Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работам

Пояснительная запискаСогласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенныйобъем внеаудиторной самостоятельной работы.Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся профессии:190631.01 Автомеханик Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы,определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самосто...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

ГБПОУ «Строгановский колледж»

_________________ О.А. Гулина

___________________20_____г.



Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работам

Учебной дисциплины

ОДБ.02 Литература

Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии 190631.01 Автомеханик.












2014 г.

Очер



ОДОБРЕНО

Методической комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Председатель

_________ Чернышева Л.М.

____ ____________20___


Составитель: Швецова Валентина Викторовна, преподаватель 1 категории Большесосновский филиал «Строгановский колледж»

Учебно-методические указания являются основой для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Литература».

Учебно-методические указания предназначены для изучения дисциплины «Литература» по профессии 190631.01 Автомеханик

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………4

Разделы и темы программы учебной дисциплины «Литература»…………………...4

Внеаудиторная самостоятельная работа студента по дисциплине "Литература"………….5

Тематика внеаудиторных самостоятельных работ……………………………………….6

Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………6

Указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ…………………...7

Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся профессии:

190631.01 Автомеханик

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целями самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине литература являются:

  1. систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  2. самостоятельное овладение новым учебным материалом;

  3. формирование регулярной, целенаправленной работы по освоению знаний.












Разделы и темы программы учебной дисциплины «Литература».

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.

Раздел 3. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Раздел 4. Литература ХХ века.

Раздел 5. Русская литература на рубеже веков.

Раздел 6. Поэзия начала ХХ века.

Раздел 7. Литература 20-х годов (обзор).

Раздел 8. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).

Раздел 9. Литература русского Зарубежья.

Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Раздел 11. Литература 50-80-х годов (обзор).

Раздел 12. Русская литература последних лет (обзор).

Раздел 13. Зарубежная литература (обзор).

Раздел 14. Произведения для бесед по современной литературе.

№ темы

или

раздела

Вид, название и краткое содержание

задания

Планируемые

часы на

выполнение задания

Форма

отчетности и

контроля

Раздел 1.

Русская литература первой половины XIX века.

1.работа с конспектом лекций;

подготовка информационного сообщения по теме «Дуэль и смерть Пушкина»;

1


просмотр работы, оценка

2.Проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» по плану;

Заучить стихотворение наизусть.

2

просмотр работы, оценка

3.работа с конспектом лекций;

подготовка презентации по теме:
«Любовные адресаты в лирике поэта М.Ю.Лермонтова».


4

просмотр работы, оценка

4.работа с конспектом лекций;

подготовка презентации по теме:

« Призвание Гоголя-писателя».

4

просмотр работы, оценка

Раздел 2.

Русская литература второй половины XIX века.

5.работа с конспектом лекций;

подготовка презентации по теме: «Биография А.Н.Островского».

4

просмотр работы, оценка

6.работа с конспектом лекций;

подготовить реферативные работы по темам:

1. «История создания и первые исполнители пьесы А.Островского «Гроза»

2.«Драматургия Островского»

3. «Исполнители роли Катерины в спектаклях».

4. «Роль А.Н.Островского в создании театра в России».

4

просмотр работы, оценка

7.Составление опорного конспекта статьи Н.А.Добролюбова

«Луч света в темном царстве».

2

просмотр работы, оценка

8.Составление опорного конспекта по теме: « Своеобразие художественного таланта

И. А. Гончарова».

2


просмотр работы, оценка

9.Письменный анализ эпизода романа «Обломов», «Сон Обломова»,часть1,глава 9.

1

просмотр работы, оценка

10.И.С.Тургенев - «Впечатления детства»
подготовить презентацию и провести заочную экскурсию в Спасское - Лутовиново.

4

просмотр работы, оценка

11.Прочитать главы с 1-6, 10. , найти описание внешности Базарова.

Подготовить краткий пересказ.

1

просмотр работы, оценка

12.Прочитать главы с 1-6, 10. Составьте письменно речевую характеристику Е.Базарова

2

просмотр работы, оценка

13.эссе по теме: «Письмо Е.Базарову».

4

просмотр работы, оценка

14.работа с конспектом лекции;

анализ стихотворения Ф.И.Тютчева по плану .

1

просмотр работы, оценка

15.работа с конспектом лекции;

анализ стихотворения А.А.Фета по плану.

1

просмотр работы, оценка

16.работа с конспектом лекции;

анализ стихотворения

Н.А.Некрасова по плану.

