Конспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа с. Михайловка»

Урок русского языка в 6 классе



Неопределенные местоимения

учитель русского языка и литературы

Камышова Юлия Минияровна









Урок русского языка в 6 классе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

1.Обучающие:

  • Знакомство с неопределенными местоимениями;

  • Совершенствование орфографических навыков.

  • Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

2.Развивающие:

  • Развитие логического мышления , коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

3.Воспитывающие:

  • Воспитание культуры речи, толерантности

Задачи урока:

  • Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и написании;

  • Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания с НЕ;

  • Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • карточки;

  • самайлики;

















ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

Учитель:

Я рада приветствовать вас, ребята, в классе. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева, мы начинаем урок.

2.Опрос-повторение: Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (Слайд №1) (местоимение):

1. Какая часть речи называется местоимением? (Слайд №2)

2. Какие местоимения вы услышали в моем приветствии? (Я, вас, нашем, вам, те, которые, вы, мы ) . (Слайд №3)

3. К какому разряд у они относятся? (Слайд №4)

4. Перечислите разряды местоимений, которые вы знаете? (Слайд №5)

5. В чем особенность возвратного местоимения себя?

6. Как пишутся личные местоимения с предлогами ?

3. Актуализация знаний учащихся :

  1. Индивидуальная работа (2 ученика у доски)

Первый ученик работает у доски в качестве редактора.

Задание: исправить ошибки:

1. Позови ихнего брата. - Позови его брата.

2. Спроси у ней о поездке. - Спроси у неё о поездке.

3. Я очень тоскую по вам. - Я очень грущу по вас.

4. Мы гостили у евойного деда. - Мы гостили у его деда.

Второй ученик - поставить местоимения в начальную форму.

Ко мне - я, о тебе - ты , от него - он , её - она, перед собой - себя, для кого - кто, к чему - что.

Класс выполняет орфографическую разминку: (Слайд №6)

  1. Списать словосочетания, раскрыть скобки, объяснить написание.

(Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды, (ярко)б..гровый закат, (не) беспокойся (обо) мне, пр…близит…ся (к) нему, чита…ш. . про себя, необ…ятные просторы, держ…ш… себя в руках.

  1. Работа в парах.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы. (Слайд №7)

  1. Составить с одним словосочетанием предложение, произвести его синтаксический разбор.

Подберите синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние, необозримые), произвести его морфемный разбор. (Слайд №8-9)

II. Проблемный вопрос. Исследовательская работа.

Что? Что…- это местоимения- близнецы. Назовите их разряд. Чем они отличаются? ( Ответы учащихся)

Учитель: Перечислите вопросительные местоимения. (слайд №10).

Учитель: Если к вопросительному местоимению КТО? добавить суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ,что получится? (Варианты ответов учащихся)

(слайд №11).Запишите в тетрадях: КТО-ТО, КТО-ЛИБО, КТО-НИБУДЬ.

Учитель: Если к вопросительному местоимению СКОЛЬКО? добавить суффиксы -ТО, -НИБУДЬ,что получится? (Варианты ответов учащихся)

(слайд №12).Запишите в тетрадях: СКОЛЬКО-ТО, СКОЛЬКО- НИБУДЬ.

Учитель: И наконец, к вопросительному местоимению ЧЕЙ? добавить суффиксы -ТО, -НИБУДЬ,- ЛИБО что получится? (Варианты ответов учащихся)

(слайд №13).Запишите в тетрадях: ЧЕЙ-ТО, ЧЕЙ-НИБУДЬ, ЧЕЙ-ЛИБО.

III. Переход к новой теме.

Учитель: Мы с вами получили необычные местоимения. Давайте составим с ними предложения и определим их синтаксическую роль. (Работа детей в группах) (слайд №14).

На что указывают эти местоимения? Какие части речи заменяют? Чем являются в предложении? ( Указывают на неточный предмет, приблизительный; заменяют существительное, числительное; в предложении могут быть подлежащим и второстепенными членами).

Если бы вам предложили дать им названия, имя, какое бы вы выбрали? (Приблизительные, неточные, неопределенные)

Учитель: Да, это неопределенные местоимения. Именно так они называются. И так тема нашего урока «Неопределенные местоимения». Запишем ее в тетрадь. (слайд №15).

-Какова же цель нашего урока? Чему вы должны научиться?

