Конспект на тему «Литературное кафе. Она была поэтом (о творчестве Анны Ахматовой)»

"Выдержка из материала: Литературное кафе Она была поэтом (по творчеству Анны Ахматовой). Цель мероприятия: Вызвать у обучающихся интерес к личности А.А. Ахматовой и ее творчеству. Образовательные задачи: Обучающая – познакомить обучающихся с фрагментами из жизни и творчества А. Ахматовой, особенностями ее поэзии;  осмыслить сложность времени, породившего такого поэта, как А. Ахматова через призму поэзии  Ахматовой понять, как относится к жизни и воспринимает ее поэт; опираясь на мнения современ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стопичева Зинаида Николаевна

г. Краснодар, СОШ им. В.Г. Захарченко

учитель русского и литературы



Литературное кафе

Она была поэтом (по творчеству Анны Ахматовой).


Цель мероприятия:

Вызвать у обучающихся интерес к личности А.А. Ахматовой и ее творчеству.

Образовательные задачи:

Обучающая - познакомить обучающихся с фрагментами из жизни и творчества А. Ахматовой, особенностями ее поэзии;

осмыслить сложность времени, породившего такого поэта, как А. Ахматова

через призму поэзии Ахматовой понять, как относится к жизни и воспринимает ее поэт;

опираясь на мнения современников (М. Цветаева, Виленкин, Е. Добин), попытаться проникнуть в мир поэзии А. Ахматовой.

Воспитательная - формирование интереса обучающихся к поэтическому слову и лирическим произведениям.

Развивающая - развитие навыков выразительного чтения лирических произведений, умений самостоятельно готовить публичные выступления.

Оборудование: подборка стихотворение А. Ахматовой, портрет поэта, розы, компьютерная презентация с фрагментами музыкальных произведений.

(В классе затемнение. Столы расставлены, как в кафе; каждый стол накрыт скатертью, на нем стоит включенная лампа с абажуром. За столиками сидят гости и ведущие гостиной).


Ход мероприятия.


Слайд №1

Под памятником А. Ахматовой юноша с гитарой и девушка исполняют песню на стихи Ахматовой.

В зал входит корреспондент и обращается к исполнителям.

Корреспондент:

- Здравствуйте! Что вы знаете об Анне Ахматовой?

Юноша недоуменно пожимает плечами.

Корреспондент:

- Может быть, вы скажите несколько слов об Ахматовой?

Девушка: Она была поэтом!

Слайд № 2

Корреспондент:

- Да, кто она такая - Ахматова? Чужая душа - потемки, что же говорить о душе поэта. Может тайна приоткроется, если мы вчитаемся в ее стихи, а может быть надо больше читать книг о самой поэтессе?

Слайд № 3 (звучит музыка при наведении на портрет со щелчком)

В зал вбегают окололитературные критики (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идет в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского («Петрушка»).

- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

- Правильно, они давно исписались.

- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

- Да, вы правы коллега, соцреализмом там и не пахнет.

- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших войнах не написала.

- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…

- Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…

- Какая-то странная фамилия.

- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова - фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

Толпа сплетников застывает (немая картинка).

Голос Ахматовой (из темноты).

Юноша на гитаре играет негромко красивую лиричную мелодию. Слова Ахматовой звучат на её фоне.

В то время я гостила на земле:

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году..


Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. (Слайд № 4) Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. (Слайд № 5) Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там прожила по 16 лет.

Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви,

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

(Слайд № 6)

Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет - древней Херсонес, около которого мы жили.

Снова стать бы приморской девчонкой,

Туфли на босу ногу надеть.

И закладывать косы коронкой,

И взволнованным голосом петь.

Все глядеть бы на смуглые главы

Херсонесского храма с крыльца

И не знать, что от счастья и славы

Безнадежно дряхлеют сердца.

Читать учились по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

(Слайд № 7) Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.

Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Разговор за одним из столиков:

- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.

- Конечно, декадентские настроения сказались…

Голос Ахматовой (из темноты).

(Слайд № 8)

(на фоне музыки Шуберта «Ave Maria»).

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы не единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Толпа окололитературных критиков вновь оживает.

- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая академия символизма. Ее возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ними, а затем создали свой «Цех поэтов», свое поэтическое течение - акмеизм.

- Анна Ахматова вчера выступала в академии. Успех полный.

- Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…

Продолжая разговор, рассаживаются на свободные места у столиков. Вместе с ними рассаживаются юноша и девушка.

- Простите, а что она читала?

- «Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликаю…».

Голос Ахматовой (из темноты).

(Слайд № 9)

Я пришла сюда, бездельница,

Все равно мне, где скучать!

На пригорке дремлет мельница.

Годы можно здесь молчать.

Над засохшей повиликою

Мягко плавает пчела;

У пруда русалку кликаю,

А русалка умерла.

Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел,

Над трепещущей осиною

Легкий месяц заблестел.

Замечаю все как новое.

Влажно пахнут тополя.

Я молчу. Молчу готовая

Снова стать тобой, земля.

Разговор возобновляется.

- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…

- Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

(Слайд № 10)

Под музыку Бетховена (соната «Патетическая») звучит голос из темноты:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

Вот от чего вы любите так жадно

Меня в грехе и в немощи моей,

Вот отчего вы дали неоглядно

Мне лучшего из ваших сыновей.

