Урок литературы в 7 классе по новеллам О. Генри

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МКОУ «Верхореченская СОШ»








Урок литературы в 7 классе

по новеллам О.Генри





Учитель: Фомичева В.И.


Урок литературы в 7 классе по новеллам О.Генри


2015

Тема: Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?

Цель: продолжить знакомство учащихся с содержанием новелл; развивать аналитическое мышление; на примере жизни и творчества О.Генри показать актуальность проблематики его рассказов; показать мир героев О.Генри; раскрыть их душевную щедрость, бесстрашие и человечность; продолжать формировать представления об общечеловеческих ценностях - доброте, милосердии, любви к ближнему.

Тип урока: урок-заседание редколлегии газеты-еженедельника.

Оборудование: портрет писателя, тексты новелл, словари литературоведческих терминов, заготовки для коллажа (листы бумаги, картинки, ножницы, клей, фломастеры, карандаши).

Эпиграф к уроку: Я унижен, но я стремлюсь к справедливости, жизнь недобра ко мне, но я голосую за доброту. В. Линузи.

Задания к уроку:

1. Придумать 2-3 вопроса к О.Генри о его жизни и творческом пути;

2. Прочитать каждой группе один рассказ;

3. Подготовить материал и средства для коллажа.

Ход урока.


  1. Организационный момент:

А) рассаживание по группам;

Б) проверка принадлежностей к уроку.

  1. Объявление темы и цели урока, чтение эпиграфа, запись в тетради темы и эпиграфа.

  2. Слово учителя - ввод в тему и форму урока:

Сегодня здесь, в этой аудитории собрались члены редколлегии газеты-еженедельника «World» (в переводе с английского Мир) г. Нью-Йорка. Руководство газетой желает заключить договор с мистером О.Генри, неоднократно присылавшего свои рассказы. Сегодня мы с вами должны познакомиться лично с автором, который присутствует здесь, а также его произведениями, обсудить их и с точки зрения литературоведческих критериев, и с точки зрения общечеловеческих ценностей. Каждой группе критиков будет дано задание по одному из рассказов писателя. Секретарь нашей редколлегии будет вести протокол, который он зачитает в конце заседания. А сейчас я представляю вам мистера О.Генри, мастера короткого рассказа, именуемого новеллой. Прошу членов редколлегии задать ему интересующие вас вопросы.

  1. Выступление О.Генри, беседа с членами редколлегии

Примерные вопросы:

А) Где прошло ваше детство, и кем были ваши родители?

Б) Ваше семейное положение. Были ли вы женаты, есть ли у вас дети?

В) Самое печальное событие в вашей жизни?

Г) Ваше настоящее имя? Почему вы выбрали такой псевдоним? Почему вы не печатались под своим именем?

Д) Почему вы приехали именно в Нью-Йорк?

  1. Работа в группах: А сейчас каждая группа должна спланировать свое выступление: каждому дано индивидуальное задание, над которым он будет работать в течение 10 минут.

  2. Выступление 1 группы: «Из любви к искусству»

А) краткое содержание новеллы;

Б) выразительное чтение отрывка;

В) высказывание каждого члена группы:

  1. охарактеризовать композицию новеллы;

  2. рассказать сюжет;

  3. назвать элементы сюжета и какие эпизоды соответствуют им?

  1. Выступление 2 группы: «Пурпурное платье»

А) краткое содержание новеллы;

Б) выразительное чтение отрывка;

В) высказывание каждого члена группы:

  1. осветить сюжет рассказа;

  2. привести примеры несюжетных средств композиции;

  3. рассказать о динамичности сюжета и композиционных приемах новеллы, приведите примеры.

8. Выступление 3 группы: «Последний лист»

А) краткое содержание рассказа;

Б) выразительное чтение отрывка;

В) высказывание каждого члена группы:

  1. кратко расскажите сюжет новеллы;

  2. раскройте систему образов персонажей;

  3. как автор показывает нам своих героев? (художественный образ человека)

  1. Выступление 4 группы: «Дары волхвов»

А) краткое содержание рассказа;

Б) выразительное чтение отрывка;

В) высказывание каждого члена группы:

  1. кратко расскажите сюжет новеллы;

  2. применяет ли в своих новеллах писатель такие литературные тропы, как эпитет и сравнение? Докажите.

  3. Применяет ли в своих новеллах писатель такие литературные тропы, как метафора и олицетворение? Докажите.

  1. Слово учителя:

А) подведение итогов индивидуальной работы;

Б) выдача заданий для групповой работы;

Мы с вами обсудили достоинства новелл О.Генри с точки зрения литературной критики, литературоведческой теории, сейчас нам необходимо обсудить их нравственное значение:

  1. Задание 1 группе. Учит или поучает О.Генри; воспитывает или читает назидания?


  1. Задание 2 группе. Есть ли в рассказах О.Генри юмор? Какие оттенки имеет юмор?

  2. Задание 3 группе. Кому в своих рассказах отдает предпочтение автор и почему?

  1. Работа над созданием коллажа.

  2. Конкурсы:

А) «Выпиши выражение-афоризм»;

Б) Из какого рассказа эти выражения?

  1. Подведение итогов:

А) Возвращение к теме урока и к эпиграфу, обсуждение;

Б) Оценивание учащихся.

  1. Заслушивание протокола (репортажа)

  2. Задание на дом: миниатюра по теме урока.

© 2010-2022