1

просмотр работы, оценка

17.подготовка информационного сообщения по теме «Писательская драма Н.С.Лескова»

1

просмотр работы, оценка

18.Опираясь на данный план, составить план - конспект ответа на тему

«Идейно - художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина».

1

просмотр работы, оценка

19.Используя данный план, сделать письменно обзор «Истории одного города»

М.Е. Салтыкова - Щедрина.

2

просмотр работы, оценка

20.разобрать две главы из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова - Щедрина и подготовить письменно ответы на вопросы.

2

просмотр работы, оценка

21.Прочитать указанные главы к

уроку;

подготовить информационные

сообщения по теме:

«Жизнь петербургской бедноты в

романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание».

2

просмотр работы, оценка

22.Прочитать указанные главы к уроку, подготовить информационное сообщение по теме: «Городской пейзаж».

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

2

просмотр работы, оценка

23.Прочитать указанные главы к уроку, подготовить информационное сообщение по теме:

«Внешность героев»

Ч. 1 гл.1 -внешность Раскольникова

Ч.1 гл.1 - внешность старухи-процентщицы)

2

просмотр работы, оценка


24.Прочитать указанные главы к уроку; анализ эпизода романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2

просмотр работы, оценка

25.работа с конспектом лекций;

подготовка презентации по теме: «Биография Л.Н.Толстого».

4

просмотр работы, оценка

26.Подготовить реферативную

работу на одну из следующих тем:

1.Героизм и патриотизм русских солдат в Отечественной войне 1812года.

2. Партизанское движение в

Отечественной войне 1812 года.

3. Патриотическое

движение русских людей в

захваченных французами местах.

4. Реализм Толстого в

изображении войны.

4

просмотр работы, оценка


27.составить план - конспект ответа на предложенную тему

по роману Л.Н. Толстого

«Война и мир»:

1.Поиски смысла

жизни Пьером Безуховым

и князем Андреем.

2. Наташа Ростова и

княжна Марья.

3. Кутузов и Наполеон.

4. Народ в романе

«Война и мир».

5. Критическое изображение

в романе «Война и мир»

московского и петербургского

дворянства.

2

просмотр работы, оценка

28.Сделать хронологическую таблицу жизни и творчества А.П.Чехова.

1

просмотр работы, оценка

29.Подготовить информационные сообщения по темам:
1.«Чехов-врач»

2.«Чехов в живописи»
3. А.Чехов и И.Левитан.



1

просмотр работы, оценка

Раздел 3.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

30.Написать сочинение -

рассуждение

По повести О.Бальзака «Гобсек».

4


ЗА 1 КУРС-

68 час.

просмотр работы, оценка

Раздел 5.

Русская литература на рубеже веков.

31.Написать эссе на тему: «Что

Символизирует гранатовый

браслет в одноимённом

произведении А..Куприна?

4

просмотр работы, оценка

32.работа с конспектом лекций;

подготовка презентации по теме

«Жизнь и творчество И.А.Бунина».

4

просмотр работы, оценка

33.написать сочинение-рассуждение на тему:

«Смысл противопоставления Луки и Сатина» (по пьесе М.Горького «На дне»);

4

просмотр работы, оценка

Раздел 6.

Поэзия начала ХХ века.

34.работа с конспектом лекций;

подготовка презентации по теме: «Обзор поэзии серебряного века».

4

просмотр работы, оценка

35.Заучивание стихотворения

А.А. Блока «Незнакомка»;

анализ стихотворения (на выбор обучающегося) по плану.

1

просмотр работы, оценка

Раздел7. Литература 20-х годов (обзор).

36.Заучивание стихотворения

В.В. Маяковского «А вы могли бы?»; анализ стихотворения (на выбор обучающегося) по плану.

1

просмотр работы, оценка

37.Заучивание стихотворения

С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»; анализ стихотворения (на выбор обучающегося)по плану.

1

просмотр работы, оценка

Раздел8. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).

38.Заучивание стихотворения

М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины»; анализ стихотворения (на выбор обучающегося)по плану.

1

просмотр работы, оценка

39.Прочитать и сделать письменно анализ главы №2 из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», по вопросам.

1

просмотр работы, оценка

40.Написать ответ - рассуждение на предложенные вопросы по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

1

просмотр работы, оценка

41.Подготовить реферативную

работу по творчеству М.А.Булгакова

на одну из следующих тем:

1.Жизнь и творчество М.А.Булгакова;

2.Роман «Мастер и Маргарита» - главный роман жизни М.А.Булгакова.

3.Христианские мотивы в сюжете романа «Мастер и Маргарита»;

4.Мистика и реальность в романе «Мастер и Маргарита».

