в современное время их использование становится все реже и реже?

Объекты исследования: русские народные песни, сказки и современные произведения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;

  2. Изучить русские народные сказки и песни, найти уменьшительно-ласкательные суффиксы, сопоставив их количество с другими произведениями;

  3. Научиться образовывать имена существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения и использовать их в своей речи.

Предметом исследования стала классификация уменьшительно-ласкательных суффиксов из русских народных песен и сказок.

База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Мраково Кугарчинского района.

Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы:

метод сплошной выборки;

метод статистической обработки.

Этапы работы:

1) Изучение теории.

2) Исследование русских народных песен.

3) Исследование русских народных сказок.

4) Сопоставление уменьшительно-ласкательных суффиксов из современных песен и произведений.

База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Мраково Кугарчинского района.

Теоретическое значение состоит в том, что, выполняя данную работу, я изучил имеющуюся литературу по данной теме, расширил круг знаний по русскому языку, литературе и музыке.

Практическое значение работы: материалы моего исследования можно будет применить на уроках русского языка, литературы, музыке.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех параграфов первой главы, трех параграфов второй главы, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении дается краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и направлений разработки избранной темы. В заключение объясняется, с какой целью было проведено данное исследование, что было для этого сделано и излагаются выводы, к которым я пришел.

Глава I. Теоретическая часть исследования.

Уменьшительно-ласкательные слова - это удивительная особенность русского языка. Такого большого количество уменьшительно-ласкательных слов нет ни в одном другом языке мира. В этом я убедимся, изучая русские народные сказки и песни.

- Но почему именно такие слова заинтересовали тебя? - спросите меня вы.

- Потому что мне очень нравится, когда мне говорят ласковые слова. Сынок, сыночек, Линарик. Эти слова мне нравятся больше чем Линар или сын.

Образование таких слов мы изучали на уроках русского языка. Образуются они при помощи суффиксов, для выражения ласки и нежности.
Когда мы говорим с близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамуля» или «мамочка», на «бабушку» - «бабуля» или «бабулечка». Все это слова зависят от того, какие суффиксы в них используются.

Для начала нужно разобраться с термином «Суффикс».

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может быть один, а может быть несколько суффиксов.

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные. Например, один из самых активных суффиксов образования существительных - -ник- :лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д. Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-: сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

Если корень содержит основное лексическое значение слова, то

  • уменьшительно-ласкательное значение: дочь - доч-к(а) - доч-еньк(а), дом - дом-ик;

  • увеличительное значение: рука - руч-ищ(а);

  • для названия детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок;

  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;

  • для обозначения лиц женского пола с тем же значением: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д

  • выражение отношения к лицу: хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй.
    Какие же бывают уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые помогают нам вежливо и ласково обращаться? Сначала я познакомился со всеми этими суффиксами.
    1) Суффикс -ек-.
    Например: орешек , кусочек, веночек, человечек, цветочек.
    2) Суффикс -ик .
    Например: столик, бегемотик - бегемотика, нолик - нолика, обормотик - обормотика, солдатик - солдатика, домик - домика.
    3) Суффиксы -ечк, -еньк-.
    Например: чашечка, доченька, рученька, маечка, заечка, новенький, книжечка.
    Эти суффиксы часто используются для образования уменьшительно-ласкательных имен.
    Например: Юлечка, Танечка, Олечка, Сашечка, Сонечка.
    4) Суффикс -очк-.
    Этот суффикс используются во всех остальных случаях.
    Например: сказочка, глазоньки, тетрадочка, парочка.
    Эти суффиксы также используются для образования уменьшительно-ласкательных имен.
    Например: Димочка, Ромочка, Тимочка.
    5) Суффикс -ул-.
    Например: лапатуля, Димуля, сынуля, мамуля, бабуля, дедуля, Машуля, Сашуля.

6) Суффикс -чик-.
Например: стаканчик, шкафчик, чемоданчик;

7) Суффиксы: -еньк-, -оньк- .

