- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе в 10 классе
Рабочая программа по литературе в 10 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стенникова Ю.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение 3 к СОП ООО
на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
для 10 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Стенникова Юлия Владимировна
2015 г
-
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и школьного компонента. На изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа в год.
Для реализации программного содержания используется учебник Ю.В. Лебедева «Литература 10 класс,ч.1, ч.2».
Изучаемый материал структурирован следующим образом:
-
Литература первой половины XIX века
-
Литература второй половины XIX века
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
-
Содержание программы по литературе для 10 класса
Введение
«Прекрасное начало…» (К истории русской литературы ХΙХ века.)
Из литературы первой половины 19 века.
А.С.Пушкин
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (ΙХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных..», и другие по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно - тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия. Эстетическое и морально-эстетическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная «темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
М.Ю.Лермонтов
Стихотворения: «Валерик», «Молитва» (Я, Матерь Божия,…), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу» и другие по выбору, поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Н.В.Гоголь.
Повести: « Невский проспект», «Нос»
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория
Р.Р. Сочинение по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, творчеству Гоголя
Литература второй половины 19 века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины ХІХ века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н.Островский
Пьеса «Гроза».Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтёмся!»
Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа
социально-психологической проблематики комедии.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её
разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза»
в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев). А.Н.Островский.
Драма «Бесприданница»
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Зачёт по творчеству А.Н.Островского.
Р.Р .Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»
И.А. Гончаров
Роман «Обломов» Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).
Письменная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов».
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
И.С.Тургенев
Цикл «Записки охотника»(2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворение в прозе:
«Порог», «Памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и другие по выбору.
Ярость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение
различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как
центральная тема цикла.Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.
Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Черты «увядающей
аристократии» в образах братьев Кирсановых.
Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (Статьи Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм, философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального
самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман, принцип «тайной психологии»
в изображении внутреннего мира героев.
Н.А.Некрасов
Стихотворения: «В дороге»,«Вчерашний день, часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…»,
«Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «Пророк», «Элегия»,
«Мы с тобой бестолковые люди» и другие по выбору, поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова - лирика. Судьба простых людей и
общечеловеческая идея в лирике Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного
изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив
правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме. Стихия народной жизни и её яркие представители. Тема женской доли
и образ Матёрны Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании.
Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его
идейно- композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Р.Р .Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова
Ф.И.Тютчев
Стихотворения: «Не то. что мните вы, природа..», «Цицерон», «Умом Россию не понять»,
«Я встретил Вас», «Silentium», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…»,
«Природа - сфинкс…», «Певучесть есть в морских волнах», «Нам не дано предугадать»,
«Полдень» и другие по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф.Тютчева, её философская глубина и
образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.
Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия
России , её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика, лирический фрагмент.
А.А.Фет
Стихотворения: «шепот, робкое дыханье..», «Ещё майская ночь..», «заря прощается с землёю..», «Я пришёл к тебе с приветом..», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «на заре ты её не буди..», «Это утро, эта радость» и другие по выбору .
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха, лирический образ-переживание;
Н.С.Лесков
Повесть «Очарованный странник»
Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ, жанр путешествия;
М.Е.Салтыков - Щедрин
Сказки : «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь»
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова -Щедрина. Развенчивание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.Салтыкова- Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка, гротеск, авторская ирония.
А.К.Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет..», «Прозрачных облаков движенье…», «Государь ты наш, батюшка..» и другие по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Л.Н.Толстой
Роман «Война и мир»Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. Сложность и противоречивость жизненного пути героя. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизненного пути героя..«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития
русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея, «диалектика души», историко-философская концепция;
Р.Р. Анализ эпизода по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Р.Р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание»
Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Мир «униженных и оскорблённых». Бунт личности против жёстких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные
«двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и другие). Принцип полифонии в решении философской
проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка».
Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл
преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции
в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея, полифония (многоголосие);
герои-двойники;
Р.Р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
А. П.Чехов
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» по выбору.
Пьеса «Вишнёвый сад»
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости,. Лаконизм,
выразительность художественной детали, глубина психологического анализа чеховской прозы. Новаторство Чехова драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего
сюжетов в комедии «Вишнёвый сад» . Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры
героев -«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических
персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и
неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия, символическая деталь.
-
Требования к уровню подготовленности учащихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
4. Критерии и нормы оценки, применяемые для определённого уровня усвоения рабочей программы
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка "4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
-
Календарно - тематическое планирование.
