Рабочая программа по литературе в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 3 к СОП ООО

на 2015-2016 учебный год



Рабочая программа

по учебному предмету

«Литература»



для 10 класса


на 2015-2016 учебный год


Учитель: Стенникова Юлия Владимировна




2015 г


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и школьного компонента. На изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа в год.

Для реализации программного содержания используется учебник Ю.В. Лебедева «Литература 10 класс,ч.1, ч.2».

Изучаемый материал структурирован следующим образом:

  • Литература первой половины XIX века

  • Литература второй половины XIX века

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандар­те, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произве­дений.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания ху­дожественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; оп­ределение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­тии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Изучение литературы направлено на достижение сле­дующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


  1. Содержание программы по литературе для 10 класса

Введение

«Прекрасное начало…» (К истории русской литературы ХΙХ века.)

Из литературы первой половины 19 века.

А.С.Пушкин

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (ΙХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных..», и другие по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно - тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия. Эстетическое и морально-эстетическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная «темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

М.Ю.Лермонтов

Стихотворения: «Валерик», «Молитва» (Я, Матерь Божия,…), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу» и другие по выбору, поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Н.В.Гоголь.

Повести: « Невский проспект», «Нос»

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория

Р.Р. Сочинение по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, творчеству Гоголя

Литература второй половины 19 века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины ХІХ века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н.Островский

Пьеса «Гроза».Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтёмся!»

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа

социально-психологической проблематики комедии.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза».

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её

разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза»

в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев). А.Н.Островский.

Драма «Бесприданница»

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Зачёт по творчеству А.Н.Островского.

Р.Р .Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

И.А. Гончаров

Роман «Обломов» Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).

Письменная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

И.С.Тургенев

Цикл «Записки охотника»(2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворение в прозе:

«Порог», «Памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и другие по выбору.

Ярость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение

различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как

центральная тема цикла.Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева

«Отцы и дети»

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.

Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Черты «увядающей

аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (Статьи Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм, философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального

самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман, принцип «тайной психологии»

в изображении внутреннего мира героев.

Н.А.Некрасов

Стихотворения: «В дороге»,«Вчерашний день, часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…»,

«Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «Пророк», «Элегия»,

«Мы с тобой бестолковые люди» и другие по выбору, поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова - лирика. Судьба простых людей и

общечеловеческая идея в лирике Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного

изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив

правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме. Стихия народной жизни и её яркие представители. Тема женской доли

и образ Матёрны Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании.

Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его

идейно- композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Р.Р .Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

Ф.И.Тютчев

Стихотворения: «Не то. что мните вы, природа..», «Цицерон», «Умом Россию не понять»,

«Я встретил Вас», «Silentium», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…»,

«Природа - сфинкс…», «Певучесть есть в морских волнах», «Нам не дано предугадать»,

«Полдень» и другие по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф.Тютчева, её философская глубина и

образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия

России , её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика, лирический фрагмент.

А.А.Фет

Стихотворения: «шепот, робкое дыханье..», «Ещё майская ночь..», «заря прощается с землёю..», «Я пришёл к тебе с приветом..», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «на заре ты её не буди..», «Это утро, эта радость» и другие по выбору .

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха, лирический образ-переживание;

Н.С.Лесков

Повесть «Очарованный странник»

Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ, жанр путешествия;

М.Е.Салтыков - Щедрин

Сказки : «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь»

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова -Щедрина. Развенчивание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка, гротеск, авторская ирония.

А.К.Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет..», «Прозрачных облаков движенье…», «Государь ты наш, батюшка..» и другие по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Л.Н.Толстой

Роман «Война и мир»Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. Сложность и противоречивость жизненного пути героя. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизненного пути героя..«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев

как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития

русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея, «диалектика души», историко-философская концепция;

Р.Р. Анализ эпизода по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Р.Р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Мир «униженных и оскорблённых». Бунт личности против жёстких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные

«двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и другие). Принцип полифонии в решении философской

проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка».

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл

преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции

в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея, полифония (многоголосие);

герои-двойники;

Р.Р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

А. П.Чехов

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» по выбору.

Пьеса «Вишнёвый сад»

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости,. Лаконизм,

выразительность художественной детали, глубина психологического анализа чеховской прозы. Новаторство Чехова драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего

сюжетов в комедии «Вишнёвый сад» . Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры

героев -«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических

персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и

неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия, символическая деталь.


  1. Требования к уровню подготовленности учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подго­товки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реали­зацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохра­нения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивает­ся и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литера­туру с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацелен­ные на решение разнообразных жизненных задач.

