- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка на тему Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М. Ю. Лермонтова)
Конспект урока русского языка на тему Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М. Ю. Лермонтова)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайворонская Н.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОУ СПО «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Гайворонская Н. Н.
Конспект открытого урока русского языка по теме:
«Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М.Ю. Лермонтова)»
Майкоп - 2009
Цели урока:
- познавательная - формировать надпредметные образовательные компетентности у студентов, совершенствовать умение анализировать сложные синтаксические конструкции и составлять их структурные схемы, умение декламировать стихи, воспринимать и анализировать поэтический текст;
- развивающая - развивать речь, логическое и творческое мышление студентов;
- воспитательная - воспитывать любовь к языку и художественной литературе, эстетический вкус, совершенствовать эмоционально-образное восприятие художественного текста и музыкальных произведений.
Вид: урок-практикум.
Тип: урок формирования умений и навыков.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация Power Point, Э. Хачатурян «Вальс к драме «Маскарад», романс «Когда волнуется желтеющая нива» в исп. Евгении Смоляниновой, романсы «Парус», «Горные вершины» в исп. Бориса Окуджавы.
Ход урока.
-
Целеполагание.
Сегодня (15 октября 2011 года) исполняется 197 лет со дня рождения замечательного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема нашего урока русского языка звучит так: Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М.Ю. Лермонтова). Цели урока:
- познавательная - совершенствовать умение анализировать сложные синтаксические конструкции и составлять их структурные схемы, умение декламировать стихи, воспринимать и анализировать поэтический текст;
- развивающая - развивать речь, логическое и творческое мышление студентов;
- воспитательная - воспитывать эстетический вкус, совершенствовать эмоционально-образное восприятие художественного текста и музыкальных произведений.
-
Сообщения 2 студентов о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
Музыкальный фон. Э. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».
1 студент: Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Детство в Тарханах, в поместье бабушки; Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной), нежно любившей внука и враждовавшей с отцом его. Университетский Благородный пансион в Москве (1828-1830), где открылся для мальчика свет культуры, поэзии и где Мишель Лермонтов начал писать поэму «Демон», которую не уставал творить всю жизнь. Московский университет (1830-1832), откуда ему было «посоветовано уйти» за участие в буйной студенческой выходке против бездарного и грубого профессора Малова. «Два страшных года» в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834), где под стук военных барабанов он создает романтическое повествование о пугачевском восстании «Вадим». Служба в лейб-гусарском полку в Царском Селе (1834-1837); среди дерзких проказ и кутежей, светских интриг и влюбленностей - его приговор петербургскому свету: драма «Маскарад» (1835).
2 студент: И когда погиб Пушкин - суд уже не только над светом, а над всем строем жизни империи, убивающей гениев, стихотворение « Смерть Поэта». И слава голоса, прозвучавшего на всю Россию, и арест, и ссылка на Кавказ. Там, под пулями, в дыму сражений, зреет беспощадно трезвый анализ последекабристской жизни общества - первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Возвращение из ссылки в 1838 году, невероятный успех в свете и при дворе, дуэль с сыном французского посла Э. Барантом, оскорбившим честь русского офицера,- и снова ссылка на Кавказ. И снова дуэль, но теперь уже с русским, даже с товарищем прежним, Мартыновым, оскорблявшим всякого умного и порядочного человека невыносимой своей пошлостью. И смерть в грозу, бушевавшую несколько часов подряд с момента мартыновского выстрела. Вот и весь круг. Только две последние цифры поменялись местами (1814-1841). Но сколько испытано чувств и какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу!
Преподаватель: «Все, все есть в поэзии Лермонтова: и земля, и небо; и рай, и ад…», - писал В.Г. Белинский.
-
Фронтальная работа.
-
Прослушивание романса «Парус» и рассматривание акварели Лермонтова «Парус». Учащиеся делятся впечатлениями.
-
Актуализация знаний студентов о сложных синтаксических конструкциях.
Преподаватель: Давайте проанализируем синтаксический строй лермонтовских стихов. Предложения каких типов использовал поэт?
Исследовательская работа.
Какое предложение называется сложной синтаксической конструкцией?
Студенты: ССК - это сложное предложение с разными видами связи.
Преподаватель: Какие виды связи предикативных частей вам известны?
Студенты: Существуют 3 вида связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
-
Групповая работа. Составление схем предложений:
1 группа:
«Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…».
[= -] - [- = ], и [- = и =]…
2 группа:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
[ = ], ( потому что - =, и = ) : (= - ).
3 группа:
Ночевала тучка золотая,
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.
[ = - ]; [ - =], но [ = - ].
-
Проверка выполненных заданий (на экране высвечиваются соответствующие слайды).
-
Прослушивание романса «Когда волнуется желтеющая нива…» и составление схемы ССК. Самостоятельная работа.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
( Когда = - ) и ( - = ), и ( = - ); ( когда - = ); ( когда - = и = ), ( когда = - ), - [ = - ], [ = - ], - и [ - = ], и [ - = ]…
-
Прослушивание романса «Горные вершины». Рефлексия. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание. Выполнить лингвистический анализ стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».