Конспект урока внеклассного чтения по произведению В. Крупина Дымка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Светлакова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ пгт Верхошижемье

Разработка урока внеклассного чтения по произведению В.Крупина «Дымка»

«Ты ремесло сохраняешь»

(для учащихся 6 класса)

Цели:

образовательная: пробудить интерес к творчеству писателя-земляка В.Крупина, показав особое отношение писателя к родной земле, мастеровым людям, ремеслу создания дымковской игрушки;

воспитательная: воспитание любви и уважения к малой родине, хранителям ремёсел Вятской земли, воспитание умения разграничивать наносные, временные ценности в жизни людей и исконные, непреходящие

развивающая: развитие навыков исследовательского чтения, умения сопоставлять, делать выводы, развитие навыков выразительного чтения, монологической речи учащихся

Оборудование:

-Компьютер, проектор

-Книги для детей писателя В.Крупина, имеющиеся в фондах школьной библиотеки

Предварительные задания:

Чтение наизусть стихотворения В. Фофанова «Чем знаменито Дымково?»

Индивидуальные исследовательские работы:

«Этапы создания дымковской игрушки в произведении В.Крупина «Дымка»

«Дымковская игрушка сегодня»

Ход урока.

1.Организационный момент: подготовленность к уроку, настрой на серьёзные размышления, запись темы урока в тетрадь.

2.Мотивационный момент

Учитель: Ребята, мы живём с вами в удивительном крае, Вятской земле, которая прославилась щедростью даров природы, необъятностью просторов, трудолюбивыми людьми и верностью своим истокам. Это наш большой дом, а дом заботливыми хозяевами всегда принято украшать. Чем, как вы полагаете, украшали наши предки свой дом - родную землю?

Слайды с природой родного края, людьми, панорамами городов

(Ответы детей: сохраняли природу, садили красивые растения, возводили церкви, здания, мосты, создавали прекрасные вещи своими руками)

Учитель: Да, все перечисленное вами стало украшением нашей земли, но особую прелесть нашей родине придала немудрёная на первый взгляд глиняная игрушка, которую создавали в слободе Дымково и которая получила вследствие этого название дымковской игрушки. Хотите о ней узнать больше? Хотите совершить путешествие в вятскую старину, чтобы увидеть, чем полюбилась дымковская игрушка ещё в то время нашим предкам и чем дорога она нам сегодня? Тогда в путь!

Слайды с изображением дымковской игрушки

3.Анализ повести «Дымка»

Сегодня каждому вятичу с детства знакома нарядная, радующая глаз глиняная забава, яркими красками оживляющая нашу душу и будоражащая нашу мечту о счастливой и красивой жизни.

Послушайте замечательные стихи нашего земляка В.Фофанова о дымковской игрушке

Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
В ней молодость - изюминка!
В ней удаль и размах...
Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло, не сумрачно.
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!

(В.Фофанов)

-Но почему же об этом древнем вятском ремесле мы сегодня ведём разговор на уроке литературы?

(Мы прочитали повесть вятского писателя В.Крупина «Дымка», в которой рассказывается о том, как создавалась игрушка, как она любима была простыми людьми и как вытеснялась штампованными новомодными для тех годов изделиями)

Слайд с названием повести

Учитель: А рассказал талантливо нам эту историю Владимир Крупин, корни которого неразрывно связаны с Вятской землёй: родом он из села Кильмезь. Жизнь увела его далеко от родного порога, но во многих произведениях В.Н. Крупин постоянно возвращается в родной, близкий сердцу край детства, к своим истокам, потому что те уроки добра, нравственности и правды, которые получены им были в детстве на родной земле, стали для него твёрдой опорой в жизни, стали его путеводной звездой в мире людей и литературы. (Представление книг с выставки)

Слайд с портретом В.Крупина

Итак, мы идём вслед за писателем на «высокий берег красивой русской реки Вятки», где стоит город, «который назывался, как и река, Вяткой… А за рекой, на заречных лугах была слобода Дымково». Многие реалии старинной вятской жизни нашли отражение в строках этого произведения. Какие из них вы отметили?

Слайды-иллюстрации к повести сопровождают диалог

(Автор описывает, как жители спасают своё имущество во время наводнения, которое ежегодно заливало прибрежные вятские деревни, рассказывает о том, как Раздерихинский овраг получил своё название, как проходили ярмарочные и базарные дни на Вятке, чем там торговали; упоминаются раскопки древнейшей вятской церкви Бориса и Глеба в селе Никульчино; много устаревших слов и вятских диалектов звучит в речи героев: семишник, гривенник, непочётчик (непослушный ребёнок), аршин, початый и др.)

Учитель: Верно, а ещё волею автора мы попадём в семью мастерицы дымковской игрушки Шумихиной, которая живёт в Дымково с мужем, вынужденным каждый год уходить на заработки с артелью плотников (и это тоже реалии старинной вятской жизни), и сыном Федей.

Из-под рук мастерицы выходят чудесные игрушки, которые радуют и детей, и взрослых. Как же из простой глины рождается это маленькое чудо?