№
Тема урока
Кол-во часов на изучение
Основные виды учебной деятельности при изучении
Дата изучения
План Факт
Коррекция
1.
«Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.)
1
Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос.
2.09
2.
А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения.
4.09
3.
Лирика А.С.Пушкина.
1
Чтение и анализ стихотворения.
7.09
4.
«Жребий русского поэта».
1
Опорная схема. Чтение и анализ стихотворения.
09.09
5.
«Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник»)
1
Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик.
11.09
6.
Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
1
Индивидуальный опрос
14.09
7.
Образ поэта в лирике Лермонтова.
1
Групповая работа по анализу стихотворений.
16.09
8.
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
1
Групповая работа по анализу стихотворений.
18.09
9.
«Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»)
1
Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов.
21.09
10.
Художественный мир Н.В.Гоголя.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
23.09
11.
«Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
25.09
12.
«Необыкновенно странное …» в повести Н.В.Гоголя «Нос»
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
28.09
13.
Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Гоголя, Пушкина.
1
Сочинение.
30.09
14.
Социально - политическая ситуация в России 2-й пол. XIX в.
1
Проверка записей тезисов. Беседа по вопросам.
2.10
15.
Литература и журналистика 2-ой пол. XIX века.
1
Самостоятельная работа
5.10
16.
Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского.
1
Индивидуальный опрос
7.10
17.
Драма «Гроза». История создания.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
9.10
18.
Мир города Калинова в драме «Гроза»
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
12.10
19.
Трагедия совести в пьесе Островского «Гроза»
1
Беседа
14.10
20.
Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном»
1
Сочинение-анализ эпизода
16.10
21.
Образ Катерины в свете литературной критики Добролюбова.
1
Беседа
19.10
22.
Образ Катерины в свете литературной критики Писарева.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
21.10
23.
Зачёт по творчеству А.Н.Островского.
1
Зачёт
23.10
24.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.
1
Сочинение
26.10
25.
Биография И.А.Гончарова
1
Индивидуальный опрос
28.10
26.
Роман «Обломов». Утро Обломова.
1
Работа с текстом
30.10
27.
К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»)
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
09.11
28.
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
1
Работа с текстом
11.11
29.
Любовная тема в романе.
1
Рецензия на ответы. Фронтальный опрос.
13.11
30.
Обломовка на краю обрыва. Обломов и Захар
1
Фронтальный опрос.
16.11
31.
Р.р. Письменная работа по проблематике изученной темы.
1
Сочинение
18.11
32.
Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.
1
Проверка опорных записей.
20.11
33.
Роман «отцы и дети». Логика начала.
1
Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов.
23.11
34.
Мир «отцов» в романе.
1
Составление сравнительной характеристики.
25.11
35.
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
1
Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев.
27.11
36.
Философские итоги романа. Смысл заглавия.
1
Составление сравнительной характеристики.
30.11
37.
Конфликт «отцов и детей» как главный нерв романа.
1
Коллективный анализ эпизодов, фрагментов критических статей.
2.12
38.
Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни.
1
Чтение наизусть, анализ стихотворений.
4.12
39.
Зачёт по творчеству И.С.Тургенева.
1
Тест
7.12
40.
Н.А.Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта.
1
Составить хронологическую таблицу.
09.12
41.
Народные характеры и типы в некрасовской лирике.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворений.
11.12
42.
«Муза мести и печали» в лирике Некрасова.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос
14.12
43.
Тема поэта и гражданина в лирике Некрасова.
1
Анализ лирического текста.
16.12
44.
«В каком году - рассчитывай…»
1
Выразительное чтение.
18.12
45.
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.
1
21.12
46.
«Пел он воплощение счастия народного…»
1
Тестирование. Ответы на вопросы.
23.12
47.
«Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
25.12
48.
Сочинение по творчеству Некрасова.
1
Оценивание творческой работы.
28.12
49.
Сочинение по творчеству Некрасова.
1
Оценивание творческой работы.
30.12
50.
Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева.
1
Устный опрос. Чтение стихов.
11.01.
51.
Мир природы в лирике Тютчева.
1
Выразительное чтение.
13.01
52.
«И ропщет мыслящий тростник…»
1
Устный и письменный опрос.
15.01
53.
Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.
1
Устный опрос.
18.01
54.
Очерк жизни и творчества А.А.Фета.
1
1.Запись лекции.
2. Чтение наизусть и анализ стихотворений.
3. Ответы на вопросы.
20.01
55.
Природа и человек в лирике Фета.
1
Фронтальный опрос. Индивидуальные задания.
22.01
56.
«И прославлять мы будем век любовь…»
1
Беседа. Чтение наизусть.
