Открытый урок Родная природа в стихотворениях А. Блока

I. Цели урока:Пробуждение интереса учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта. II. Задачи урока: 1. Образовательные: Развивать представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике Александра Блока; формировать у учащихся представления о близости лирического произведения к живописи и музыке.   2.  Развивающие: совершенствовать умения учащихся по проведению анализа лирического произведения, у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родная природа в стихотворениях А. Блока


Пойми живой язык природы,

И скажешь ты: прекрасен мир

И. Никитин


I. Цели урока:
Пробуждение интереса учащихся к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

II. Задачи урока:

1. Образовательные: Развивать представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике Александра Блока;

формировать у учащихся представления о близости лирического произведения к живописи и музыке.

2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся по проведению анализа лирического произведения, учить сравнивать, , обобщать, развивать умения правильно и кратко выражать свои мысли

3. Воспитательные: воспитывать чувства прекрасного, поэтическую зоркость, Повышать коммуникативную активность учащихся, создавать благоприятные условия для проявления индивидуальности, формировать умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения.

III. УУД

Личностные: формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу

Регулятивные: совершенствование аналитических навыков и навыков выразительного чтения лирического произведения

Коммуникативные: воспитание чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в парах, группах; развитие коммуникативных навыков - умения работать в творческой группе, вырабатывать и принимать решения.

Познавательные: овладение навыками решения проблем, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

IV. Планируемые результаты: подготовить учащихся к письменному анализу поэтического текста

личностные: развитие творческой фантазии учащихся, поэтического слуха, интеллектуальных возможностей учащихся; развитие памяти, мышления, логики;

воспитание чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.

метапредметные: развитие личностно смыслового отношения к учебному материалу, воспитание эстетического вкуса у учащихся, умение выступать перед аудиторией.

V. Ресурсы

Учебник, компьютерная презентация с репродукциями русских художников, музыкальное оформление, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы,

VI. Тип урока: комплексное применение знаний и умений

VII. Методы: репродуктивный метод (самостоятельный анализ), проблемное изложение, элементы интерактивного обучения (творческое задание) диалогический метод, словесно-наглядный.

VIII. Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, , опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание, индивидуальная, парная, групповая работа.

Оборудование: использование ИКТ, компьютерная презентация.

Ход урока

1-й этап. Организационный.

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности.

  1. "Здравствуй!" - мы скажем солнцу и птицам,
    И "Добрый день!" - улыбчивым лицам!

(слайд 1

)

  1. Создание эмоционального настроя.

Вы увидели репродукции картин русских пейзажистов это не случайно. Начало урока связано с темой нашей работы. О чём сегодня пойдёт речь?

Да, сегодня на уроке мы будем говорить о русской природе в поэзии.

Вспомните художественные произведения, где мы встречались с картинами русской природы? («Бежин луг», "Кладовая солнца", М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратынского.)

2-й этап. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать мыслительные операции.

  1. Устное словесное рисование.

Подберите ассоциации со словом «природа». (1 мин.)

Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими.

Природа - неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа

привычна для нас, и не каждый способен разглядеть ее неяркую красоту. Поэты помогают нам увидеть в природе новое и необычайное.

- Что помогает поэтам создавать неповторимые пейзажные картины?

(Худ. -выразит. средства)


  1. Проверка домашнего задания

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно

Восстановите соответствие:


Термин


Значение


1Эпитет

1 Неодушевленному предмету приписываются качества, присущие человеку.


2.Антитеза


2.Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

3.Метафора

3.Художественное красочное определение.

4.Сравнение

4.Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий.

5.Олицетворение

5.Скрытое сравнение

Проверка по эталону (на слайде)

Самооценка Выставить балл в рабочий лист


В течение нескольких уроков мы увидим картины природы через призму взгляда разных поэтов 20 века. А сейчас нам предстоит встретиться с удивительными стихами о природе поэта 20 века Александра Блока

3.Целеполагание.

А какая цель будет стоять перед нами на сегодняшнем уроке? Итак - научиться анализировать текст, находить выразительные средства, развивать умение выразительно читать.

3 этап. Первичное закрепление в знакомой ситуации

1. Презентация о Блоке

2.Выразительное чтение наизусть

стихотворения Блока «Летний вечер» (на фоне музыки К. Дебюси. Лунный свет)
3. Работа в группах.

Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы Добро пожаловать в мастерскую А. Блока

1 группа - К какому виду лирики можно отнести данное произведения? Какую картину рисует Блок в этом произведении? Укажите приметы этого образа.

2 группа - Какие слова вам непонятны? На сколько частей вы бы разделили это стихотворение? Прочитаем выразительно первую часть стихотворения.

3 группа - Найдите слова, обозначающие цвет. Помогает ли цветопись понять стихотворение?

4 группа - Сколько предложений во3-ей строфе? Какое это предложение по цели высказывания? Почему автор ставит восклицательный знак? (Он ждёт ночи, чтобы забыть все тревоги, заботы и переживания ушедшего дня и предаться спокойствию).

К кому обращается автор в третьей строфе?

5 группа - Отметьте художественные приемы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворение. Какова их роль?

В этот час заката замирает сама природа - ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне».

4.Чтение стихотворения учеником.

Прочитаем это стихотворение ещё раз, передавая все чувства, которые выразил поэт.

(Не забудьте оценить работу каждого в своей группе, поставив балл в рабочем листе)

Работать со стихами - нелегкое дело, есть предложение отдохнуть


Физминутка

Цель этапа: предупреждение утомляемости учащихся.

Обобщение учителя: Тихой, нежной, мудрой любовью наполнено каждое слово поэта о летнем пейзаже.

Но Блок знает и другой образ природы

1. Чтение учеником стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…»

4 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Работа в парах

Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и ответьте на вопросы.

Какие образы мы встречаем в этом стихотворении? (буря злая, тучи несутся, ветер воет, ужасна ночь, холод сырой, мрак, дождь).

- Что объединяет оба стихотворения Блока?

-В чём отличие?

- В чём идея? В этом стихотворении показано, сколь сильна бывает стихия, какая ярость в ней таится

Человек не может оказаться сильнее, чем разбушевавшаяся стихия

Обобщение учителя: Природа, словно разгневавшись на человека, заставляет его испытать на себе ее силу. Но, несмотря на всю ярость и агрессию, так бурно проявляемую природой, поэт выражает свое неподдельное восхищение ее силой и великолепием

(Оцените работу товарища в паре)


5 этап. Рефлексия

Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.


Пойми живой язык природы,

И скажешь ты: прекрасен мир

И. Никитин

Эпиграф сегодняшнего урока -слова поэта 19 века. Какая связь между словами И.Никитина и стихами Блока. ( Поэт тонко чувствует все изменения во внешнем мире и выражает это в своих стихах.) И стремится показать нам красоту природы.)

Какова была цель? Достигли ли мы ее?

Что поэзия требует к себе внимательного и чуткого отношения;

Об особенностях стихотворений Блока,

Вспомнили выразительные средства языка;

Учились анализировать стихотворения

Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по-разному чувствуют, но все пытаются нам помочь быть ближе к родной природе

Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания.

6 этап

Чтобы упрочить наши знания

Даю домашнее задание:

  1. Анализ любого стихотворения

ИЛИ

  1. Сравнительный анализ 2 стихотворений (монологический ответ)


Ребятам так сказал поэт.

«Я вам хочу открыть секрет».

Не каждый взрослый знает это:

Есть у стихов

От нас секреты!»

«А что стихи таят в секрете?» -

Спросили у поэта дети.

Но на такой вопрос поэт

Не захотел давать ответ.

Тогда опять спросили дети:

«Как открывать секреты эти?»

И он ответил:

«Чем смогу,

Я вам охотно помогу

Помог ли вам Блок приоткрыть эти секреты? Какой след в вашей душе оставил урок?

Об этом вы расскажете в синквейне. Тему выберите сами.


Проверка синквейнов

Итог урока

Этот урок был посвящен пейзажной лирике русских поэтов XX века. Вы прочитали стихотворения Александра Блока и почувствовали, что за каждым из произведений скрывается огромный мир чувств и мыслей.

Я видела вклад каждого в общее дело, но также я думаю, что вы сами можете оценить работу каждого в своей группе. И оценки за урок я поставлю, учитывая и ваше мнение.

Благодарю всех участников за активное творчество и сотрудничество

Слайд с цветами «Весеннего настроения»

Всё после зимних бурь и бед

Зима, старуха злая,

Проснувшейся природе;

Под солнышком сгорая.

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Бежит от жаркого луча

Весна с улыбкой шлёт привет

© 2010-2022