Представление индивидуальной исследовательской работы «Этапы создания дымковской игрушки в произведении В.Крупина «Дымка»

Учитель: В этой же слободе живёт лавочник Пётр Карпыч Котофеев, который торгует различными товарами, отчего имеет неплохой доход. Что он замыслил, чтобы доход его ещё больше увеличился?

(Он решил из гипса формовать статуэтки, делать пепельницы и другие изделия, продавать их, так как они будут стоить, по его мнению, гораздо дороже игрушек, а затрат и труда на их изготовление уйдёт немного)

Учитель: Да, Пётр Карпыч решил удивить провинциальную вятскую публику новомодными по тем временам изделиями. А как же игрушка? Сможет ли она соперничать с таким товаром, по силам ли ей? Выдержит ли она такое противостояние?

Организация групповой исследовательской работы, результаты которой заносятся в обобщённую таблицу «Дымковская игрушка против «галантерейного хозяйства»

Ребята, разбитые на группы, получают задание для наблюдений:

1 группа - Какими чертами наделил автор создателей изделий? Какие изделия они создают?

2 группа - Каковы условия труда мастеров? Когда они выполняют работу?

3 группа - Какими получаются изделия?

4 группа - Для чего создаются изделия?

По окончании работы групп звучит отчёт по наработанным материалам с примерами из текста. Примеры в таблицу не вносятся, но звучат как комментарии к наблюдениям

Темы исследований

Дымковская игрушка

«Галантерейное хозяйство»

Черты со-здателей изделий

Мастерица Шумихина, Федя.

Добрые люди, жалеющие всё живое (хотят оживить стрекозу, кошке наливают сливки, чтобы утешить, не берут в дом ёжика, видя, что у него детки), любят природу, видят её красоту и радуются её ярким краскам («не верь, Федя, что где-то есть места лучше нашего», перенимают их для игрушек (по цветам «равняет краску на игрушках»), постоянно совершенствуются в ремесле, чтобы игрушки дарили радость. Верны своему ремеслу, хотя прибыток от него небольшой.

Взаимоотношения основаны на любви, доверии

Лавочник Котофеев, Петька.

Доброта показная (угощает Федю сладостями, чтобы его мать согласилась работать на него). Во всём преследуют выгоду (Котофеев заставляет сына продать щегла, семейство ёжиков, которых подкармливал Федя). Не замечают прелестей вятской природы. Считают, что всё заграничное лучше, чем вятское.

Способны на подлость( Котофеев-старший гасит огонь в печи мастерицы, ссылаясь на пожароопасное время, чтобы она не могла обжигать игрушки)

Взаимоотношения строятся на страхе, обмане друг друга

Изделия мастеров

Глиняные игрушки: сударыни-барыни, няньки с детьми, офицеры, козлики, коняшки, олени, кошки, волшебное дерево с наливными яблочками, свистульки, баранчик, стрекоза

«Гипсовая продукция»: статуи аллегорий, пепельницы, фигурные конфетницы, бюсты императоров, писателей, фигурки бедуинов и негров, японка с горшком, типы крестьян, албанцы, копилка в виде черепа

Условия труда мастеров

Тяжёлые, весь труд ручной

(«Она со своей глиной… грыжу наживёт да ревматизм во все суставы»

«Ты над глиной скоро горб заработаешь»

«Тут рукой по сто раз согреешь, вот раскатываю, вот разглаживаю. Вот не вышло, снова начинаю»)

Работа лёгкая, не требует усилий. Всю работу выполняет машина

(«Условия наивыгоднейшие…Работа…чистая. Только бантик раскрась да усы наведи. Да глазки позаманчивей - и все дела. И дери тот же гривенник…»,«Котофеев машиной будет игрушки давить.. А машина что, машина шлёп-шлёп…»)

Когда создают. изделия?

Все игрушки создаются после пережитых волнений, радостных или грустных (голубок появляется после посещения Котофеевых, Пётр Карпович за столом у самовара после неприятного разговора с ним, себя, Федю и Полкана лепит после удачной ярмарочной продажи, чтобы повеселить Федю, Федю с ёжиками - после того, как узнаёт о продаже ёжиков)

Машина штампует сотни фигур каждый день

Какими получаются изделия?

Индивидуальная ручная работа («Котов тётя Шура и то разных лепит», «А попробуй-ка слепить маленькую лошадку, завей-ка ей гриву, заплети-ка узор в хвостик, обозначь ушки, а потом кисточкой наведи маленькие узоры, чтоб глазок был выразительный и копыта звонкие», «До чего ты, девушка, узоры завлекательно кладёшь, загляденье!»

Шаблонная стандартная работа («Их раз-два наформовать да накрасить, и будут у всех одинаковые», «Твои аллегории как из-под одной курицы»)

Для чего создают. изделия?

Дарить людям радость, красоту («Последнего петушка отдала даром мальчику, он так обрадовался!», «У меня с детства к игрушке душа расположена, Я её увижу, так плясать хочется», «Иной малыш еле ходит.., а увидит игрушку - тянется, смеётся, просит…»)

Получать небольшой заработок

(«Только-только концы свести. На ноги тебя поставить».)

