Урок в 11 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 классе

Тема : Подготовка к написанию сочинения-рассуждения . Задание С1 ЕГЭ.

Цели: 1) обучать умению определять проблематику текста , позицию автора по проблематике текста, основную мысль текста;

2) обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;

3) развивать навык излагать свои мысли последовательно, точно, используя разнообразные грамматические формы;

4) воспитывать любовь и бережное, ответственное отношение к природе.

Оборудование: исходный текст, презентация, памятки для учащихся, карточки для рефлексии.

Ход урока


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ. Целью нашей с вами сегодняшней работы будет подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. При работе с текстом необходимо собрать как можно больше материала, который пригодится для написания сочинения.


  1. Разминка.

-Прежде чем перейти к основной части нашего урока, я предлагаю вам разминку.

Внимательно прочитайте текст на доске (текст на слайде) и ответьте на вопрос к нему.

Слайд.

Прочитайте текст.

У одного французского крестьянина был сын, который отличался дурным нравом. Тогда крестьянин решил забивать гвоздь в столб после каждого проступка своего чада. Вскоре на столбе не осталось живого места: всё было покрыто гвоздями. Увидев это, мальчик начал исправляться, и после каждого доброго поступка отец выдёргивал из столба по гвоздю. Наступил знаменательный день, когда был выдернут последний гвоздь. Однако мальчик не испытывал радости, он плакал! Увидев удивление на лице отца, мальчик сказал: «Гвоздей-то нет, но дырки остались!»

? Для аргументации какого суждения можно использовать этот пример?

А) Добрым словом и пониманием добьёшься большего, чем угрозами и насилием.

Б) Ничто не проходит бесследно: и дурные поступки оставляют на совести незаживающие раны.

В) О сущности человека нужно судить не по его словам, а по его действиям.

Г) Человека нельзя сделать добродетельным, если он сам этого не хочет.


  1. Основная часть.

  1. Слово учителя.

Сегодня наш урок посвящён очень важной теме. А какой, вы узнаете, прослушав стихотворение.

(Стихотворение читает учитель)

Лес

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои.

С.Погореловский

-Итак, о чём мы сегодня будем говорить?

Правильно, о природе. И не просто о природе, а о том, как мы к ней относимся. Всегда ли мы ведём себя в лесу так, как свои.

Запишите число, тему урока и эпиграф:

Охранять природу - значит охранять Родину.

М.Пришвин


  1. Работа с текстом.

- Прочитайте внимательно текст, который лежит у вас на столах. После этого выполним задания к нему. Поэтому будьте предельно внимательными.


  1. Выразительное чтение текста вслух.

В лесу

(1) Я вхожу в осенний лес, и таинственная тишина мягким покрывалом заботливо окутывает меня. (2)Не кричат птицы, всё притихло в ожидании какого-то чуда, и даже ветер, который так державно дует на просеке, в лесу ведёт себя с молитвенным благочестием, как путник, переступивший порог храма. (3) Странное, невыразимое чувство наполняет меня, и душа трепещет в радостном волнении.

(4) Но вот я вижу следы недавнего костра, чёрное пятно обуглившейся земли, разбитую бутылку, мясисто-красные куски кирпича, жирные полиэтиленовые пакеты… (5) И со стыдом понимаю, что безмолвие леса - это не трепетное ожидание чего-то необычного, а всего лишь страх перед пришельцем. (6) Что несёт в уютный лесной дом очередной гость? (7) Опять костёр, чадный дым. (8) Вновь безжалостный топор врежется в дерево - и подрубленная берёза рухнет, чтобы на пару часов стать скамьёй для притомившегося ходока…

(9) Мы много говорим о созидательной миссии человека. (10) Но странное дело: мы, мнящие себя творцами, губим порой не меньше, чем создаём. (11) В городе, оплоте цивилизации, мы ещё стараемся вести себя культурно: стесняемся плюнуть куда попало, стесняемся выругаться, переходим дорогу на зелёный свет светофора… (12) А в лесу проявляется наша первобытная дикость. (13) Тут слепое буйство с радостным гиканьем вырывается на волю. (14) Ничем не заплатив, мы приходим сюда, как хозяева, как право имеющие. (15) Мы начинаем безотчётно рвать, ломать, крушить, жечь. (16) На каком основании? (17) Если человека об этом спросить, то он, может быть, и задумается, а задумавшись, сознается в своей неправоте. (18) Но в том-то и дело, что с природой мы поступаем бездумно, безотчётно, не отягощая свою голову лишними мыслями.