4

просмотр работы, оценка

42.Составить план развернутого ответа на предложенные темы по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»:

1.«Судьба Григория Мелехова»;

2.Женские образы «Тихого Дона»;

3.Гражданская война как трагедия народа;

4.Истоки трагедии Григория Мелехова.

2

просмотр работы, оценка

Раздел9. Литература русского Зарубежья.

43.подготовка презентации по теме: «Художественный мир писателя В.Набокова. Роман «Приглашение на казнь».

4

просмотр работы, оценка

Раздел10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

44.Заучивание стихотворения А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати»;

анализ стихотворения (на выбор обучающегося) по плану.

1

просмотр работы, оценка

45.Подготовить развернутые ответы по основным темам поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»:

1.тема раскаяния и личной вины человека;

2.тема памяти и забвения;

3.тема исторического возмездия;

4.тема «Сыновней ответственности».

1


За 2 курс-34 часа!

просмотр работы, оценка

Указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

Самостоятельная работа №1

подготовка информационного сообщения по теме «Дуэль и смерть Пушкина».

Подготовка информационного сообщения - это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения - 1ч, максимальное количество баллов - 2.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель сообщения;

  • определить место и сроки подготовки сообщения;

  • оказать консультативную помощь при формировании
    структуры сообщения;

  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу
    по теме сообщения;

  • оценить сообщение в контексте занятия.

Роль обучающегося:

  • собрать и изучить литературу по теме;

  • составить план или графическую структуру сообщения;

  • выделить основные понятия;

  • ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;

  • оформить текст письменно;

  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.

Самостоятельная работа №2.

Проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» по плану.

План анализа лирического произведения

1. Автор, название, время появления, история создания.

2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

3. Особенности поэтического языка:

- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

- звукопись (аллитерация, ассонанс)

- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее

выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора,

инверсия, риторический вопрос.

4. Стихотворный размер, рифма.

5. Связь стихотворения с литературным направлением.

6. Мое восприятие произведения.

Критерии оценивания:

«5» - всесторонний анализ лирического произведения

«4» - неполный анализ стихотворения

«3» - не указаны средства поэтического языка и личное восприятие стихотворного произведения.

«2» - работа не выполнена.

Самостоятельная работа №3.

подготовка презентации по теме:
«Любовные адресаты в лирике поэта М.Ю.Лермонтова».

Создание материалов-презентаций - это вид само­стоятельной работы студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Дополнительное задание по созданию материалов-презен­таций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

•помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

•консультировать при затруднениях.

Роль студента:

изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

установить логическую связь между элементами темы;

представить характеристику элементов в краткой форме;

выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации

и отобразить в структуре работы;

оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

•эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

• работа представлена в срок.

Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работам

Самостоятельная работа №4.

подготовка презентации по теме:

« Призвание Гоголя-писателя».

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.


Самостоятельная работа №5.

подготовка презентации по теме: «Биография А.Н.Островского».

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.


Самостоятельная работа №6.

подготовить реферативные работы по темам:

1. «История создания и первые исполнители пьесы А.Островского «Гроза»

2.«Драматургия Островского»

3. «Исполнители роли Катерины в спектаклях».

4. «Роль А.Н.Островского в создании театра в России».

Написание реферата - это более объемный, чем сооб­щение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа - научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата - 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 4 ч, максимальное количество

баллов - 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке обучающимся информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора источников (разная степень сложности усвоения
    научных работ, статей);

  • составления плана реферата (порядок изложения мате­риала);

  • формулирования основных выводов (соответствие цели);

  • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль обучающегося: идентична при подготовке информацион­ного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора литературы (основной и дополнительной);

  • изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

  • оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата требованиям.

Самостоятельная работа №7.

Составление опорного конспекта статьи Н.А.Добролюбова

«Луч света в темном царстве».


Составление опорного конспекта - представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 6). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта - облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) - опорные сигналы. Опорный конспект - это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у обучающихся, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испыты­вают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе оп­роса по качеству ответа обучающегося, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных осо­бенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку - 2 ч, максимальное количество баллов - 4.

Дополнительное задание по составлению опорного конспек­та вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных

  • элементов темы;

  • консультировать при затруднениях;

  • периодически предоставлять возможность апробирова­ния эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль обучающегося:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второсте­пенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • представить характеристику элементов в краткой форме;

• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить в установленный срок.
    Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа сдана в срок.

Самостоятельная работа №8.

Составление опорного конспекта по теме: « Своеобразие художественного таланта

И. А. Гончарова».

