Урок по русскому языку на тему Действительные и страдательные причастия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК русского языка в 7 классе.

ТЕМА: Действительные и страдательные причастия

Цели и задачи урока:

дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;

продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.

Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.

Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лингвистическая разминка (групповая работа).

- В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?

1 группа

а) т...лежка, к…мпьютерный

б) с…деющий, к…дировать

в) пол…жение, прод…вать

г) к…мпания (людей), докр...сна

2 группа

а) ст…нционный, пол…скать

б) т…мнота, к...юта

в) к.роткий, проб.рать

г) ф…гурный, св...зать

- В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?

3 группа

а) р…скошный, в…риант

б) к…мпьютер, пр...цедура

в) д...агностика, амн...стировать

г) проф…ль, в...льсировать

4 группа

а) р...вноправие, ин...циатива

б) д...фицит, л…гион

в) бл…стеть, натв...рить

г) пл...вчиха, предпол...гать

(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)

3. Презентация нового материала.

1) Опрос-повторение.

- Что такое причастие?

- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?

2) Постановка целей урока.

- Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.

3) Практикум.

Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.

а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.

- Назовите причастия (покрывающих, приправленных).

- Кто совершает действия в каждом причастии?

(Сам предмет./Действует другой предмет.)

- Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета - действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета - страдательные причастия.

4) Чтение правила в учебнике на странице _____.

- Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола- инфинитива при помощи определенных морфем.

- При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)

- Страдательное причастие приправленных? (суффикс -енн-)

- Рассмотрим таблицу "Действительные и страдательные причастия":

Таблица

Примеры

Несущий, дышащий Засеявший, несший

Ведомый, гонимый Читанный, увиденный, сжатый

- Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.

4. Практика под руководством учителя.

1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.

Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.

2) Выполнение упражнения _____.

3) Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог (действительный или страдательный) причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека. 3. Возвышающаяся постройка. 4. Охраняемый собор.5. Охраняемый законом. 6. Остающийся в памяти. 7. Устрашающий вид. 8. Заставляющий трепетать. 9. Вызывающий уважение. 10. Увлеченные туристы. 11. Архитектурный стиль. 12. Застывшая музыка.

4) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).

1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.

а) на пестреющем лугу;

б) о движущемся предмете;

в) опавшие с тополя;

г) отнятая игрушка;

д) разлившаяся по небу.

2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.

а) написанная учеником;

б) распиленная плотником;

в) ведущая в парк;

г) посаженные весной;

д) опрокинутый котенком.

3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.

а) плескавшиеся волны;

б) построенный дом;

в) проверенная учителем;

г) летящим самолетом;

д) переданная людям.

4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.

а) засыпанные аллеи;

б) покрашенный забор;

в) сидящая девочка;

г) борющийся за свободу;

д) рассказывающий о путешествии.

5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.

6. Подведение итогов урока.

- Какие причастия называются действительными?

- Какие причастия называются страдательными?

- От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

7. Домашнее задание. § ____, упражнение____.

© 2010-2022