4. Критерии и нормы оценки, применяемые для определённого уровня усвоения рабочей программы

Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.


  1. Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов на изучение

Основные виды учебной деятельности при изучении

Дата изучения


План Факт

Коррекция

1.

«Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.)

1

Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос.

2.09

2.

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения.

4.09

3.

Лирика А.С.Пушкина.

1

Чтение и анализ стихотворения.

7.09

4.

«Жребий русского поэта».

1

Опорная схема. Чтение и анализ стихотворения.

09.09

5.

«Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник»)

1

Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик.

11.09

6.

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.

1

Индивидуальный опрос

14.09

7.

Образ поэта в лирике Лермонтова.

1

Групповая работа по анализу стихотворений.

16.09

8.

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

1

Групповая работа по анализу стихотворений.

18.09

9.

«Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»)

1

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов.

21.09

10.

Художественный мир Н.В.Гоголя.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

23.09

11.

«Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

25.09

12.

«Необыкновенно странное …» в повести Н.В.Гоголя «Нос»

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

28.09

13.

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Гоголя, Пушкина.

1

Сочинение.

30.09

14.

Социально - политическая ситуация в России 2-й пол. XIX в.

1

Проверка записей тезисов. Беседа по вопросам.

2.10

15.

Литература и журналистика 2-ой пол. XIX века.

1

Самостоятельная работа

5.10

16.

Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского.

1

Индивидуальный опрос

7.10

17.

Драма «Гроза». История создания.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

9.10

18.

Мир города Калинова в драме «Гроза»

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

12.10

19.

Трагедия совести в пьесе Островского «Гроза»

1

Беседа

14.10

20.

Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном»

1

Сочинение-анализ эпизода

16.10

21.

Образ Катерины в свете литературной критики Добролюбова.

1

Беседа

19.10

22.

Образ Катерины в свете литературной критики Писарева.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

21.10

23.

Зачёт по творчеству А.Н.Островского.

1

Зачёт

23.10

24.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Сочинение

26.10

25.

Биография И.А.Гончарова

1

Индивидуальный опрос

28.10

26.

Роман «Обломов». Утро Обломова.

1

Работа с текстом

30.10

27.

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»)

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

09.11

28.

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

1

Работа с текстом

11.11

29.

Любовная тема в романе.

1

Рецензия на ответы. Фронтальный опрос.

13.11

30.

Обломовка на краю обрыва. Обломов и Захар

1

Фронтальный опрос.

16.11

31.

Р.р. Письменная работа по проблематике изученной темы.

1

Сочинение

18.11

32.

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.

1

Проверка опорных записей.

20.11

33.

Роман «отцы и дети». Логика начала.

1

Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов.

23.11

34.

Мир «отцов» в романе.

1

Составление сравнительной характеристики.

25.11

35.

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

1

Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев.

27.11

36.

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

1

Составление сравнительной характеристики.

30.11

37.

Конфликт «отцов и детей» как главный нерв романа.

1

Коллективный анализ эпизодов, фрагментов критических статей.

2.12

38.

Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни.

1

Чтение наизусть, анализ стихотворений.

4.12

39.

Зачёт по творчеству И.С.Тургенева.

1

Тест

7.12

40.

Н.А.Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта.

1

Составить хронологическую таблицу.

09.12

41.

Народные характеры и типы в некрасовской лирике.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворений.

11.12

42.

«Муза мести и печали» в лирике Некрасова.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос

14.12

43.

Тема поэта и гражданина в лирике Некрасова.

1

Анализ лирического текста.

16.12

44.

«В каком году - рассчитывай…»

1

Выразительное чтение.

18.12

45.

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

1

21.12

46.

«Пел он воплощение счастия народного…»

1

Тестирование. Ответы на вопросы.

23.12

47.

«Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

25.12

48.

Сочинение по творчеству Некрасова.

1

Оценивание творческой работы.

28.12

49.

Сочинение по творчеству Некрасова.

1

Оценивание творческой работы.

30.12

50.

Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева.

1

Устный опрос. Чтение стихов.

11.01.

51.

Мир природы в лирике Тютчева.

1

Выразительное чтение.

13.01

52.

«И ропщет мыслящий тростник…»

1

Устный и письменный опрос.

15.01

53.

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.

1

Устный опрос.

18.01

54.

Очерк жизни и творчества А.А.Фета.

1

1.Запись лекции.

2. Чтение наизусть и анализ стихотворений.

3. Ответы на вопросы.

20.01

55.

Природа и человек в лирике Фета.

