План-конспект урока по русскому языку на тему Составное глагольное сказуемое ( 8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Костюковец Галина Николаевна МОБУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл.

Конспект урока по теме:«Составное глагольное сказуемое»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Дидактическая задача урока: формирование навыка нахождения составного глагольного сказуемого через разные формы работы.

Цели урока:

Обучающие:

- повторить структуру составного глагольного сказуемого;

- научить опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

- различать простое и составное глагольные сказуемые.

Развивающие:

- развивать у учащихся критическое мышление;

- развивать положительную мотивацию к изучению русского языка;

- развивать умение работать в группах.

Воспитывающие:

- повышать интерес к изучению русского языка.

Формы обучения: фронтальная , групповая, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

Откроем тетради, запишем число и тему урока «Составное глагольное сказуемое».

  1. Целеполагание

Сегодня на уроке будем закреплять знания о простом и составном глагольном сказуемом, способах их выражения, а также совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу, определять виды глагольного сказуемого, учиться редактировать текст. Оценивать себя попробуем сами.

  1. Закрепление знаний о простом и составном глагольном сказуемом.

А начнём работу с повторения теоретического материала.

1. Записать на доске формулу СГС и подготовиться к устному ответу.

Работа по карточке.

Подчеркнуть составное глагольное сказуемое и обозначить, чем оно выражено.

Он собирается заниматься в спортивной школе.

Я должен помочь другу.

2. Проверка теоретических знаний.

Пока ученик готовится у доски, ответим на вопросы:

- какое сказуемое называется составным глагольным.

- чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

- какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

- что такое нулевая связка и в каких случаях она наблюдается?

- назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных. ( ответы по цепочке )

Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого.


  1. Работа с текстом. Откроем учебник.

Упражнение 138

- Прочитаем внимательно текст.

Какова его главная мысль?

Определить стиль этого текста и связь предложений в первом абзаце.

Работа в парах.

Найти в тексте сказуемые, распределить их на простое и составное.


Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое


Взаимопроверка.

Критерии оценивания:

Нет ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки - «3»

4. Работа с сигнальными карточками.

У каждого 6 карточек с номерами предложений.

Даны предложения.

  1. Молодой Дубровский хотел заняться делами.

  2. Я лошадей кормить буду.

  3. Туман начинает понемногу рассеиваться.

  4. Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.

  5. И у меня есть своя заветная мечта.

  6. Сегодня я знал назубок весь параграф.

Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик записывает номер того предложения, характеристике которого оно соответствует.

Номер может быть не один.

Вопросы:

1 В этом предложении есть составное глагольное сказуемое.

2 В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые.

3 В этом предложении простое глагольное сказуемое.

4 В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

Самопроверка. 1, 3

4.

2,5,6,4.

6

За каждый правильный ответ 1 балл. 8 б.- «5»

6-7б- «4»

4-5б- «3»

  1. Работа в группах.( по 4 человека в группе)

Заменить простые глагольные сказуемые составными. (задание дано на доске).

1)Собрание начнётся точно в назначенный срок.

2)Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

3)Сыновья помогают матери в домашних делах.

4)Она водит машину.

5)Сыновья навестили своих родителей.

Проверка.

6. Занимательная лингвистика «Четвёртое лишнее».

Найдите «Четвёртое лишнее» среди сказуемых в предложениях:

1)В клетке соловей перестал петь.

2)Команда будет выступать на своём поле.

3)Мы будем рады видеть вас у себя.

4)Оксана любила покрасоваться.

Аргументируйте свой ответ.( Во 2 предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.)


  1. Рефлексия. Составление синквейна.

1-я строка Кто? Что?(тема) 1 существительное.

2-я строка Какой?(определение темы) 2 прилагательных

3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета) 3 глагола.

4-я строка Что автор думает? (фраза из четырёх слов).

5-я строка Кто? Что? (новое звучание темы) 1 существительное.

Синквейн.

1.Сказуемое.

2. Простое, составное.

3. Выражает, сообщает, воздействует.

4. Сказуемое- стержень всего предложения.

5. Основа.

  1. Выставление мотивированных оценок.

Учащиеся подсчитывают средний балл на полях и сообщают учителю.

У кого «5» подняли руки. Молодцы!

«4» тоже хорошо.

«3» нужно подтянуться.

Все молодцы! Спасибо за работу.


  1. Домашнее задание.

«Комплексный анализ текста» 8 кл. Малюшкин А.Б. ,

текст 4 (зад. 7,14) ,

текст 5 (зад. 7, 14, 15)


© 2010-2022