Методические рекомендации по подготовке опорного конспекта см.в ВСР №7.


Самостоятельная работа №9.

Письменный анализ эпизода романа «Обломов», «Сон Обломова»,часть1,глава 9.


«Анализ эпизода литературного произведения».

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты.

1.Определить границы эпизода.

2.Дать ему название.

3.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

4.Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

5.Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

6.Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

7.Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу;

8.Кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

9.Выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

10.Определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

11.Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

12.Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

13.Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

14.Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

15.Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

16.Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Анализ эпизода «Сон Обломова».Часть1, глава 9.(пример)

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение "Сна Обломова" в романе. Не случайно Гончаров назвал его "увертюрой всего романа". Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов - барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. "Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья". Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те "два несчастья", которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: "Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?" Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

"А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, "в другую эпоху, к другим людям, в другое место".

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его "бешеными раскатами валов", в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. "Вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - все горит точно багровым заревом".

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где "счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть". Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: "А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским… умом". Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут. "И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…" Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи - вот его идеал. Там в Обломовке - тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы. "Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым…" Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. "Сон Обломова" - это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени".


Самостоятельная работа №10.

И.С.Тургенев - «Впечатления детства»
подготовить презентацию и провести заочную экскурсию в Спасское - Лутовиново.

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.

Самостоятельная работа №11.

Прочитать главы с 1-6, 10. , найти описание внешности Базарова.

Подготовить краткий пересказ.

Роман Тургенева «Отцы и дети». Любое издание.


КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕСКАЗУ?

1. Внимательно прочитайте весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумайте и определите идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируйте идею в нескольких предложениях.

6. Выделите в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Разделите текст на части, озаглавьте их.

8. Прочитайте названия частей и проверьте, насколько точно они передают содержание текста.

9. Составьте план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажите произведение.

11. В пересказе используйте отрывки из разных частей текста (соединяйте их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т.д.).



Самостоятельная работа №12.

Прочитать главы с 1-6, 10. Составьте письменно

речевую характеристику Е.Базарова.


Речевая характеристика как отражение эпохи и индивидуальных черт.

1.Проанализируйте приведенные высказывания с точки зрения использования

языковых средств выразительности.

2.Выделите такие особенности речи Базарова, как:

- научные термины и понятия как отражение образования, общественных и

научных интересов Базарова.

- Просторечные слова и выражения, пословицы, поговорки, разговорная лексика

(знание народной жизни, остроумие, прямота).

- Афоризмы Базарова, четкость и продуманность мыслей, лаконизм

- Образные средства речи

- Синтаксис: обилие коротких, часто неполных или односоставных

(назывных) предложений, отрывистая интонация (краткость лишь усиливает

глубину мыслей, а интонация подчеркивает силу характера и чувств)

Важно: при составлении речевой характеристики Базарова обратить внимание на то,

как меняется стиль его высказываний, их оформление в зависимости от того,

к кому обращена речь героя.