1

Фронтальный опрос. Индивидуальные задания.

22.01

56.

«И прославлять мы будем век любовь…»

1

Беседа. Чтение наизусть.

25.01

57.

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Тютчева и Фета.

1

27.01

58.

Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

29.01

59-60.

«Хождение» очарованной души.

2

Ответы на вопросы. Пересказ и комментирование отдельных сцен.

01.02

03.02

61.

Жизнь и творчество С.- Щедрина

1

Беседа по вопросам. Выступления уч-ся

05.02

62-63.

Роман - хроника «История одного города».

2

Составление тезисного плана к материалу учебника

08.02

10.02

64.

Судьба глуповцев и проблема финала романа.

1

Беседа по вопросам. Выступления уч-ся

12.02

65.

Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста»

1

Опрос - беседа. Коллективный анализ сказки.

15.02

66.

Сатира на «хозяев жизни» в сказках С-Щ.

1

Выступление уч-ся по заданию в учебнике

17.02

67.

«Жил дрожал и умирал - дрожал»

1

Выступление уч-ся

19.02

68.

Р.р. Анализ сатирической сказки «Ворон - челобитчик»

1

Самостоятельная работа

20.02

69.

Страницы жизни и творчества А.К.Толстого.

1

Составление тезисного плана по материалам учебника

24.02

70.

Природный мир в лирике А.К.Толстого.

1

Анализ стихотворений.

26.02

71.

«Коль любить, так без рассудку…»

1

Анализ стихотворений.

29.02

72.

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

1

Составление хронологической таблицы.

02.03

73.

История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «Война и мир»

1

Выступления уч-ся.

04.03

74.

Экспозиция романа. «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер».

1

Характеристика героев. Используемые художественные средства.

09.03

75.

Испытание эпохой «поражений и срама».

1

Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам.

11.03

76.

«Мысль семейная» в романе.

1

Характеристика героев. Используемые художественные средства.

14.03

77.

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам.

16.03

78.

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Работа по карточкам.

18.03

79.

Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном».

1

21.03

80.

«Она не удостаивает быть умной».

1

Характеристика героев. Используемые художественные средства.

23.03

81.

Начало общей жизни: война за Отечество.

1

Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Фронтальный и индивидуальный опрос.

04.04

82.

Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон.

1

Сообщения уч-ся.

06.04

83.

Уроки Бородина.

1

Составление плана сравнительной характеристики героев.

08.04

84.

«Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.».

1

1. Сообщения уч-ся.

2. Сравнительная хар-ка:

1) Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарово.

2)Т.Щербатый и П.Каратаев.

11.04

85.

«Дубина народной войны». Бегство французов из России.

1

Сравните поведение великосветского общества с поведением простого народа во время угрозы войны в России.

13.04

86

Р.р. Сравнительная характеристика героев: «Н.Ростова и Элен», «Кутузов и Наполеон».

1

Письменная работа.

15.04

87

Р.р. Сравнительная характеристика эпизодов «Шенграбен и Аустерлиц».

1

Письменная работа.

18.04

88.

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.

1

Фронтальный опрос. Выступления уч-ся.

20.04

89.

История создания романа «Преступление и наказание»

1

Беседа - опрос по отдельным эпизодам романа. Тестирование по изученному материалу.

22.04

90.

Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

25.04

91.

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1

Составление плана - характеристики к образу Раскольникова.

27.04

92.

«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

1

Запись основных положений, сообщения уч-ся по зад.

29.04

93.

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

1

Словесный портрет Сони. План - характеристика. Письмо уч-ся.

04.05

94.

Р.р. Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2.

1

Анализ эпизода.

06.05

95.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского.

1

Проверка целостного восприятия романа.

11.05

96.

Жизнь и творчество А.П.Чехова

1

Записи основных положений лекции.

13.05

97.

Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник».

1

Составление плана анализа. Беседа.

16.05

98.

Выбор доктора Старцева (Рассказ «Ионыч»)

1

Фронтальный и индивидуальный опрос. Выборочный пересказ. Эврестическая беседа.

18.05

99.

А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Образная система и конфликт комедии.

1

Беседа. Описание героев.

20.05

100-101.

«Вишнёвый сад». Система образов.

2

23.05

25.05

102.

Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

1

Проверка целостного восприятия отдельных произведений Чехова.

27.05

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для учителя и для учащихся


  1. Программа по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение»,2009г.

  2. Учебник В.Ю. Лебедева «Литература» в 2х частях 10 класс. М «Просвещение», 2013г.

  3. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс, под редакцией И.В. Золоторёвой. М. «ВАКО», 2006г.

4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

10


© 2010-2022