Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопрос № 1

Укажите, какое слово образовано иным способом, чем три другие.

А) приморье

Б) по-новому

В) преогромный

Г) постукивать

Вопрос № 2

Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры

(достаточно одного на каждую часть речи).


Вопрос № 3

Недавно в областную библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

Г) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

Вопрос № 4

Из звуков, входящих в слово «палитра» ученик составил слова. Какое слово он составил неправильно?

А) лира

Б) трап

В) тара

Г) лапа

Вопрос №5

Запишите, о какой части речи говорится в каждом высказывании.

1«…подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают…» (М. В. Ломоносов). _____________

2«… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость ... вялым оборотом» (А. Пушкин) _________________

3«…самая изобразительная часть речи» (В. В. Виноградов). ______________

Вопрос № 6

Дайте лингвистический ответ на вопрос: «Могут ли трое волков напасть на одного человека?»


Вопрос № 7

Выберите глагол, обладающий комплексом следующих морфологических характеристик: 2 спряжение, несовершенный вид, невозвратный, непереходный.

А) держишься

Б) завишу

В) перегоню

Г) бреем

Вопрос № 8

Сколько здесь пословиц и поговорок, в которых существительное «мышь» стоит в винительном падеже? Ответ запишите цифрами.

1) В своей норе и мышь подобна льву. (Лезгинская.)

2) Из лап голодной кошки мышь не ускользнет. (Армянская.)

3) Перекопал гору, а выкопал мышь. (Индийская.)

4) Мышь рыла, рыла и до кошки дорылась. (Грузинская.)

5) Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. (Русская.)

6) Дохлую мышь к поясу привязал, а притворяется охотником. (Русская.)

Ответ_________

Вопрос № 9

Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Какое слово он подобрал неправильно?

А) тот

Б) дед

В) шалаш

Г) иди

Вопрос № 10

Эпонимы - имена собственные, ставшие нарицательными. Какие имена мифологических героев и исторических личностей стали нарицательными обозначениями следующих типов людей? Подберите к определениям соответствующие слова.

1Честолюбец, стремящийся к славе любым путем, вплоть до преступлений и вандализма. _________

2Очень злобная, постоянно раздраженная, сварливая женщина________________.

3Самовлюбленный, полный восхищения самим собой человек ________________

4Человек преклонного, очень почтенного возраста _____________

5Человек, который предсказывает что-либо, предостерегает о какой-либо опасности (но которому обычно не верят).___________

6Жестокий мучитель, тиран, изверг ________________

(Мегера ,нарцисс, нестор ,герострат ,сатрап, оракул)

Вопрос № 11

Как называются выделенные в предложениях слова? Выполните их разбор по составу. Чем объясняется разница в морфемном составе выделенных слов.

1) Сидя за столом, который был подвинут к окну, мы наслаждались летним вечером. - Вечером дети подвинут стол к окну.

2) Ветер стих. - Пушкинский стих.

3) Мглистые дали. - Мне дали тетрадь.

4) Простой вагонов. - Простой человек.

Вопрос№ 12

Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложениях:

1) Враги приближались все ближе.

2) Я закончил составлять мою автобиографию.

3) Дети заморили червячков, одели сухую одежду и развеселились.

4) Мы помним и не забываем подвигов воинов на полях сражений.

5) Героям был воздвигнут мемориальный памятник.

6) Литература учит более полнее воспринимать мир.

7) Побежали ручьи по асфальтам.

8) Фруктовый сад занимал площадь в двадцать гектар.

9) Отец Васи ушел на фронт, когда ему было три года.

10) Наступил темный мрак.

Вопрос№ 13

Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения: метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня

Вопрос№14

Замените иностранные слова синонимами: актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Вопрос№15

Происхождение этих синонимичных выражений связано с книгой.

В старину переплеты книг были массивными. Их делали из цельного куска дерева, обтягивали кожей, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Книги имели большую ценность. После прочтения их запирали на застежки. Назовите эти фразеологизмы. Что они обозначают? Составьте предложения, используя данные выражения.

1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы,

пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также

расставьте знаки препинания в нужных местах. Слитное написание или отсутствие какого-

либо знака обозначайте так: [/] , раздельное написание - так: [I] .

Июль в[ ]начале шестой час утра. Окно в дев[ ]чьей поднято и в комнату со двора врывае[ ]я свежая струя воздуха. Рои мух так и к[ ]шат в воздухе и в[ ]собе[ ]ости скуч[ ]ваются под потолком откуда слышится н[ ]ист[ ]вое гудение. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки собралась ок[ ]ло стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с т[ ]л[ ]кном и деревя[ ]ые ло[ ]ки усиле[ ]о работают. Через десять минут завтрак конч[ ]н девицы скрываются в рабочую комнату где расставл[ ]ы пяльцы и п[ ]душки для кружев. В дев[ ]чьей остается одна ден[ ]щица, обыкнове[ ]о из подростков которая уб[ ]рает посуду м[ ]тёт комнату и пр[ ]н[ ]мается в[ ]зать ч[ ]лок ч[ ]тко пр[ ]слушиваясь не раздаду[ ]я ли в

барын[ ]ой спальне шаги Анны Павловны Затрапезной. Рабочий день начался но работа п[ ]куда идет вяло. До тех пор пока не заслыш[ ]я грозный барын[ ] голос у некоторых девушек сл[ ]паю[ ]я глаза другие ведут пра[ ]ные разговоры. И иглы и к[ ]клю[ ]ки двигаю[ ]я медле[ ]о. Хотя время еще ран[ ]ее но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают

и[ ]подволь нагр[ ]вать воздух. [ ]переди предвиди[ ]я жаркий и душный день. Беседа

идёт о том какое барыня сделает ра[ ]пор[ ]жение. Хорошо еж[ ]ли пошлют в лес за грибами или за ягодами или нарядят в сад ягоды об[ ]рать но беда еж[ ]ли на целый

день за пяльцы да за к[ ]клю[ ]ки засадят хоть ум[ ]рай от жары и духоты.

(По М. Е. Салтыкову-Щедрину)

2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте:

т[ ]л[ ]кно

пяльцы 2

ден[ ]щица

к[ ]клю[ ]ки

и[ ]подволь


© 2010-2022