В романе «Отцы и дети», написанном в начале 60-х годов XIX века, в период подготовки и проведения крестьянской реформы в России. Тургенев поставил злободневные вопросы, волновавшие общество. К этому времени дворянство уже утрачивает свою ведущую роль в общественной жизни страны и на передний план выходит новая социальная сила - разночинная интеллигенция. Не случайно главное место в романе отводится историческому спору либералов и демократов. В связи с этим основной формой выявления характеров героев, их взглядов и убеждений, их внутреннего мира, индивидуальных черт становится диалог (спор «отцов» и «детей»). При этом язык персонажей и язык автора активно взаимодействуют.
Строй речи разночинца Базарова резко противопоставляется строю речи помещиков Кирсановых, и главным образом не лексикой, не подбором слов, а манерой высказывания. Базаров говорит резко, кратко, ясно, точно, образно, категорично и остроумно, что соответствует его характеру (прямота, чувство человеческого достоинства, независимость поведения, воля, вера в себя и свое дело). Кирсановы говорят с изысканной вежливостью, многословно, манерно. Например, Павел Петрович произносит пространную речь о величии аристократов, а Базаров лишь ограничивается замечанием: «дрянь, аристократишко». На вопрос Павла Кирсанова: «Не так же ли вы болтаете, как все?» - отвечает: «Чем другим, а этим грехом не грешны». Краткость речи разночинца-демократа свидетельствует о его постоянной готовности быстро переходить от слова к действию. «Нечего делать! - сказал наконец Базаров. - Взялся за гуж - не говори, что не дюж. Приехали смотреть помещиков, давай их смотреть!» Главный герой смеется над традиционной фразеологией дворянской интеллигенции: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
В речи Базарова много научных слов, связанных с его занятиями естественными науками, в частности медициной («симптом», «человеческий экземпляр», «опыты», «телесные недуги», латинская терминология), а также политических и философских выражений, указывающих на особенности его мировоззрения («нигилизм», «доктринерство», «община», «парламентаризм»).
Базаров часто использует выразительные оценочные эпитеты, выявляющие его отношение к разным людям: «архаическое явление» (о Павле Петровиче); «славный малый», «божья коровка» (о Николае Петровиче); «баба с мозгом», «тертый калач» (об Одинцовой); «мяконький, либеральный барич» (об Аркадии), «какая хорошенькая» (о Фенечке).
Для языка Базарова характерно органичное взаимодействие литературного языка с лучшими образцами народной лексики, ему близка и понятна разговорная народная интонация, при которой, прежде чем быть произнесенным, взвешивается каждое слово. Герой без нарочитости часто употребляет пословицы и поговорки: «бабушка надвое сказала», «шила в мешке не утаишь», «там хорошо, где нас нет», «мертвый живому не товарищ», «днем с огнем не сыскать». Базаров часто слегка изменяет народные выражения, естественно вводя их в свою речь: «обломаю дел много», «для - ради важности», «дурь из него вся вышла», «бедность, говорят, не порок», «в тихом омуте... ты знаешь...», «у твоего отца, видно, губа не дура», «не богам же, в самом деле, горшки обжигать» и др. О простоте и демократичности героя и в то же время его пренебрежении к утонченной, манерной речи дворян свидетельствуют просторечные, бытовые, подчас грубоватые слова и выражения: «мать у меня такая сердобольная», «черт меня дернул», «нет, это дудки», «коли брюха не отрастил», «барчуки проклятые», «махнем», «плюхнуть», «шлялись», «что за охота», «пора бросить эту ерунду», «княжеское отродье», «слыхали мы эту песню», «вилять хвостом не стану».
Острый ум Базарова, способность строго логически развивать свою мысль, умение обоснованно возражать проявляются в его «собственных» афоризмах, выразительных и метких: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Настоящий человек тот... которого надобно слушаться или ненавидеть»; «Попал под колесо - туда и дорога»; «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Старая штука смерть, а каждому внове».
Интересно, что интонация речи Базарова меняется в зависимости от того, к кому она обращена. С Павлом Петровичем он говорит просто и прямо, высказывает то, что думает, или с явной насмешкой и даже презрительно-иронически, снижая таким образом «высокий тон» речи своего противника. В беседах с Николаем Петровичем ощутимы снисходительно-почтительные интонации, с Аркадием - назидательные ноты, а в разговорах с отцом присутствует снисходительно-добродушная тональность, прорывающаяся сквозь напускную сухость и холодность. С Фенечкой, женщиной из народа, ведет разговор совсем в ином тоне, чем с умной и гордой аристократкой Одинцовой.


Самостоятельная работа №13.

сочинение по теме: «Письмо Е.Базарову».

Рекомендации для обучающихся.

1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.

2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь простой или сложный план.

3. Помни! Написанный тобою текст должен состоять из 3 частей: вступления, основной части и заключения.

4. Пиши, соблюдая последовательность изложения.

5. Подбери из текста литературного произведения (если сочинение по литературе) примеры, цитаты, иллюстрирующие основную мысль твоего сочинения.

6. Подбирай образные слова и выражения.

7. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.

8. Обязательно выскажи своё отношение к тому, что пишешь.

9. Не забудь сделать выводы.

10. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно. Напиши 1 вариант сочинения, используя черновик.

11. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные дополнения и исправления.

12. Заверши работу над сочинением, написав его окончательно в тетрадь.



Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работам



Самостоятельная работа №14.

анализ стихотворения Ф.И.Тютчева по плану.


План анализа произведения.

1)Место, которое произведение занимает в творчестве писателя (как связано с другими, по какому поводу или в связи с чем написано, кому адресовано или посвящено.

2)Тема.

3)Идея.

4)Основные проблемы, поставленные в нем.

5)Мотивы, которые можно выделить в тексте.

6)Образ героя.(лирическое «я»,образ лирического героя)

7)Жанр.

8)Художественно - выразительные средства.

9) Лексические средства.

10) Особенности стилистики.

11) Особенности синтаксиса.

12) Фонетические приемы, используемые автором.

13) Ритмическая организация произведения (стихотворный размер, рифма, строфика, т.д.)

14) Ваше восприятие и истолкование этого произведения (чтение между строк).