Например: маменька, берёзонька, лисонька.

8) Суффикс -ышк-.

Например: солнышко, гнёздышко, зёрнышко, вёдрышко.

9) Суффиксы: -ок, -ёк-.

Например: ветерок, грибок, кружок, огонёк.

Изучая суффиксы, я узнал, что они никогда не бывают ударными. Они всегда безударные.
Например: глАзоньки, дОмик, стОлик, чАшечка.

Как вы заметили, уменьшительно-ласкательные слова часто используются в речи русского языка. Это помогает выразить нам нашу доброту, заботу, любовь и ласку к окружающему миру и людям. Практически от любого слова в русском языке можно образовать уменьшительно-ласкательную форму при помощи нужного суффикса.

Выводы по первой главе.

Работая над данной темой, я изучил литературу по проблеме исследования. В первой главе я дал определение термину «Суффикс». И рассказал о том, почему его образно называют жемчужиной русской речи.

Во втором параграфе я рассказал о том, что фразеологизмы появились еще до н.э., и с развитием истории они так же развивались, образуя все новые и новые виды.

Третий параграф посвящен признакам и особенностям употребления фразеологизмов. На примере авторских фразеологизмов Крылова и Пушкина показала, что с развитием русской литературы развивается и речь ее читателей.

Глава II. Практическая часть исследования.

В музыкальной школе мы часто поем русские народные песни. Напевая их, я заметил, что там тоже есть уменьшительно-ласкательные слова. Для изучения я выбрал три песни.

Первая песня «Посею лебеду на берегу».

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая…

В данной песне народом использованы суффиксы - ушк- 4 раза, -еньк- 2 раза, -к- и -ечк- по одному разу.

Вторая песня « Солдатушки, бравы рябятушки».

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды! …

В этой песне суффикс - ушк- повторяется 12 раз и суффикс -к- 1 раз. Уже в названии песни встречаются такие суффиксы.

Третья песня «Во кузнице».

… Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, Дуня.
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок…

Четыре раза в этой песне повторяется суффикс - ок- (во втором куплете песни).

Мое исследование не закончилось на русских народных песнях. Дальше я принялся читать русские народные сказки. Читая, я выделял в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы. В сказке «Маша и медведь» я нашел 55 разных суффиксов.

Из них народ больше всего использован суффикс -ушк- (28 раз). Шестнадцать раз повторяется суффикс - еньк-, -ок- пять раз, -ик- 3 раза, -ечк- два раза и -очк- один раз в таких словах как Машенька, дедушка и бабушка, избушка, кустик, крылечко, дождик и д.р.

В сказке «Крошечка-Хаврошечка» мои любимые суффиксы есть даже в названии. Я прочитал эту русскую народную сказку в обработке А.Н.Толстого.

74 уменьшительно-ласкательных суффикса нашел я в этой сказке.

Рекорд побил суффикс - ечк-, он повторяется 23 раза.

На втором месте суффикс - к-, который повторяется 19 раз.

На третьем месте суффикс -ушк- , его я выделил в сказке 14 раз.

Суффиксам - ок-, -ик-, -очк- использованных не более 10 раз мест на пьедестале не осталось. Ушко, Буренка, коровушка, долюшка, Одноглазка, глазок, яблочки - вот такие замечательные и добрые слова образованы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов в сказке «Крошечка-Хаврошечка».

Разыскивая суффиксы, мне стало интересно, а сколько уменьшительно-ласкательных суффиксов употребляют люди в наше время? Затем прочитал реалистически-сказочная повесть Эдуарда Успенского «Сын Жаб-Жабыча». Это ведь тоже сказка, но только не народная. В ней я выделил всего 8 суффиксов уменьшительно-ласкательного значения: - ик повторяется 6 раз и -ок 2 раза.

Затем я прочитал сказку Андрея Усачева «Иван - коровий сын». В ней оказалось немного больше «моих» суффиксов. Всего я выделил 29 суффиксов. Из них больше всего повторялся суффикс -ок-, затем уже такие суффиксы как -ушк-, - ишк-, еньк-.

