- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 7 классе по новеллам О. Генри
Урок литературы в 7 классе по новеллам О. Генри
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фомичёва В.И. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Верхореченская СОШ»
Урок литературы в 7 классе
по новеллам О.Генри
Учитель: Фомичева В.И.
2015
Тема: Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?
Цель: продолжить знакомство учащихся с содержанием новелл; развивать аналитическое мышление; на примере жизни и творчества О.Генри показать актуальность проблематики его рассказов; показать мир героев О.Генри; раскрыть их душевную щедрость, бесстрашие и человечность; продолжать формировать представления об общечеловеческих ценностях - доброте, милосердии, любви к ближнему.
Тип урока: урок-заседание редколлегии газеты-еженедельника.
Оборудование: портрет писателя, тексты новелл, словари литературоведческих терминов, заготовки для коллажа (листы бумаги, картинки, ножницы, клей, фломастеры, карандаши).
Эпиграф к уроку: Я унижен, но я стремлюсь к справедливости, жизнь недобра ко мне, но я голосую за доброту. В. Линузи.
Задания к уроку:
1. Придумать 2-3 вопроса к О.Генри о его жизни и творческом пути;
2. Прочитать каждой группе один рассказ;
3. Подготовить материал и средства для коллажа.
Ход урока.
-
Организационный момент:
А) рассаживание по группам;
Б) проверка принадлежностей к уроку.
-
Объявление темы и цели урока, чтение эпиграфа, запись в тетради темы и эпиграфа.
-
Слово учителя - ввод в тему и форму урока:
Сегодня здесь, в этой аудитории собрались члены редколлегии газеты-еженедельника «World» (в переводе с английского Мир) г. Нью-Йорка. Руководство газетой желает заключить договор с мистером О.Генри, неоднократно присылавшего свои рассказы. Сегодня мы с вами должны познакомиться лично с автором, который присутствует здесь, а также его произведениями, обсудить их и с точки зрения литературоведческих критериев, и с точки зрения общечеловеческих ценностей. Каждой группе критиков будет дано задание по одному из рассказов писателя. Секретарь нашей редколлегии будет вести протокол, который он зачитает в конце заседания. А сейчас я представляю вам мистера О.Генри, мастера короткого рассказа, именуемого новеллой. Прошу членов редколлегии задать ему интересующие вас вопросы.
-
Выступление О.Генри, беседа с членами редколлегии
Примерные вопросы:
А) Где прошло ваше детство, и кем были ваши родители?
Б) Ваше семейное положение. Были ли вы женаты, есть ли у вас дети?
В) Самое печальное событие в вашей жизни?
Г) Ваше настоящее имя? Почему вы выбрали такой псевдоним? Почему вы не печатались под своим именем?
Д) Почему вы приехали именно в Нью-Йорк?
-
Работа в группах: А сейчас каждая группа должна спланировать свое выступление: каждому дано индивидуальное задание, над которым он будет работать в течение 10 минут.
-
Выступление 1 группы: «Из любви к искусству»
А) краткое содержание новеллы;
Б) выразительное чтение отрывка;
В) высказывание каждого члена группы:
-
охарактеризовать композицию новеллы;
-
рассказать сюжет;
-
назвать элементы сюжета и какие эпизоды соответствуют им?
-
Выступление 2 группы: «Пурпурное платье»
А) краткое содержание новеллы;
Б) выразительное чтение отрывка;
В) высказывание каждого члена группы:
-
осветить сюжет рассказа;
-
привести примеры несюжетных средств композиции;
-
рассказать о динамичности сюжета и композиционных приемах новеллы, приведите примеры.
8. Выступление 3 группы: «Последний лист»
А) краткое содержание рассказа;
Б) выразительное чтение отрывка;
В) высказывание каждого члена группы:
-
кратко расскажите сюжет новеллы;
-
раскройте систему образов персонажей;
-
как автор показывает нам своих героев? (художественный образ человека)
-
Выступление 4 группы: «Дары волхвов»
А) краткое содержание рассказа;
Б) выразительное чтение отрывка;
В) высказывание каждого члена группы:
-
кратко расскажите сюжет новеллы;
-
применяет ли в своих новеллах писатель такие литературные тропы, как эпитет и сравнение? Докажите.
-
Применяет ли в своих новеллах писатель такие литературные тропы, как метафора и олицетворение? Докажите.
-
Слово учителя:
А) подведение итогов индивидуальной работы;
Б) выдача заданий для групповой работы;
Мы с вами обсудили достоинства новелл О.Генри с точки зрения литературной критики, литературоведческой теории, сейчас нам необходимо обсудить их нравственное значение:
-
Задание 1 группе. Учит или поучает О.Генри; воспитывает или читает назидания?
-
Задание 2 группе. Есть ли в рассказах О.Генри юмор? Какие оттенки имеет юмор?
-
Задание 3 группе. Кому в своих рассказах отдает предпочтение автор и почему?
-
Работа над созданием коллажа.
-
Конкурсы:
А) «Выпиши выражение-афоризм»;
Б) Из какого рассказа эти выражения?
-
Подведение итогов:
А) Возвращение к теме урока и к эпиграфу, обсуждение;
Б) Оценивание учащихся.
-
Заслушивание протокола (репортажа)
-
Задание на дом: миниатюра по теме урока.