15) Значение произведения для писателя.

Срок выполнения: 1 ч.

Формат выполнения: выученное стихотворение и анализ стихотворения.

Критерии оценки: умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Контроль выполнения: чтение стихотворения наизусть и анализ стихотворения.

Устный ответ:

«5» - знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

«4» - читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

«3» - воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

«2» - при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Письменная работа:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.

Литература:

1. Русская литература./ под ред. В.И.Лебедева. - для 10 классов.

2. Русская литература./ под ред. В.И.Сахарова. - для 10 классов.

3. Русская литература. 18-19 века/ под.ред. Л.А. Смирнова. Стр.161-174

Самостоятельная работа №15.

анализ стихотворения А.А.Фета по плану.

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №13.


Самостоятельная работа №16.

анализ стихотворения Н.А.Некрасова по плану.

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №13.


Самостоятельная работа №17.

подготовка информационного сообщения по

теме «Писательская драма Н.С.Лескова».

Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения см. в ВСР №1.




Самостоятельная работа №18.

составить план - конспект ответа на тему

«Идейно - художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина».

(опираясь на предложенный план).

1.История возникновения замысла сказок.

2. Идейно - тематическое содержание сказок:

1) сатира на самодержавных правителей («Сказка о ретивом начальнике;

2) царское самодержавие и положение угнетённого народа

(«Медведь на воеводстве»);

3) отношение мужика и барина («Дикий помещик и «Повесть о том, как

мужик двух генералов прокормил»);

4) трагическое положение угнетённого народа, его

каторжный труд («Коняга»);

5) осмеяние подлых и трусливых либералов, рассуждающих о свободе

и демократии, а на деле служащих господствующим классам («Либерал»);

6) осмеяние обывательщины «Карась - идеалист», «Премудрый пескарь»).

3.Основные особенности сатиры Салтыкова - Щедрина, проявившиеся в сказках:

1) сочетание наивной фантастики народной сказки с правдивым изображением современной писателю жизни;

2) иносказательный, «эзоповский язык»;

3) крайнее преувеличение черт, присущих героям;

4) сочетание обличения с указанием на идеал.

Особенности конспектирования и требования к конспекту

1. Основа конспекта - тезис.

2. Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования (возможны сокращения слов; разборчивость написания).

3. Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схемы и др.).

4. Конспект - это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование (это прием записи смысла, а не текста).

5. Не увлекайтесь пересказом.

6. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы.

7. Возможно использование цитат, которые требуют особого оформления.

Критерии оценивания:

«5» - полнота раскрытия материала, использование различных источников.

«4» - соответствие содержания теме.

«3» - тема раскрыта частично, нарушена последовательность и логика изложения.

«2» - тема не раскрыта.


Самостоятельная работа №19.

Используя данный план, сделать письменно обзор «Истории одного города»

М.Е. Салтыкова - Щедрина.

1.Общая характеристика «Истории одного города» как социально - политической сатиры на современное Салтыкову - Щедрину государственное устройство.

2.Проблема произведения - доказать враждебность государственной власти народу.

3.Жанр произведения - пародия на летопись.

4.Внешнее построение книги: «От издателя», «Обращение к читателю», «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», главы, посвящённые деятельности отдельных градоначальников: «Органчик», « Сказание о шести

градоначальницах», «Известие о Двоекурове», « Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник», «Войны за просвещение», «Эпоха увольнения от войн», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния». Заключение.

Как достигается цельность произведения:

1) один и тот же угол зрения в изображении деятельности градоначальников: российское государственное устройство враждебно народу;

2) сатирическое освещение всех сторон жизни, попавших в поле зрения писателя.

Приёмы сатиры, используемые Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»:

1) приёмы типизации сатирического образа - персонажа;

2) гротеск в изображении комических ситуаций, в которых действуют герои произведения;

3) пародирование законодательных документов;

4) стилизация слога летописцев - архивариусов;

5) «эзоповский язык».

Способы выражения авторской позиции в «Истории одного города».

Самостоятельная работа №20.

разобрать две главы из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова - Щедрина и подготовить письменно ответы на вопросы.


Глава «Органчик».

1.Доказать, что гротеск - главный приём, с помощью которого раскрывается

образ Брудастого.

2. Указать сатирические приёмы, с помощью которых изображены глуповцы

в следующих ситуациях: когда они ждут нового градоначальника, когда

они впервые встречаются с ним, когда они в смятении.

3. Что в их поведении вызывает негодование?

4. Определить авторскую позицию.

Глава «Подтверждение покаяния. Заключение».

