К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  по теме « Деепричастие как особая форма глагола. Обобщающее повторение»   1.    Тема и номер урока в теме «Деепричастие», урок 10 2.    Базовый учебник Русский  язык, 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.Львова, В.И.Капинос и др. 3 Цель обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте, содействовать развитию устной и письменной речи. 4 Задачи:  1. Обучающие: 1. закрепление сведений о деепричастии и пунктуации деепричастно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме

« Деепричастие как особая форма глагола. Обобщающее повторение»


ФИО (полностью)

Горюнова Елена Вячеславовна

Место работы

МБОУ СОШ №180 г. Новосибирска

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык и литература

Класс

6

Тема и номер урока в теме

«Деепричастие», урок 10

Базовый учебник

Русский язык, 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.Львова, В.И.Капинос и др.

8

Цель

обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте, содействовать развитию устной и письменной речи.

9

Задачи:

1. Обучающие:

1. закрепление сведений о деепричастии и пунктуации деепричастного оборота;

2. попутное повторение ранее изученных орфограмм;

2.Развивающие:

1.развивать умение выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

2.формировать умение правильно использовать в речи деепричастия;

3.Воспитывающие:

воспитывать побуждение к работе с информацией, интереса к теме, ответственное отношение к работе, уметь слушать одноклассников, оценивать свою работу.

10

Тип урока

обобщающий

11

Формы работы учащихся

Коллективная работа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, творческий практикум.

12

Необходимое оборудование

SMARTboard, медиапроектор, компьютер, колонки.




Технологическая карта урока

Этап урока, время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Применение интерактивных средств

1

Организационный

1 мин.

Создает благоприятную обстановку, привлекает детей к работе.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Розенталя.

Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.

Д.Э.Розенталь

- О чем будем говорить на уроке?

Настраиваются на урок.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»


LAT - Страницы



2

Целеполагание

2 мин.

Цель: знакомство с задачами урока, с критериями полного усвоения темы.

Подводит учащихся к постановке целей.

Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие»

- На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему «Деепричастие».

- Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков.

- Проверим умения по изученной теме.

Определяют цели и задачи урока.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Страницы


3

Повторение сведений о деепричастии

Организует работу с использованием интерактивной доски SMARTboard

Выполняют работу с использованием интерактивной доски SMARTboard

Фронтальный опрос.

4 мин.

Организует работу с использованием интерактивной доски SMARTboard.

Продолжите высказывание:

1. Деепричастие обозначает……..

2. Деепричастие образуется от … при помощи суффиксов……

3. Деепричастие имеет черты сходства как……, так и ……..

4. Деепричастие с НЕ пишется……… . Например, ……….

5. Деепричастный оборот-это…………

6. В предложении деепричастие является……………

7. Деепричастие не обособляется ……………, когда

Отвечают на вопросы, делают выводы по деепричастию.

LAT - Занятия - составление предл.

LAT - Средства - кнопка Информация

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

Графическая разминка.

4 мин.

- В разговорной речи употребительны фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы - одно из самых ярких средств выразительности. Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете?

Приведите примеры предложений, где деепричастие входит в состав фразеологического оборота.

- Объясните смысл следующих фразеологизмов. Назовите деепричастия.

Делать что-либо спустя рукава.

Еле волоча ноги.

Сидеть сложа руки.

Жить припеваючи.

Работать не покладая рук.

Бежать не чувствуя под собой ног.

Выполняют задание.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Занятия - подбор ключевого слова



Обобщение теоретических знаний.

Организует работу с использованием интерактивной доски SMARTboard и в тетрадях

Выполняют работу с использованием интерактивной доски SMARTboard и в тетрадях

Синтаксическая работа

7 мин.

- Запишите строки великих русских поэтов.

- Что использовали поэты для создания динамичности в своих стихах?

- Выделите деепричастия, деепричастные обороты.

