Конспект урока русского языка на тему Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М. Ю. Лермонтова)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ СПО «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»



















Гайворонская Н. Н.





Конспект открытого урока русского языка по теме:

«Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М.Ю. Лермонтова)»















Майкоп - 2009



Цели урока:
- познавательная - формировать надпредметные образовательные компетентности у студентов, совершенствовать умение анализировать сложные синтаксические конструкции и составлять их структурные схемы, умение декламировать стихи, воспринимать и анализировать поэтический текст;
- развивающая - развивать речь, логическое и творческое мышление студентов;
- воспитательная - воспитывать любовь к языку и художественной литературе, эстетический вкус, совершенствовать эмоционально-образное восприятие художественного текста и музыкальных произведений.

Вид: урок-практикум.

Тип: урок формирования умений и навыков.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация Power Point, Э. Хачатурян «Вальс к драме «Маскарад», романс «Когда волнуется желтеющая нива» в исп. Евгении Смоляниновой, романсы «Парус», «Горные вершины» в исп. Бориса Окуджавы.

Ход урока.

  1. Целеполагание.

Сегодня (15 октября 2011 года) исполняется 197 лет со дня рождения замечательного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема нашего урока русского языка звучит так: Сложные синтаксические конструкции (на материале поэзии М.Ю. Лермонтова). Цели урока:
- познавательная - совершенствовать умение анализировать сложные синтаксические конструкции и составлять их структурные схемы, умение декламировать стихи, воспринимать и анализировать поэтический текст;
- развивающая - развивать речь, логическое и творческое мышление студентов;
- воспитательная - воспитывать эстетический вкус, совершенствовать эмоционально-образное восприятие художественного текста и музыкальных произведений.

  1. Сообщения 2 студентов о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Музыкальный фон. Э. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

1 студент: Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Детство в Тарханах, в поместье бабушки; Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной), нежно любившей внука и враждовавшей с отцом его. Университетский Благородный пансион в Москве (1828-1830), где открылся для мальчика свет культуры, поэзии и где Мишель Лермонтов начал писать поэму «Демон», которую не уставал творить всю жизнь. Московский университет (1830-1832), откуда ему было «посоветовано уйти» за участие в буйной студенческой выходке против бездарного и грубого профессора Малова. «Два страшных года» в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834), где под стук военных барабанов он создает романтическое повествование о пугачевском восстании «Вадим». Служба в лейб-гусарском полку в Царском Селе (1834-1837); среди дерзких проказ и кутежей, светских интриг и влюбленностей - его приговор петербургскому свету: драма «Маскарад» (1835).

2 студент: И когда погиб Пушкин - суд уже не только над светом, а над всем строем жизни империи, убивающей гениев, стихотворение « Смерть Поэта». И слава голоса, прозвучавшего на всю Россию, и арест, и ссылка на Кавказ. Там, под пулями, в дыму сражений, зреет беспощадно трезвый анализ последекабристской жизни общества - первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Возвращение из ссылки в 1838 году, невероятный успех в свете и при дворе, дуэль с сыном французского посла Э. Барантом, оскорбившим честь русского офицера,- и снова ссылка на Кавказ. И снова дуэль, но теперь уже с русским, даже с товарищем прежним, Мартыновым, оскорблявшим всякого умного и порядочного человека невыносимой своей пошлостью. И смерть в грозу, бушевавшую несколько часов подряд с момента мартыновского выстрела. Вот и весь круг. Только две последние цифры поменялись местами (1814-1841). Но сколько испытано чувств и какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу!

Преподаватель: «Все, все есть в поэзии Лермонтова: и земля, и небо; и рай, и ад…», - писал В.Г. Белинский.

  1. Фронтальная работа.

  1. Прослушивание романса «Парус» и рассматривание акварели Лермонтова «Парус». Учащиеся делятся впечатлениями.

  2. Актуализация знаний студентов о сложных синтаксических конструкциях.

Преподаватель: Давайте проанализируем синтаксический строй лермонтовских стихов. Предложения каких типов использовал поэт?

Исследовательская работа.

Какое предложение называется сложной синтаксической конструкцией?

Студенты: ССК - это сложное предложение с разными видами связи.

Преподаватель: Какие виды связи предикативных частей вам известны?

Студенты: Существуют 3 вида связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

  1. Групповая работа. Составление схем предложений:

1 группа:

«Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…».

[= -] - [- = ], и [- = и =]…

2 группа:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

[ = ], ( потому что - =, и = ) : (= - ).

3 группа:

Ночевала тучка золотая,

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса.

[ = - ]; [ - =], но [ = - ].

  1. Проверка выполненных заданий (на экране высвечиваются соответствующие слайды).

  2. Прослушивание романса «Когда волнуется желтеющая нива…» и составление схемы ССК. Самостоятельная работа.

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

( Когда = - ) и ( - = ), и ( = - ); ( когда - = ); ( когда - = и = ), ( когда = - ), - [ = - ], [ = - ], - и [ - = ], и [ - = ]…

  1. Прослушивание романса «Горные вершины». Рефлексия. Выставление оценок. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Выполнить лингвистический анализ стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».





© 2010-2022