Урок на тему Повелительное наклонение глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Повелительное наклонение глаголов.

Цель. Познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.

Задачи урока.

Образовательная: научиться распознавать глаголы в повелительном наклонении , определять основные признаки этих глаголов.

Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, памяти, внимания, мышления, речи.

Воспитательная: воспитание коллективизма, умения работать в группе, приобщение к основам здорового образа жизни.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодняшний урок необычный . Я очень надеюсь, что он вам понравится: мы не только поговорим о повелительном наклонении глагола, но и будем учиться давать полезные советы, которые вам очень пригодятся в жизни. А при этом ,как известно, невозможно обойтись без глаголов в форме повелительного наклонения.

Осенью утепляют курятник. Насыпают в ящик песку и прибавят туда мелких камешков. Глотать камешки и песок нужно курам для измельчения пищи в желудке. Кроме того, поставляют в курятник ящик с золой, чтобы куры могли в нем поваляться, почиститься. Кормят кур зерном, картофелем, корнеплодами с сеном. Сено парят, а картофель варят и режут мелкими кусочками. От этого корма куры лучше будут нестись. Заставляют каждый день делать гимнастику: для этого подвесят корнеплоды на полметра или несколько выше от пола. Чтобы достать корм, куры будут подпрыгивать и согреваться. Каждый день меняют воду для питья.

1 группа

1. Выписать из текста слова с безударной гласной, обозначить орфограмму, подобрать проверочные слова (утепляют, поваляться, зерном, корма, согреваться, меняют, питья.)

2.

2 группа

1. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.

Глотать камешки и песок нужно курам для измельчения пищи в желудке.

3 группа

1. Морфологический разбор существительного ящик с золой

Определите значение фразеологизма:

Привести пословицу со словом КУРЫ

Цыплят по осени считают. Будущее покажет. Еще не известно, какой будет конечный результат. Еще рано подводить итоги. Не все цыплята вырастают большими. За лето с ними может всякое случиться. Только осенью можно с уверенностью говорить о прибавлении кур в хозяйстве.

Денег куры не клюют. Много.

Курам на смех.

1. Перестроить все предложения, поставив глаголы в форму повелительного наклонения.

2. Из полученных предложений выписать глаголы повелительного наклонения, выполнить морфемный разбор.

Слово учителя

-Какие глаголы повелительного наклонения вы запомнили? Что с ними произойдет, если к ним добавить ТЕ?(Они станут глаголами множественного числа).

-Еще об одной особенности глаголов повелительного наклонения вы должны помнить: многие из них пишутся с мягким знаком на конце. А что произойдет с глаголом, если к нему добавить окончание ТЕ или суффикс СЯ? (Выстраивается цепочка: ИСПРАВЬ+ТЕ, ИСПРАЬ+СЯ, делается вывод).

8.Объяснительный диктант с творческим заданием.(Выполняется на доске и в тетради. Учитель называет глагол в повелительном наклонении, ребята записывают словосочетания).

Отправьте…,встаньте…,обеспечьте…,ознакомься…,оставьте…,исправьте…,отмерьте…,спрячьте…,проверьте…,познакомьте…,заметьте…,не тревожьтесь…

-Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в речи?

-Как называются предложения, в которых встречаются глаголы повелительного наклонения?

-Какие особенности морфемного состава глаголов повелительного наклонения вам известны?

-Какие полезные советы ,услышанные на сегодняшнем уроке, вы возьмете на вооружение для себя, чтобы сохранить здоровье и слух?

от неопр. формы глагола образовать:

а) глагол 2 лица мн. ч. изъявител. наклон.,

б) повелит. наклонение глагола (по образцу упр. 497), расставьте ударения.

стукнуть (1 спр.) - стукнете - стукните

выслать (1) - вышлете - вышлите

подышать (1) - подышите - подышите

отпилить (2) - отпилите - отпилите

выписать (1) - выпишете - выпишите

- От чего зависит выбор окончания у глаголов изъявит. наклонения? (от спряжения)

- Почему глаголы в повелительном наклонении в нашем случае заканчиваются на ИТЕ?

( глаголы повел. наклон. 2 л.мн.ч. образуются с помощью суффикса И и окончания ТЕ)

Ууд, Деятельность учителя Деятельность учащихся

1этап

2 этап.

Организационная часть: мотивация к учебной деятельности.

1.

УУД, формируемые на данном этапе:

- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование интереса к изучаемому предмету;

- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;

- Познавательные УУД: выделение главной информации.



УУД, формируемые на данном этапе:

Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания, постановки учебных задач;

Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;

Познавательные УУД: выделение главной информации, представление информации в сжатой словесной форме.

3. Актуализация знаний.

1слайд

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.

- В какой форме употреблены глаголы?

- Сформулируйте тему урока

На экране слайд 2

- Что обозначает слово повелительный, подберите однокоренные слова, составьте с ним словосочетание (повелевать, велеть, повелевающий, повелительный тон, повелитель стихий).

2. Постановка учебных задач.

- Чтобы изучение новой темы было эффективным, поставьте учебные задачи.

-Что узнаем на уроке, чему научимся?







1). - Ребята, перед вами лежат карточки. Возьмите карточку №1, прочитайте выразительно предложения, работая в парах, определите, в каких предложениях по цели высказывания используются глаголы повелительного наклонения?

- Какая вставная конструкция часто используется в предложениях с глаголами повелительного наклонения?

- Найдите глаголы повелительного наклонения в предложениях, определите на какие вопросы отвечают, что обозначают? На экране слайд 4, 5

В форме повелительного наклонения.

Повелительное наклонение глагола.







На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи.

Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи).











(в побудительных предложениях).



(обращение)



© 2010-2022