- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Действительные и страдательные причастия
Урок по русскому языку на тему Действительные и страдательные причастия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Адживефиева Н.Б. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК русского языка в 7 классе.
ТЕМА: Действительные и страдательные причастия
Цели и задачи урока:
дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;
продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.
Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.
Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка (групповая работа).
- В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?
1 группа
а) т...лежка, к…мпьютерный
б) с…деющий, к…дировать
в) пол…жение, прод…вать
г) к…мпания (людей), докр...сна
2 группа
а) ст…нционный, пол…скать
б) т…мнота, к...юта
в) к.роткий, проб.рать
г) ф…гурный, св...зать
- В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?
3 группа
а) р…скошный, в…риант
б) к…мпьютер, пр...цедура
в) д...агностика, амн...стировать
г) проф…ль, в...льсировать
4 группа
а) р...вноправие, ин...циатива
б) д...фицит, л…гион
в) бл…стеть, натв...рить
г) пл...вчиха, предпол...гать
(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)
3. Презентация нового материала.
1) Опрос-повторение.
- Что такое причастие?
- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?
2) Постановка целей урока.
- Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.
3) Практикум.
Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.
а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.
- Назовите причастия (покрывающих, приправленных).
- Кто совершает действия в каждом причастии?
(Сам предмет./Действует другой предмет.)
- Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета - действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета - страдательные причастия.
4) Чтение правила в учебнике на странице _____.
- Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола- инфинитива при помощи определенных морфем.
- При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)
- Страдательное причастие приправленных? (суффикс -енн-)
- Рассмотрим таблицу "Действительные и страдательные причастия":
Таблица
Примеры
Несущий, дышащий Засеявший, несший
Ведомый, гонимый Читанный, увиденный, сжатый
- Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.
4. Практика под руководством учителя.
1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.
Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.
2) Выполнение упражнения _____.
3) Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог (действительный или страдательный) причастий.
1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека. 3. Возвышающаяся постройка. 4. Охраняемый собор.5. Охраняемый законом. 6. Остающийся в памяти. 7. Устрашающий вид. 8. Заставляющий трепетать. 9. Вызывающий уважение. 10. Увлеченные туристы. 11. Архитектурный стиль. 12. Застывшая музыка.
4) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).
1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;
б) о движущемся предмете;
в) опавшие с тополя;
г) отнятая игрушка;
д) разлившаяся по небу.
2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котенком.
3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;
б) построенный дом;
в) проверенная учителем;
г) летящим самолетом;
д) переданная людям.
4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;
б) покрашенный забор;
в) сидящая девочка;
г) борющийся за свободу;
д) рассказывающий о путешествии.
5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.
6. Подведение итогов урока.
- Какие причастия называются действительными?
- Какие причастия называются страдательными?
- От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
7. Домашнее задание. § ____, упражнение____.