- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятии «Так зародился наш родной язык»
Внеклассное мероприятии «Так зародился наш родной язык»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воробьёва И.В. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска»
Советского района Ставропольского края
Внеклассное мероприятие
« Так зародился наш родной язык»
Разработка с методическими рекомендациями для учащихся 3-9 классов
Учитель истории
Воробьёва И.В.
г. Зеленокумск
Классный час « Так зародился наш родной язык…»
Цель: Воспитание чувства любви к своему родному языку и истории Родины.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Показать учащимся, что речь - одно из самых важных отличительных черт человека от животных.
2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия.
3. Познакомить с иконографией святых
4. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита.
5. Продолжить формирование у учащихся чувства любви отечеству и его истории.
Оборудование:
1 Репродукции икон "Св. Кирилл и Мефодий".
2. Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию.
3. Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковно-славянской азбуки и алфавита русского языка.
4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл.
5.Таблица с написанием цифр славянского языка.
6. "Раскраска" по теме.
7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию".
8. Презентация
Оформление классной доски Заголовок « Так зародился наш родной язык».
Первоучители и просветители, славянские братья Кирилл и Мефодий.
Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки. Болгары.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?" слайд 1
Вывод беседы:
-
Внешними признаками.
-
Человек - существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога.
Учитель: Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни и т.д.?
Учащиеся: Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер.
Учитель: Верно. Нужно прочитать древние письмена. Чтобы потомки узнали историю, ее нужно записать. Нужны буквы, азбука.
И так, цель сегодняшнего урока:
1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку.
Звучит фонограмма « Менуэт» ( диск « Шедевры классической музыки») слайд 2 Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в многодетной семье военачальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он мог выполнить самым наилучшим образом. Константин - Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах.
В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели, умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем родном языке они не могли. Это было не потому, что наши предки славяне не хотели учиться, а потому, что не было славянского алфавита.
Слайд 3 В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое главное - их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли читать самую удивительную книгу - Библию, которая была написана на греческом языке.
… Увы, увы, неграмотны славяне,
И очень сложен греческий язык,
Не многие его постичь сумеют
И Библию с молитвой прочитать…
- так думали братья.
Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах стали понятными и интересными. Народ полюбил христианскую веру. Во многих странах помнят и уважают до сих пор Кирилла и Мефодия. Их называют учителями славянскими. слайд 4-6 Учитель : Перед Вами несколько репродукций икон, почитаемых в православных храмах. Посмотрите, как изображаются эти святые, и сделайте вывод, в чем заключается особенность их изображения на всех иконах.(Беседа)
Учитель: А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют Кириллица. Как вы думаете, почему азбука получила такое название? слайд 7
Учащиеся: Ее создал Кирилл.
Учитель: А почему братьев называют учителями?
Учащиеся: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать.
Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский, белорусский, сербский, словацский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной русский язык. Посмотрите на плакаты с изображением славянского и русского алфавитов.
Найдем черты сходства и различия между ними:
-
Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов.
-
Количество букв одинаково? (Предложить одному ученику посчитать.)
-
Прочитайте первую строчку славянской азбуки.
Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А". Следующая буква "БУКИ", звук - Б и т. д.
4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз буки ведаю" - я буквы знаю, "Глагол добро"- говори добрые слова, а не злые, "Добро есть жизнь"- добро - смысл жизни, "Рцы слово твердо" - говори слово твердо, не лги, не лукавь. "Живите земля иже како люди мыслите" - живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в русском алфавите есть связующий смысл?
Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак, есть буквы, которые перешли из славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА", "Ю", "Я" или с половинкой названия - " КАКО" - буква "КА".
Отличительные черты двух алфавитов:
Славянский
Русский
1. Каждая буква имеет название и обозначает звук. "Аз" - а, "Буки" - б
1. Многие буквы потеряли название. Звук и название буквы совпадают
2. Есть связующий смысл в алфавите и советы обучающимся
2. Нет связующего смысла в алфавите и советов обучающимся.
3. Количество букв больше
3. Количество букв меньше. (33).
4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять", "оук", "зело2 и т.д
4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси", "фита", т.д.
5. Нет буквы "Ё".
5. Есть буква "Ё".
6. Буквы обозначают цифры
6. Буквы не обозначают цифр
Физкультминутка. Гимнастик для глаз и плечевого пояса. Продолжение
Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность: буквы обозначают цифры. слайд 8
Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке:
а + г = д (не 4, а добро);
и - в = з (зело) и т.д.
Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д.
В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово?
Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу сообразительность и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети найдут ее на плакате.
Загадки: слайд 9
-
По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ".
-
А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть".
-
Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како".
-
По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо".
Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите, какое государство им образовано.
(Русский народ - Россия, польский - Польша, болгарский - Болгария и т.д.)
Вывод урока:
-
Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив пользоваться письменностью, положили начало просвещению.
-
Они способствовали распространению христианства среди славянских народов.
-
Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные государства,
проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными первоучителями и просветителями славянскими.
Закрепление и рефлексия: слайд 10
Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке.
Дети: О Кирилле и Мефодии и о славянской азбуке.
Учитель: Что было непонятно?? Что особенно понравилось? Ответы учащихся
Учитель: Из какого языка родился русский язык?
-Как вы думаете по какому пути пошло развитие русского языка
( упрощения или усложнения)?
-Ребята, во многих городах нашей Родины, в Польше, Словакии, Болгарии и других странах есть памятники. ( Учитель показывает репродукцию).
Кому посвящен этот памятник? Докажите, что это памятник Кириллу и Мефодию, а на Минину и Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а где Мефодия?
Задание дома изобразить в цвете раскраску « Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию".
Оформить в классе выставку творческих работ по теме классного часа
Методические рекомендации и пояснения:
-
Разработка данного урока рассчитана на детей 2, 3, 4, 5 классов и является основой, на которой можно разработать беседы на классных часах для 6,7, 8, 9, классов. Материал можно упростить для 1 классов и подготовительной группы детского сада: придумать более легкие загадки, не указывать дату прибытия братьев в Хазарию и дату создания славянской азбуки, не разбирать с детьми, чем русский алфавит отличается от славянского, а ограничиться общими выводами. Цели урока определить более простым языком. Вывод урока учитель должен сделать самостоятельно и т.д.
-
Чем старше дети, тем сложнее должны быть сформулированы выводы урока и загадки. Загадки могут быть тематическими: по темам Основ православной культуры или о животных, растениях и т.д.
Вместо загадок можно предложить следующую викторину:
-
Назовите древнюю форму книг, написанную на папирусе? ( свиток )
-
Назовите имена известных братьев, составивших славянскую азбуку.
-
Как называлась первая азбука? (Кириллица)
-
Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
-
В какой стране изобрели бумагу? ( Китай)
-
Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? ( Кору березы - бересту)
-
Кто был первым первопечатником в России? ( Иван Федоров).
-
Как называлась первая печатная книга на Руси? (Апостол).
-
Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг на славянский язык.
-
Перечислите славянские народы.
-
Как называлось государство, которое располагалось на юге современной России и Украины? (Хазария)
В 6 и 7 классах нужно назвать страны, где проживают славянские народы, и по политической карте мира показать их. Добавить более подробные сведения из жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Дать понятия "равноапостольные" и "вселенские".
-
Рассказать о титлах в славянском языке. По таблицам почитать с детьми слова, написанные на славянском языке с титлами. В древности бумаги не было, и, чтобы передать свои мысли потомкам, предки использовали пергамент. Пергамент- это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа. Кожу животных натирали мелом, чтобы снять жир. Чистили пемзой, чтобы была ровной. Обрабатывали специальным раствором, чтобы была мягкой, а чернила не скатывались.
-
Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забивать целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр Библии, первой крупной книги потребовалось 170 шкур.
-
В 8 и 9 классах рассказать о первой реформе русского письма, проведенной Петром I.
-
Рассказать о влиянии славянского языка на развитие способностей ребенка.
-
Рассказать о праздновании дней славянской письменности и культуры в России и других странах.
Литература:
1.Детская энциклопедия 1001 вопрос и ответ Москва ОНИКС 2010
2.Е.Перехвальцева. "Откуда азбука пошла", издательство "Малыш", 2010г.
3. Журнал Международного Фонда единства православных народов "К Единству" №1, 1999; №5 2010
4.Минея (май месяц)
5. Справочник "Почемучка", М., 2002.
6.Статья "О восстановлении преподавания Славянского в отечественной школе", газета "Воскресная школа", № 54, 2009.
Интернет ресурсы
-
pravoslavie.ru/put/
-
bibliopskov.ru/24may.htm
-
ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_и_Мефодий
-
mystic-chel.ru/sng/russia/581.html
-
dic.academic.ru/dic.nsf/
-
pravmir.ru/svyatye-kirill-i-mefodij
-
muzey-factov.ru/