  1. Под голубыми небесами, великолепными коврами блестя на солнце снег лежит. (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

  2. Раз царевна молодая милых братьев … поджидая пряла сидя у окна. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

  3. Кто штык точил ворча сердито кусая длинный ус. (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)

Работают у доски и в тетрадях: 1 ученик находит деепричастный оборот и одиночное деепричастие, остальные ученики работают самостоятельно на местах в тетрадях. Проверка.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Занятия - составление предл


К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Средства - зерк. отображение


Выборочный диктант

4 мин.

- Выпишите деепричастия несовершенного вида и деепричастия совершенного вида.

Согнувшись, поджав, скользя, замирая, напившись, разгораясь, положив, сделав, рисуя, научившись.

Дети выписывают в 2 столбика деепричастия несовершенного вида и деепричастия совершенного вида.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Занятия - сортировка по категориям - текст

Орфографическая работа

5 мин.

Цель: уметь самостоятельно определять условия постановки знаков препинания при деепричастном обороте, вспомнить изученные орфограммы.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Графически выделите деепричастие и деепричастные обороты.

Д-стигнув цели (в)переди другую ставь. Глядя на лес (не) выраст-шь. (Не) скроив (не) сошьешь. Сдел-в зло (не) жди добра. Спл-тившись даже слабые могучи.

Прочитайте со знаками препинания, объясните их постановку и орфограммы.

Ученики работают самостоятельно на местах в тетрадях. Один работает у доски Проверка.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Занятия - составление предл.;

LAT - Средства - кнопка Информация


Повторение правописания НЕ с различными частями речи.

3 мин

Организует работу с таблицей, корректирует работы слабых учащихся.

- Записать слова, распределив в две колонки.

1) «НЕ» слитно ;

2) «НЕ» раздельно.

(Не)годуя, (не)навидя,

(не) видя, (не) выполнил,

(не)доумевая, (не) добрая, а злая,

(не)подумав, (не)взлюбить

(не) читая

Ученики выполняют задание

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Занятия - Сортировка вихрей - текст

Минутка здоровья

1 мин

Проводит физминутку

Выполняют упражнения

youtube.ruК обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

Работа с текстом.

Конструирование предложений с деепричастными оборотами.

8 мин

- Замените глаголы деепричастиями. Запишите текст из предложений с деепричастными оборотами.

1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.

2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.

3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Работа у доски и в тетрадях.

1) Ученики работают по созданию предложений с деепричастными оборотами.

2) Запись полученных предложений в тетради.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»


К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»

LAT - Занятия - составление предл.;

Разбор речевых ошибок на примере предложений.

2 мин.

Цель: повторить речевые нормы употребления деепричастных оборотов.

- Какое правило нужно помнить, используя деепричастия в предложениях?



Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относиться к одному и тому же лицу.)

Подъезжая к лесу, я увидел волка.

Рефлексия.

3 мин

Цель: оценить полноту усвоения учебного материала.

- В эпиграфе урока прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща также большая выразительность.

В произведениях писателей ХIХ века можно встретить не употребляющиеся теперь формы деепричастий от указанных выше глаголов, например: Ростовы… бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам (Л.Н. Толстой).

- Поэты и писатели активно используют деепричастия, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

- Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.

- Какое задание на уроке у вас вызвало затруднение ?

- Какое задание вам показалось самым легким?

Кто доволен результатами своей работы на уроке?

Обратите внимание на те задания, которые вызвали трудность. С учетом этого выберите себе домашнее задание.

Оценивание работы детей учителем. Выставление оценок в дневники.

Дети делают вывод о роли деепричастий в речи Оценивание детьми собственной работы на уроке.

LAT - Занятия - составление предл.;

Домашнее задание

2 мин

Цель: совершенствовать знания по деепричастию.

Предлагает несколько вариантов заданий (на выбор):

1.Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия. Произведите морфологический разбор одного деепричастия.

2.Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами. Произведите морфологический разбор одного деепричастия.

3.Выполнить тест по типу ГИА.

Выбирают вариант домашнего задания, соответствующий своему уровню подготовки.

Записывают домашнее задание, собираются, покидают класс.

К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»


LAT - Страницы



© 2010-2022