Такое маленькое количество суффиксов меня, конечно, расстроило, и я решил поискать и в современной детской песне.

В « Новогодней» песне оказалось 12 суффиксов.

Шесть раз в припеве повторяется суффикс - ушк-, три раз -еньк- и по одному разу -ечк-, -очк-, и -к-. Тут я обрадовался, потому что наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о том, что и в наше время люди используют их, пусть не в таком огромном количестве как раньше, но все же используют, а значит, есть еще добрые, ласковые и внимательные друг к другу люди.

Подводя итог, можно сказать, что так называемые уменьшительно-ласкательные суффиксы русских существительных требуют внимательного отношения к себе со стороны читателя или слушателя. Особенно когда они используются для подчеркнуто уважительного к нему отношения. Используя ласкательные суффиксы, говорящий должен помнить по крайней мере об одной вещи. Нельзя пытаться образовать "ласкательные" слова от любого существительного, потому что это допустимо только среди людей, которые связаны дружескими отношениями.

Я считаю свою работу актуальной, так как в жизни, сталкиваясь с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие люди даже не замечают этого. Они все реже и реже используют их в речи, потому что не знают их значений или просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу. Взрослым нужно помогать изучать русский язык детям, чтобы они не росли бездушными и бесчувственными, ну и конечно, грамотными.

Передача добра, красоты и ласки в речи также необходима, как и хорошие добрые поступки, осуществляемые в жизни. Давайте будем больше использовать уменьшительно-ласкательных слов в своей речи и показывать любовное, уважительное, внимательное отношение друг к другу.

Анализируя результаты проведенных исследований можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтверждается.



























Список литературы

  1. «Хрестоматия для начальной школы» 1-4 классы. Издательство «Лада». Москва, 2012 год.

  2. «Сын Жаб-Жабыча» реалистически-сказочная повесть Эдуарда Успенского. Москва «РОСМЭН», 1999 год.

  3. Русский язык. Справочник по грамматическому разбору. Л.С.Васильева. Саратов, Издательство «Лицей», 2011 год.

  4. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. М.: АСТ: Астрель, 2002 год.

  5. Шкляров В.Т., Кюнерт Х. Краткий словообразовательный словарь русского языка. Потсдам, 1973.

  6. «Иван-коровий сын» Андрей Усачев. РИО «Самовар» г.Москва , 1990 г

  7. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПБ.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998г.

  8. Интернет ресурсы.





Приложение

Солдатушки, бравы ребятушки…
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши отцы?
- Наши отцы - бравы полководцы,
Вот где наши отцы!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши матки?
- Наши матки - белые палатки,
Вот где наши матки!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - ружья заряжены,
Вот где наши жены!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - штыки, сабли востры,
Вот где наши сестры!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!...

Посею лебеду
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.
Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.
Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.
С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.
Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Во кузнице
Во кузнице, во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они куют, они куют.
Они куют, приколачивают,
К себе Дуню приговаривают.
Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, Дуня.
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздникам одевай, одевай.
Во кузнице, во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.


Новогодняя песня

Замела метелица город мой

По дорогам стелется пеленой.

Нравятся морозы ей ещё как

И румянец розовый на щеках.

От зимы не спрятаться, не сбежать,

Значит, будем ёлочку наряжать,

Апельсины, яблоки, ананас

Спрячем потихонечку про запас.

Припев

Новый год, Новый год -

Ёлка, шарики, хлопушки.

Новый год, Новый год -

Дискотека, серпантин.

Новый год, Новый год -

Всем подарки под подушки

Отпускать Новый год

Никуда мы не хотим.

Хитро улыбается Дед Мороз,

Что он приготовил нам - вот вопрос.

Загадай желание, сладко спи

И получишь новенький...

Припев

С горочки на саночках кувырком,

Лучшему товарищу в лоб снежком.

Но друзья не сердятся, не ревут,

Синяки до свадьбы все заживут.

Припев





18


© 2010-2022