25.01
57.
Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Тютчева и Фета.
1
27.01
58.
Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
29.01
59-60.
«Хождение» очарованной души.
2
Ответы на вопросы. Пересказ и комментирование отдельных сцен.
01.02
03.02
61.
Жизнь и творчество С.- Щедрина
1
Беседа по вопросам. Выступления уч-ся
05.02
62-63.
Роман - хроника «История одного города».
2
Составление тезисного плана к материалу учебника
08.02
10.02
64.
Судьба глуповцев и проблема финала романа.
1
Беседа по вопросам. Выступления уч-ся
12.02
65.
Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста»
1
Опрос - беседа. Коллективный анализ сказки.
15.02
66.
Сатира на «хозяев жизни» в сказках С-Щ.
1
Выступление уч-ся по заданию в учебнике
17.02
67.
«Жил дрожал и умирал - дрожал»
1
Выступление уч-ся
19.02
68.
Р.р. Анализ сатирической сказки «Ворон - челобитчик»
1
Самостоятельная работа
20.02
69.
Страницы жизни и творчества А.К.Толстого.
1
Составление тезисного плана по материалам учебника
24.02
70.
Природный мир в лирике А.К.Толстого.
1
Анализ стихотворений.
26.02
71.
«Коль любить, так без рассудку…»
1
Анализ стихотворений.
29.02
72.
Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.
1
Составление хронологической таблицы.
02.03
73.
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «Война и мир»
1
Выступления уч-ся.
04.03
74.
Экспозиция романа. «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер».
1
Характеристика героев. Используемые художественные средства.
09.03
75.
Испытание эпохой «поражений и срама».
1
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам.
11.03
76.
«Мысль семейная» в романе.
1
Характеристика героев. Используемые художественные средства.
14.03
77.
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
1
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам.
16.03
78.
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
1
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам.
18.03
79.
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном».
1
21.03
80.
«Она не удостаивает быть умной».
1
Характеристика героев. Используемые художественные средства.
23.03
81.
Начало общей жизни: война за Отечество.
1
Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Фронтальный и индивидуальный опрос.
04.04
82.
Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон.
1
Сообщения уч-ся.
06.04
83.
Уроки Бородина.
1
Составление плана сравнительной характеристики героев.
08.04
84.
«Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.».
1
1. Сообщения уч-ся.
2. Сравнительная хар-ка:
1) Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарово.
2)Т.Щербатый и П.Каратаев.
11.04
85.
«Дубина народной войны». Бегство французов из России.
1
Сравните поведение великосветского общества с поведением простого народа во время угрозы войны в России.
13.04
86
Р.р. Сравнительная характеристика героев: «Н.Ростова и Элен», «Кутузов и Наполеон».
1
Письменная работа.
15.04
87
Р.р. Сравнительная характеристика эпизодов «Шенграбен и Аустерлиц».
1
Письменная работа.
18.04
88.
Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.
1
Фронтальный опрос. Выступления уч-ся.
20.04
89.
История создания романа «Преступление и наказание»
1
Беседа - опрос по отдельным эпизодам романа. Тестирование по изученному материалу.
22.04
90.
Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского.
1
Фронтальный и индивидуальный опрос.
25.04
91.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
1
Составление плана - характеристики к образу Раскольникова.
27.04
92.
«Двойники» Раскольникова: теория в действии.
1
Запись основных положений, сообщения уч-ся по зад.
29.04
93.
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.
1
Словесный портрет Сони. План - характеристика. Письмо уч-ся.
04.05
94.
Р.р. Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2.
1
Анализ эпизода.
06.05
95.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского.
1
Проверка целостного восприятия романа.
11.05
96.
Жизнь и творчество А.П.Чехова
1
Записи основных положений лекции.
13.05
97.
Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник».
1
Составление плана анализа. Беседа.
16.05
98.
Выбор доктора Старцева (Рассказ «Ионыч»)
1
Фронтальный и индивидуальный опрос. Выборочный пересказ. Эврестическая беседа.
18.05
99.
А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Образная система и конфликт комедии.
1
Беседа. Описание героев.
20.05
100-101.
«Вишнёвый сад». Система образов.
2
23.05
25.05
102.
Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
1
Проверка целостного восприятия отдельных произведений Чехова.
27.05
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для учителя и для учащихся
-
Программа по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение»,2009г.
-
Учебник В.Ю. Лебедева «Литература» в 2х частях 10 класс. М «Просвещение», 2013г.
-
Поурочные разработки по русской литературе 10 класс, под редакцией И.В. Золоторёвой. М. «ВАКО», 2006г.
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
10