(19) Наверное, сейчас кто-то возмущённо воскликнет: «Хватит переливать из пустого в порожнее, опять вы про веточки, про белочек, все давно поняли, что надо беречь природу…» (20) Но проблема, которую я пытаюсь обозначить, гораздо шире. (21) Не сломанную веточку мне жаль больше всего, а нас. (22) Нас не в каком-то абстрактном виде, не как некий биологический вид, а как конкретный народ, который то и дело вопрошает: «Почему мы, богатая, талантливая страна, живём так плохо?!» (23) А вот он ответ: битые бутылки, загаженный лес, пугливая тишина и напряжённое безмолвие притихших птиц. (24) Не такие уж мы и умные, не такие уж мы талантливые, какими кажемся себе. (25) Тот человек, который превратил лесную поляну в кладбище ненужного хлама, вернётся в свой дом, пойдёт на работу. (26) И всюду он будет таким же: необязательным, не очень умным, нерасчётливым, впопыхах живущим, не отдающим себе отчёта в том, что делает…

(27) Лес, разбуженный моим появлением, не просто молчит - он молчит многозначительно. (28) Кружась, падают последние листья, скорбно шелестит поседевшая трава, а по небу, будто время, убегающее в даль прошлого, плывут облака.

(По М.Постникову)

2.2. Задания к тексту (на слайде и в распечатках после текста).


  1. Какой (-ие) тип (-ы) речи используется (-ются) в предложениях 1-19?

А) повествование и описание;

Б) описание и рассуждение;

В)рассуждение;

Г) описание.

2. Какая проблема в этом тексте является главной?

А) неспособность человека оценить красоту природы;

Б) неэффективное использование природных ресурсов;

В) загрязнение окружающей среды;

Г) нравственная культура человека.

3.Какова главная цель автора этого текста?

А) привлечь внимание читателей к важной социально-нравственной проблеме;

Б) показать скромную красоту природы;

В) создать художественный образ, в котором выражается авторское отношение к жизни и к человеку;

Г) в доступной, популярной форме рассказать о загадочной жизни леса.

  1. В каком предложении автор делает переход к раздумьям о нравственности человека?

А) 1 б) 2 в) 9 г) 27


  1. Физминутка для глаз (стереокартинка на интерактивной доске).

  2. Письменное задание по тексту.

Напишите вступительный фрагмент сочинения, используя материал предыдущих заданий.

(Напишите вступление, используя приём «ниточка». Для этого процитируйте первое предложение исходного текста.) «_______________________________»- так начинается текст, написанный________________________. (Прокомментируйте цитату.) Уже в самом начале автор передаёт своё (безразличное, благоговейное, расчётливо-практичное, равнодушно-созерцательное) отношение к природе. (Перейдите к формулировке центральной проблемы.) Но автор описывает лес не для того, чтобы _____________________________ удивительную красоту природы, а чтобы (используйте материал задания 3) ____________________________________. Тревожно притихший лес становится своего рода фоном для (вставьте оценочный эпитет, например, напряжённых, горестных и т.д.) ____________________ раздумий о (используйте материал задания 2)___________________________________.


  1. Сейчас давайте повторим структуру сочинения-рассуждения. Внимание на доску.

(На слайде опорная схема «Структура сочинения-рассуждения»).


  1. Домашнее задание.

Дома напишите сочинение-рассуждение по данному тексту. А для более успешного написания сочинения я предлагаю вам памятку «Пишем сочинение-рассуждение». Она у вас у каждого на столе. Вы возьмёте её домой навсегда. Положите в папку, где храните материалы к ЕГЭ.


  1. Рефлексия

-А сейчас я прошу вас оценить свою работу на уроке.

У вас на партах лежат листочки, скрепленные скрепкой. Выберите один из них и опустите в ящик(нашу импровизированную урну).

- Мне всё было понятно, и я знаю, как писать сочинение.

- Мне всё было понятно, но я затрудняюсь писать сочинение.

- Я многое не понял (не поняла) и не знаю, как писать сочинение.

- Я ничего не понял (не поняла) и не знаю, как писать сочинение.

-На этом наш урок окончен, всем большое спасибо.


© 2010-2022