Вот отчего вы даже не спросили

Меня ни слова никогда о нем

И чадными хвалами задымили

Мой навсегда опустошенный дом.

И говорят - нельзя теснее слиться,

Нельзя непоправимее любить…

Так хочет тень от тела отделиться,

Как хочет плоть с душою разлучиться,

Так я хочу теперь - забытой быть.

Появляется человек в военной форме.

- Забытой? Никогда… Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас - литературовед. (Слайд № 11)

В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) Анну Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно.

Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают не меня, а тебя».

Голос из зала.

- Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.

- Неправда.

(Слайд № 12)

Друг за другом из-за столиков встают чтецы - звучат стихотворения из цикла «Ветер войны». (Под «Лунную сонату» Бетховена, музыка звучит по щелчку при наведении на изображение). «Щели в саду вырыты…», «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят…», «Клятва», «Мужество».

Голос Ахматовой (из темноты).

(Слайд № 13)

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: В Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.

(Слайд № 14)

Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни» по щелчку при наведении на изображение

Разговор за одним из столиков.

- Простите. Все спорят-спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

- А что вас интересует: внешности или стихи?

- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, очень эффектной женщиной.

- Она было поэтом.

(Слайд № 15)

Одна из учениц встает из-за столика, читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету Анны Ахматовой, кладет к нему красную розу.

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох! -

Стотысячное - тебе присягает, - Анна

Ахматова! - Это имя - огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

- И я дарю тебе свой колокольный град.

Ахматова! И сердце свое в придачу.

Разговор за тем же столиком продолжается.

- Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

(Слайд № 16)

Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя между собой, делясь воспоминаниями).


  1. Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов.


  1. Анна Андреевна, но рассеянно внимая всем словам,

Кругом звучащим,

Вы задумываетесь грустно.

  1. В пол-оборота, о печаль!

На равнодушных поглядела.


  1. У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость.


  1. В начале века профиль странный,

Источен он и горделив,

Возник у лиры.

Внимание обращается на человека, сидящего за одним из столиков и печатающего на машинке.

Писатель Виленкин.

Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелегким. Трудность эта переходила даже в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои мира впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что опять мы встретились.

Голос Ахматовой (из темноты).

Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем,

И за тебя я пью, -

За ложь меня предавших губ,

За мертвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что бог не спас.

Писатель продолжает свои воспоминания.

А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, то ощущение легкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски; сначала мне померещилось, что она в чем-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось черным шелковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своем странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?» Ей было все равно, что ставили. Но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.

Голос Ахматовой (из темноты).

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края гранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.

Разговор за столиком.

- Ахматова всегда была горделиво прекрасна.

- Да, говорят, что даже мертвая, она вызывала чувство преклонения.

Когда у Николы Морского

Лежала в цветах нищета,

Смиренное чуждое слово

Светилось темно и сурово

На воске державного рта.

Звучит песня Вероники Долиной «Формула» на этом же слайде по щелчку при наведении мыши на портрет.

Разговор за столиком продолжается.

- Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

- Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

(Слайд № 17)

Звучат стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью…», «Я и плакала, и каялась…», «Ты поверь, не змеиное, острое жало…», «Настоящую нежность не спутаешь», «Проводила друга до передней…» (Можно использовать музыкальную иллюстрацию Свиридова к повести Пушкина «Метель»).

Чтец.

Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Первым положил эти стихи на музыку Вертинский. Он выступал на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.

(Слайд № 18)

Звучит запись «Сероглазого короля» в исполнении А. Вертинского по щелчку при наведении на изображение

Разговор за столиком продолжается.

- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева. (Слайд № 19)

- Кажется, что все стихотворения Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.

- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объездить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринимал на собственные средства.

- Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.

Чтец.

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжело скорбя;

Снилось мне - ты любишь другого

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам темным,

Как по руслам высохших рек.

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я все-таки умираю

Пред твоим закрытым окном.

Разговор за столиком.

- У Анны Андреевны остался сын Лев.

- Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил. (Слайд № 20)

Голос Ахматовой (из темноты).

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

Продолжается разговор за столиком.

- Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила ее: «Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?»

- Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.

Голос Ахматовой (из темноты).

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек

И долго ль казни ждать.

Из-за столика, который стоит рядом с портретом А. Ахматовой, поднимается девушка.

«Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных Марусь».

Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в Истории, и оттого остается Надежда, ибо преступления влекут за собой неминуемое Возмездие.

Голос Ахматовой (из темноты).

Ни сына страшные глаза -

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук -

Слова последних утешений.

Появляется корреспондент

- О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?

Голос Ахматовой (из темноты).

- Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо еще кого-нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.

Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники.

- Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова.

- Ерунда, ничего особенного.

- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.

- Это все для слезливых.

- Да кем она вообще была-то, Ахматова?

Голос из зала.

- Она была поэтом.

(Слайд № 21)

Сплетники замирают. Под музыку «Ave Maria» звучат стихи.

Голос Ахматовой (из темноты).

И если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество.

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в Царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных Марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь.

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Использованная литература

Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы/ Автор-составитель И.В. Булгакова. Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.

© 2010-2022