- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Родная природа в стихотворениях А. Блока
Открытый урок Родная природа в стихотворениях А. Блока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Китаева Л.В. |
Дата | 09.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родная природа в стихотворениях А. Блока
Пойми живой язык природы,
И скажешь ты: прекрасен мир
И. Никитин
I. Цели урока:
Пробуждение интереса учащихся к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.
II. Задачи урока:
1. Образовательные: Развивать представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике Александра Блока;
формировать у учащихся представления о близости лирического произведения к живописи и музыке.
2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся по проведению анализа лирического произведения, учить сравнивать, , обобщать, развивать умения правильно и кратко выражать свои мысли
3. Воспитательные: воспитывать чувства прекрасного, поэтическую зоркость, Повышать коммуникативную активность учащихся, создавать благоприятные условия для проявления индивидуальности, формировать умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения.
III. УУД
Личностные: формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу
Регулятивные: совершенствование аналитических навыков и навыков выразительного чтения лирического произведения
Коммуникативные: воспитание чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в парах, группах; развитие коммуникативных навыков - умения работать в творческой группе, вырабатывать и принимать решения.
Познавательные: овладение навыками решения проблем, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
IV. Планируемые результаты: подготовить учащихся к письменному анализу поэтического текста
личностные: развитие творческой фантазии учащихся, поэтического слуха, интеллектуальных возможностей учащихся; развитие памяти, мышления, логики;
воспитание чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
метапредметные: развитие личностно смыслового отношения к учебному материалу, воспитание эстетического вкуса у учащихся, умение выступать перед аудиторией.
V. Ресурсы
Учебник, компьютерная презентация с репродукциями русских художников, музыкальное оформление, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы,
VI. Тип урока: комплексное применение знаний и умений
VII. Методы: репродуктивный метод (самостоятельный анализ), проблемное изложение, элементы интерактивного обучения (творческое задание) диалогический метод, словесно-наглядный.
VIII. Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, , опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание, индивидуальная, парная, групповая работа.
Оборудование: использование ИКТ, компьютерная презентация.
Ход урока
1-й этап. Организационный.
Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности.
-
"Здравствуй!" - мы скажем солнцу и птицам,
И "Добрый день!" - улыбчивым лицам!
(слайд 1
)
-
Создание эмоционального настроя.
Вы увидели репродукции картин русских пейзажистов это не случайно. Начало урока связано с темой нашей работы. О чём сегодня пойдёт речь?
Да, сегодня на уроке мы будем говорить о русской природе в поэзии.
Вспомните художественные произведения, где мы встречались с картинами русской природы? («Бежин луг», "Кладовая солнца", М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратынского.)
2-й этап. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализировать мыслительные операции.
-
Устное словесное рисование.
Подберите ассоциации со словом «природа». (1 мин.)
Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими.
Природа - неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа
привычна для нас, и не каждый способен разглядеть ее неяркую красоту. Поэты помогают нам увидеть в природе новое и необычайное.
- Что помогает поэтам создавать неповторимые пейзажные картины?
(Худ. -выразит. средства)
-
Проверка домашнего задания
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно
Восстановите соответствие:
Термин
Значение
1Эпитет
1 Неодушевленному предмету приписываются качества, присущие человеку.
2.Антитеза
2.Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
3.Метафора
3.Художественное красочное определение.
4.Сравнение
4.Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий.
5.Олицетворение
5.Скрытое сравнение
Проверка по эталону (на слайде)
Самооценка Выставить балл в рабочий лист
В течение нескольких уроков мы увидим картины природы через призму взгляда разных поэтов 20 века. А сейчас нам предстоит встретиться с удивительными стихами о природе поэта 20 века Александра Блока
3.Целеполагание.
А какая цель будет стоять перед нами на сегодняшнем уроке? Итак - научиться анализировать текст, находить выразительные средства, развивать умение выразительно читать.
3 этап. Первичное закрепление в знакомой ситуации
1. Презентация о Блоке
2.Выразительное чтение наизусть
стихотворения Блока «Летний вечер» (на фоне музыки К. Дебюси. Лунный свет)
3. Работа в группах.
Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы Добро пожаловать в мастерскую А. Блока
1 группа - К какому виду лирики можно отнести данное произведения? Какую картину рисует Блок в этом произведении? Укажите приметы этого образа.
2 группа - Какие слова вам непонятны? На сколько частей вы бы разделили это стихотворение? Прочитаем выразительно первую часть стихотворения.
3 группа - Найдите слова, обозначающие цвет. Помогает ли цветопись понять стихотворение?
4 группа - Сколько предложений во3-ей строфе? Какое это предложение по цели высказывания? Почему автор ставит восклицательный знак? (Он ждёт ночи, чтобы забыть все тревоги, заботы и переживания ушедшего дня и предаться спокойствию).
К кому обращается автор в третьей строфе?
5 группа - Отметьте художественные приемы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворение. Какова их роль?
В этот час заката замирает сама природа - ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне».
4.Чтение стихотворения учеником.
Прочитаем это стихотворение ещё раз, передавая все чувства, которые выразил поэт.
(Не забудьте оценить работу каждого в своей группе, поставив балл в рабочем листе)
Работать со стихами - нелегкое дело, есть предложение отдохнуть
Физминутка
Цель этапа: предупреждение утомляемости учащихся.
Обобщение учителя: Тихой, нежной, мудрой любовью наполнено каждое слово поэта о летнем пейзаже.
Но Блок знает и другой образ природы
1. Чтение учеником стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…»
4 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Работа в парах
Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и ответьте на вопросы.
Какие образы мы встречаем в этом стихотворении? (буря злая, тучи несутся, ветер воет, ужасна ночь, холод сырой, мрак, дождь).
- Что объединяет оба стихотворения Блока?
-В чём отличие?
- В чём идея? В этом стихотворении показано, сколь сильна бывает стихия, какая ярость в ней таится
Человек не может оказаться сильнее, чем разбушевавшаяся стихия
Обобщение учителя: Природа, словно разгневавшись на человека, заставляет его испытать на себе ее силу. Но, несмотря на всю ярость и агрессию, так бурно проявляемую природой, поэт выражает свое неподдельное восхищение ее силой и великолепием
(Оцените работу товарища в паре)
5 этап. Рефлексия
Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.
Пойми живой язык природы,
И скажешь ты: прекрасен мир
И. Никитин
Эпиграф сегодняшнего урока -слова поэта 19 века. Какая связь между словами И.Никитина и стихами Блока. ( Поэт тонко чувствует все изменения во внешнем мире и выражает это в своих стихах.) И стремится показать нам красоту природы.)
Какова была цель? Достигли ли мы ее?
Что поэзия требует к себе внимательного и чуткого отношения;
Об особенностях стихотворений Блока,
Вспомнили выразительные средства языка;
Учились анализировать стихотворения
Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по-разному чувствуют, но все пытаются нам помочь быть ближе к родной природе
Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания.
6 этап
Чтобы упрочить наши знания
Даю домашнее задание:
-
Анализ любого стихотворения
ИЛИ
-
Сравнительный анализ 2 стихотворений (монологический ответ)
Ребятам так сказал поэт.
«Я вам хочу открыть секрет».
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов
От нас секреты!»
«А что стихи таят в секрете?» -
Спросили у поэта дети.
Но на такой вопрос поэт
Не захотел давать ответ.
Тогда опять спросили дети:
«Как открывать секреты эти?»
И он ответил:
«Чем смогу,
Я вам охотно помогу
Помог ли вам Блок приоткрыть эти секреты? Какой след в вашей душе оставил урок?
Об этом вы расскажете в синквейне. Тему выберите сами.
Проверка синквейнов
Итог урока
Этот урок был посвящен пейзажной лирике русских поэтов XX века. Вы прочитали стихотворения Александра Блока и почувствовали, что за каждым из произведений скрывается огромный мир чувств и мыслей.
Я видела вклад каждого в общее дело, но также я думаю, что вы сами можете оценить работу каждого в своей группе. И оценки за урок я поставлю, учитывая и ваше мнение.
Благодарю всех участников за активное творчество и сотрудничество
Слайд с цветами «Весеннего настроения»
Всё после зимних бурь и бед
Зима, старуха злая,
Проснувшейся природе;
Под солнышком сгорая.
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Бежит от жаркого луча
Весна с улыбкой шлёт привет