Учитель: Вы уже многое узнали о неопределенных местоимениях. Скажите как образуются неопределенные местоимения? (Приставочным и суффиксальным способами от вопросительных местоимений) (слайд №16).

Учитель: На что указывают неопределенные местоимения? (Указывают на неопределённые предметы, признаки, количества) (слайд №17).

Учитель: Чем являются в предложении? (в предложении могут быть подлежащим и второстепенными членами).

Учитель: Обратите особое внимание на дружбу неопределенных местоимений с дефисом (слайд №18-19).

Учитель: А теперь посмотрите на приставку НЕ. (слайд №20).

В каком положении она всегда находится в неопределенных местоимениях? (Ударном).

Запомните: приставка НЕ в неопределённых местоимениях всегда находится в ударном положении. (слайд №21).

Учитель: А сейчас у нас творческая работа. Мы будем изменять неопределённые местоимения по падежам. (слайд №22).

Учитель: измените местоимение НЕКОТОРЫЙ по родам и числам. (слайд №23).

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после проделанной работы? (Неопределённые местоимения изменяются по падежам, кроме НЕКТО, НЕЧТО, родам и числам)

Учитель: Напомните мне, пожалуйста, когда неопределённые местоимения пишутся слитно? (С приставкой НЕ). Через дефис? (С Приставкой КОЕ- и суффиксами -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ). А когда раздельно? (Если КОЕ- отделяется от местоимения предлогом)

IV. Физкультурная минутка .

Учитель: А сейчас немного отдохнем. Встанем возле парт и выполним движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседаем, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх.

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.

V. Закрепление изученного.

1.Самостоятельная работа.

Найдите неопределённые местоимения, определите их синтаксическую роль. (слайд №24).

Что-то громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал несколько верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под чьими-то шагами и какое-то хриплое дыхание. «Это кто-нибудь из немцев, » - подумал лётчик.

  1. Самопроверка. (слайд №25).

  2. Работа в парах. Творческая работа с карточками.

Карточка №3.

Прочитайте предложения. Замените неопределённые местоимения другими неопределёнными местоимениями, близкими по смыслу.

Некто рассказал нам нечто интересное. Собрал кто-либо гербарий? Дай мне что-либо прочитать. Я ознакомился с некоторыми статьями этого журнала.

  1. Замени фразеологизмом.

-Дурачить кого (то)-………..(обвести вокруг пальца)

- Говорить что (либо) пустое………….(переливать из пустого в порожнее)

- Обманывать кого -( нибудь) …………(.водить за нос)

- Делать что (то) плохо, с ленью ……….(спустя рукава)

-Кому (либо) всё нипочём…………..(как с гуся вода)

- Очень хорошо ориентироваться , хорошо в чём (либо) разбираться………

( как рыба в воде)

Учитель: Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

VI. Итог урока:

-Неопределённые местоимения указывают?

-Заменяют?

-Как изменяются неопределенные местоимения?

- Кроме?

_В предложении неопределённые местоимения могут быть?

VII. Рефлексия:

Учитель:А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.

Для этого нарисуйте смайлику улыбку.

1.Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать -нарисуйте смайлику улыбку.

2.Если урок обычный, нормальный - нарисуйте смайлику на месте рта полоску.

3.Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса - нарисуйте опущенные уголки губ.

VIII. Домашнее задание.

стр. 77-78 п. 80 упр. 460 (1 или 2 задание на выбор)

Индивидуально: На «5» написать рассказ или сказку, используя неопределенные местоимения.

Приложение.

Карточка №1.

Задание: исправить ошибки:

1. Позови ихнего брата.

2. Спроси у ней о поездке.

3. Я очень тоскую по вам.

4. Мы гостили у евойного деда.

Карточка №2.

Поставить местоимения в начальную форму.

Со мной -, у тебя - , с ним - , у неё - , перед собой - , с кем -, к чему -.

Карточка №3.

Прочитайте предложения. Замените неопределённые местоимения другими неопределёнными местоимениями, близкими по смыслу.

Некто рассказал нам нечто интересное. Собрал кто-либо гербарий? Дай мне что-либо прочитать. Я ознакомился с некоторыми статьями этого журнала.

Что?



Что

Конспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоименияКонспект урока по русскому языку на тему Неопределённые местоимения



© 2010-2022