Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Родительный падеж

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОШ № 19



План

Открытого урока на тему:

«Родительный падеж существительного»



Учитель: Даулетова А.Б.

Класс: 5 г





Уральск 2014

Предмет: Русская речь

Тема урока: Родительный падеж существительного

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями родительного падежа. (осн знач вопросы Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с признаками родительного падежа

имён существительных, формировать умение правильно употреблять существительные родительного падеже;

Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения;

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку и любовь к родному краю.

Тип урока: усвоение новой темы

Вид урока: урок исследование

Форма работы: индивидуальная, групповая

Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический, исследовательский

Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: интерактивная доска, слайды, учебник,, правило группы.

Лексическая тема: Зима

План урока

1)Организационный момент (2м)

-Проверка готовности учащихся, класса к уроку

2)Мотивация учебный деятельности (1м)

-Сообщение целей и хода урока

3)Проверка домашнего задания (10м)

-Вопросы -ответы по теме Именительный падеж

246,247-упражнение

4)Актуализация опорных знаний (4м)

-Заполнение опорных таблиц

5)Сообщение нового материала

-правило (объяснение с помощью таблицы)(20м)

-упражнение 252,

-Работа с текстом «Снежные слова»

-упражнение 256

6)Закрепление (5м)

Составление синквейна

7)Подведение итогов (3м)

Домашнее задание







Ход урока

1)Организационный момент

-Проверка готовности и класса к уроку

2)Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы с вами продолжим изучать падежи и познакомимся с ещё одним падежом

-Не надо шуметь;

-Не надо мешать друг другу;

-Нужно уважать других;

-Надо быть добрым и вежливым;

Мы будем соблюдать наши правила?

3)Проверка домашнего задание.

а)Вопросы-ответы

-Сколько падежей в русском языке?

-Как называется изменение существительных по падежам?

-Назовите падежи русского языка?

-На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

-К каким существительным задаётся вопрос кто?

-К каким существительным задаётся вопрос что?

-Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже.

Б)Проверка упр-246,247(устно)

4)Актуализация опорных знаний.

Какую часть речи мы с вами изучаем?

Давайте вспомним какими бывают имена существительные.

Упр- 250 выполняет

1-ая команда. Прочитаем и заполним таблицу

Ж.р

М.р

С.р







2-ая команда.К данным нарицательным существительным подберите имена собственные.

Республика, город , село, улица, памятник, река, озеро, гора, собака.

3-ая команда

Поставьте данные существительные во множественном числе.

Снег, зима, мороз, лес, холод, земля, дерево, снежинка, ветер.

Вывод:

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, женского, мужского и среднего рода, единственного и множественного число.

5)Сообщение нового материала.

Запишем тему урока. Родительный падеж.

а\ Работа по теме урока



Задайте вопросы

Зимы (. . .?) Людей (. . . .?)

Мороза (. . . . ?) Дерева (. . .?)

Птицы (. . . .?) Холода (. . . .?)

Из леса (. . . .?) У мамы (. . .?)

Все эти слова стоят в родительном падеже. Так на какие вопросы отвечают слова в родительном падеже? Правильно кого? чего? где? откуда?

Запишем вопросы Родительного падежа в нашей индивидуальной карточке-таблице.

«Я знаю всё о падежах»

Исследование окончаний существительных в родительном падеже.

Вывод: Существительные мужского и среднего рода имеют окончания -а/-я .

Существительные женского рода окончания -ы,-и.

Запишем окончания в таблицу.

-Исследование предлогов употребляемых с существительными в родительном падеже.

-Измените словосочетания задав к существительным вопрос родительного падежа.

1-ая команда 2-ая команда 3-ая команда

Добрался . . . город сделал . . . маме вырос . . . забор

Вылетел . . . гнездо посидел . . . ручей вернутся . . . дома

Написал . . . ошибка отплыл . . . берег капля . . . дождя

Вывод: Существительные в родительные падеже употребляются с предлогами: от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, возле.

Запишем их в нашей таблице.

Исследование синтаксической роли существительных в родительном падеже.

Запишем предложения.

Сегодня нет ветра. Мы ждём Снегурочку. Выпало много снега.

Зададим вопросы к существительные в данных предложениях.

Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? кому? Чему? Кого? что? кем? чем? о ком? о чем?

Вывод: Существительные в родительном падеже в предложении являются дополнением.

Общий вывод на таблице.

Упражнение-252

Прочитать, выписать существительные единственного числа в родительном падеже.

б\ Работа с текстом «Снежные слова»

- первичное чтение,

-вторичное чтение

-словарная работа:

студеный ветер - холодный ветер

морозная погода -аязды күн

сугроб -қар үйіндісі

снежный покров - жер бетіндегі қар

наст - твердая снежная корочка

снежные хлопья - жапалақ қар

грани - қырлары

снежная пыль - мелкий снег

оттепель - потепление

(хоровое чтение, составление словосочетаний и предложений)

-вопросы-ответы

Как автор описывает сежинки?

Каким представлен снег?

-Упрахнение 255

От каждой команды разыгрывается диалог

-отгадывание загадок упр 256

6)Закрепление (5м)

Составление синквейна к слову «Зимаә

  1. Имя существительное 1. Зима

  2. Два прилагательных 2. Холодная, снехная

  3. Три глагола 3. Дует, замораживает

  4. Предложение 4. Я люблю холодную зиму.

  5. Синоним 5. Время года

7) Подведение итогов (3м)

Домашнее задание упр 254 устное описание зимы и иллюстрации к тексту



Индивидуальная карточка «Я знаю все о падежах»

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении

Именительный падеж

Кто? Что?

--------

подлежащее














© 2010-2022