1.Как раскрывается образ Угрюм - Бурчеева (портрет, бред Бурчеева,

реализация бреда, авторские характеристики)? Что сатирического в этих приёмах?

2. Особенности языка этой главы: как совершается переход от слога летописца

к авторскому? Как выражается в языке авторская позиция.









Самостоятельная работа №21.

подготовить информационные сообщения по теме:

«Жизнь петербургской бедноты» в

романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения см. в ВСР №1.

План ответа:

1) петербургские распивочные;

2) семейство Мармеладовых;

3) пьяная девочка на бульваре, которую преследует « жирный франт»;

4) нищета Раскольникова;

5) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова.

  1. Старуха - ростовщица как символ страшного мира.

  2. Идея Раскольникова как протест против этого мира.

  3. Вывод: Мастерство Достоевского в изображении Петербурга с его страшным

миром.

Самостоятельная работа №22.

подготовить информационное сообщение по теме: «Городской пейзаж»

в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения см. в ВСР №1.


ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

Самостоятельная работа №23.

сообщение по теме:

«Внешность героев»

в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения см. в ВСР №1.

Ч. 1 гл.1 -внешность Раскольникова

Ч.1 гл.1 - внешность старухи-процентщицы)


Самостоятельная работа №24.

анализ эпизода романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа).

Рекомендации по составлению плана для анализа эпизода:

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

Озаглавь каждую часть.

В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Деление содержания на смысловые части.

Выделение в каждой из них главной мысли.

Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана

Как составлять простой план.

Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

Внимательно прочитайте изучаемый материал.

Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Критерии оценивания:

«5» - всесторонний анализ.

«4» - неполный анализ.

«3» - краткий анализ и односложные ответы.

«2» - задание не выполнено.

Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление - убийство старухи процентщицы, и наказание - суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией .Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что то постоянно тормозит его.

Последней каплей, заставившей Раскольникова все то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.



Самостоятельная работа №25.

подготовка презентации по теме: «Биография Л.Н.Толстого».

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.


Самостоятельная работа №26.

Подготовить реферативную

работу на одну из тем.

Методические рекомендации по подготовке реферативных работ см. в ВСР №6.


Темы работ:

1.Героизм и патриотизм русских солдат в Отечественной войне 1812года.

2. Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года.

3. Патриотическое движение русских людей в захваченных французами местах.

4. Реализм Толстого в изображении Отечественной войны 1812года.


Самостоятельная работа №27.

составить план - конспект ответа на предложенную тему

по роману Л.Н. Толстого

«Война и мир.


Методические рекомендации по подготовке

плана - конспекта ответа см. в ВСР №16.



1.Поиски смысла жизни Пьером Безуховым и князем Андреем.

2. Наташа Ростова и княжна Марья.

3. Кутузов и Наполеон.

4. Народ в романе «Война и мир».

5. Критическое изображение в романе «Война и мир» московского и петербургского дворянства.


Самостоятельная работа №28.

Сделать хронологическую таблицу жизни и творчества А.П.Чехова.

Рекомендации по подготовке задания:

Выписать основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова.

При выполнении этого задания не старайтесь выписывать все даты. Обращайте внимание только на те, которые действительно отражают какое-то важное событие в жизни и творчестве писателя.
учебник. Лебедев Ю.Литература. Ч.2 стр. 158-178.

Самостоятельная работа №29.

Подготовить информационные сообщения по темам.

Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения см. в ВСР №1.


Темы сообщений:

1.«Чехов-врач»

2.«Чехов в живописи»
3. А.Чехов и И.Левитан.

Самостоятельная работа №30.

Написать сочинение - рассуждение

по повести О.Бальзака «Гобсек».

Бальзак пишет о своём герое "Фамилия у него по воле случая... была весьма странная -

Гобсек (Живоглот)".

Случаен ли выбор фамилии героя?

Выражает ли портрет Гобсека его сущность?

Какая она по вашему мнению?

Действительно ли Гобсек владеет миром?


В сочинении-рассуждении нужно:

1.Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования).

2.Сформулировать позицию автора.

3. Высказать свою точку зрения. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста.

4. Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).

5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения -не менее 150 слов.

Что такое рассуждение и как его построить.

По прочитанному тексту надо написать собственное сочинение -рассуждение, которое имеет особую композицию.

1.Рассуждение-тип речи, предполагающий словесное изложение. Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2.Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются 3 части: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод

1.Тезис-это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

2. Аргументы и доводы -это исходные теоретические или фактические положения, с

помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или

логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос: С помощью чего ведётся обоснование тезиса?

Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры- самые убедительные аргументы.


Самостоятельная работа №31.

Написать эссе на тему: «Что символизирует гранатовый

браслет в одноимённом произведении А..Куприна?


Написание эссе - это вид внеаудиторной самостоятель­ной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно изла­гать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению пробле­мы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конферен­циях.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;

  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;

  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;

  • выбрать главное и второстепенное;

  • составить план эссе;

• лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;

  • оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;

  • реалистичность оценки существующего положения

дел;

• полезность и реалистичность предложенной идеи;

  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

  • художественная выразительность, яркость, образность изложения;

  • грамотность изложения;

  • эссе представлено в срок.

Самостоятельная работа №32.

подготовка презентации по теме

«Жизнь и творчество И.А.Бунина».

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.


Самостоятельная работа №33.

написать сочинение-рассуждение на тему:

«Смысл противопоставления Луки и Сатина» (по пьесе М.Горького «На дне»).

Методические рекомендации по подготовке сочинения-рассуждения см. в ВСР №30.


Самостоятельная работа №33.

подготовка презентации по теме: «Обзор поэзии серебряного века».

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.


Самостоятельная работа №34.

анализ стихотворения А.А. Блока

(на выбор обучающегося) по плану.

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №14.


Самостоятельная работа №35.

анализ стихотворения В.В. Маяковского

(на выбор обучающегося) по плану.

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №14.


Самостоятельная работа №36.

анализ стихотворения С. А. Есенина

(на выбор обучающегося) по плану

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №14.


Самостоятельная работа №37.

анализ стихотворения М. И. Цветаевой

(на выбор обучающегося)по плану.

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №14.


Самостоятельная работа №38.

Прочитать и сделать письменно анализ главы №2

из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», по вопросам.

Вопросы:

1.Согласны ли вы с утверждением Иешуа, что все люди добры и злых людей не бывает?

2.Убеждают ли в обратном такие фигуры как Марк Крысобой, сам прокуратор Иудеи,

всесильный и грозный Понтий Пилат?

Как подготовить анализ текста:
Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:
• распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
• объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
• описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
• характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
• выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
• выделять главную мысль текста;
• самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
• сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
• делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
• составлять план, тезисы;
• конспектировать;
• составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
• преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

Самостоятельная работа №38.

Написать ответ - рассуждение на предложенные вопросы по роману

М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Методические рекомендации по подготовке ответа см. в ВСР №30.

Вопросы:

1.Почему Пилат, вопреки своему желанию, утверждает смертный приговор для Иешуа?

2.За что наказан Пилат?

3.Какими могут быть варианты толковани потустороннего "приговора" Мастеру: "Он не

заслужил света, он заслужил покой"?


Самостоятельная работа №39.

Подготовить реферативную

работу по творчеству М.А.Булгакова.

Методические рекомендации по подготовке реферативных работ см. в ВСР №6.

темы реферативных работ:

1.Жизнь и творчество М.А.Булгакова;

2.Роман «Мастер и Маргарита» - главный роман жизни М.А.Булгакова.

3.Христианские мотивы в сюжете романа «Мастер и Маргарита»;

4.Мистика и реальность в романе «Мастер и Маргарита».

Самостоятельная работа №40.

Составить план развернутого ответа на предложенные темы

по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Темы ответа:

1.«Судьба Григория Мелехова»;

2.Женские образы «Тихого Дона»;

3.Гражданская война как трагедия народа;

4.Истоки трагедии Григория Мелехова.

Составление плана;

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять план.

Внимательно прочитайте изучаемый материал.

Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Критерии оценивания:

«5» - всесторонний анализ.

«4» - неполный анализ.

«3» - краткий анализ и односложные ответы.

«2» - задание не выполнено.

Самостоятельная работа №41.

подготовка презентации по теме: «Художественный мир писателя В.Набокова.

Роман «Приглашение на казнь».

Методические рекомендации по подготовке презентации см. в ВСР №3.


Самостоятельная работа №42.

анализ стихотворения А. А. Ахматовой

(на выбор обучающегося) по плану.

Методические рекомендации по подготовке анализа см. в ВСР №14.

Самостоятельная работа №43.

Подготовить развернутые ответы по основным темам поэмы

А.Т.Твардовского «По праву памяти».

Методические рекомендации по подготовке ответа см. в ВСР №40.

Основные темы поэмы:

1.тема раскаяния и личной вины человека;

2.тема памяти и забвения;

3.тема исторического возмездия;

4.тема «Сыновней ответственности».

© 2010-2022