Получение большой прибыли («Верный прибыток» , «Мне накладно ждать: деньги на дело затрачены…», «Как моё производство расхватывают, ты видела. Сколь Пахомовна заработала, у неё спроси»)

Учитель: Ребята, сравнив дымковскую игрушку и «галантерейное хозяйство», к какому выводу мы придём?

(Игрушка в этом противостоянии одерживает победу, так как она - часть души, часть природы, часть совестливости и мечты народной, она согрета теплом человеческих рук, каждая игрушка - уникальное, неповторимое творение. А именно это и ценилось в народных изделиях во все времена)

Учитель: Согласна с вашими выводами, ребята. Так какой столбик в таблице мы завершим словами из текста: «Глина древняя, ты ремесло сохраняешь», а какой «Это их Котофеев для денег выдумал». Запишите эти слова как вывод для каждого столбика.

-Но наши выводы, ребята, столь очевидные для нас, почему-то разошлись с содержанием повести. Вспомним, что в главе «Базарный день» мы наблюдаем торжество Петра Карпыча, бойко распродающего своё «галантерейное хозяйство», и «печаль мастерицы Шумихиной», на игрушки которой «почти никто не позарился, не разорился на пятачок, на два, чтобы взять в дом водоноску, баранчика, лошадку, няньку с детьми, оленя». В отчаянии женщина впоследствии пытается даже сжечь всё, что связано с изготовлением игрушки. Как же это объяснить?

(Пётр Карпыч громко рекламирует свой товар, отмечает, что его изделия - «работа авантажная… Из столицы выписанная! По парижским образцам, заморская мода». Для провинциальной Вятки того времени это ново, необычно. Люди стараются идти вслед за модой во всём, и украшения для дома не становятся исключением.)

Учитель: Грустно, но верно звучат ваши размышления. Но какая подсказка автора в завершающей главке «Утром» помогает нам понять, что это временная победа лавочника? (Маленький сын мастерицы Шумихиной, Федя, идёт впервые один за глиной, чтобы красота, радость, счастье, даримые игрушкой, снова попадали из рук его матери к людям. Он, несмотря на малый возраст, понял, что «древняя глина» ценнее и значимее для людей, чем модные, современные, без натуги создаваемые, но лишённые души вещи.)

-А те, кто нарасхват покупал штамповки Котофеева, поймут это когда-нибудь?

(Проходит какое-то время, и люди понимают, что создано «для денег», а что «ремесло сохраняет», что является временными ценностями, а что - непреходящими).

Учитель: А только ли дымковской игрушкой славилась земля вятская? Что об этом рассказывает ещё один герой повести - вятский интеллигент Алексей Иванович- в главе «Ярмарка»?

-Выразительное чтение отрывка со слов «Чего только не было на ярмарке…» до слов «игрушечное производство…»

Слайды с изображением изделий вятских ремесленников

-Что же мы услышали? Весь мир восхищается рукотворными созданиями вятских мастеров, рукоплещет их таланту, щедро раздаёт высшие награды за их труды. Не обошла, как выясняется, награда и игрушечное производство, правда, высоко оценены игрушки деревянные, а вот дымковская игрушка не отмечена. («А почему медали нет - обиженно спросил Федя. Будет, - засмеялся Алексей Иванович»)

-Прав ли был Алексей Иванович?

Представление индивидуальной исследовательской работы «Дымковская игрушка сегодня»

А в ваших семьях сегодня пользуются продукцией вятских ремесленников? Какие изделия наиболее любимы?

(Звучат ответы детей)

Учитель: Да, и сегодня, несмотря на то, что мы живём в век пластика, металла и искусственного камня, в век далеко шагнувших технологий, мы окружаем себя по-прежнему теми вещами, которые созданы руками человека, потому что человеку уютно и комфортно только там, где вещи дышат любовью. Значит, и мы в какой-то мере «ремесло сохраняем», храня верность тому, что вышло, пройдя через сердце, из рук человеческих, что по-настоящему украшает и нашу землю, и нас.

4.Рефлексия

Ребята, сейчас я попрошу вас оценить наше занятие, то, с каким настроем вы трудились.

Я предлагаю сделать это следующим образом: на партах лежат черно-белые изображения дымковских барышень, их следует раскрасить. Если урок вам понравился, раскрасьте костюм барышни целиком, если что-то не удалось, на ваш взгляд, раскрасьте только нижнюю или только верхнюю часть костюма, а если вас постигло разочарование - оставьте костюм чёрно-белым. (Во время работы звучит музыка)

Раскрашенные барышни выставляются у доски. Подводится итог.

5.Домашнее задание

1.Описание любимой дымковской игрушки

2.Желающим - чтение детских произведений В.Крупина (представление книг с выставки)

Использованная литература:

1.В.Крупин «Вятское детство». Киров, 1993 г.

2.Стихи о Дымково- metodkabinet.eu/arxiv/NP_stixi.pdf






© 2010-2022