Внеклассное мероприятии «Так зародился наш родной язык»

Внеклассное мероприятии « Так зародился наш  родной язык» дает возможность воспитать у учащихся  чувства любви к своему русскому  языку и  истории Родины.                     Даёт возможность показать учащимся, что речь – одно из самых важных отличительных черт человека от животных. Показать  основные исторические сведения о жизни святых Кирилла и Мефодия. Подчеркнуть их роль и заслуги в развитии славянских народов. Познакомить с иконографией этих святых. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита и  необходимость сохранения русского языка и культуры речи
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска»

Советского района Ставропольского края






Внеклассное мероприятии « Так зародился наш родной язык»






Внеклассное мероприятие

« Так зародился наш родной язык»



Разработка с методическими рекомендациями для учащихся 3-9 классов










Учитель истории

Воробьёва И.В.







г. Зеленокумск




Классный час « Так зародился наш родной язык…»

Цель: Воспитание чувства любви к своему родному языку и истории Родины.

Учебно-воспитательные задачи:

1. Показать учащимся, что речь - одно из самых важных отличительных черт человека от животных.

2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия.

3. Познакомить с иконографией святых

4. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита.

5. Продолжить формирование у учащихся чувства любви отечеству и его истории.

Оборудование:

1 Репродукции икон "Св. Кирилл и Мефодий".

2. Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию.

3. Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковно-славянской азбуки и алфавита русского языка.

4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл.

5.Таблица с написанием цифр славянского языка.

6. "Раскраска" по теме.

7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию".

8. Презентация

Оформление классной доски Заголовок « Так зародился наш родной язык».

Первоучители и просветители, славянские братья Кирилл и Мефодий.

Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки. Болгары.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?" слайд 1

Вывод беседы:

  1. Внешними признаками.

  2. Человек - существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога.

Учитель: Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни и т.д.?

Учащиеся: Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер.

Учитель: Верно. Нужно прочитать древние письмена. Чтобы потомки узнали историю, ее нужно записать. Нужны буквы, азбука.

И так, цель сегодняшнего урока:

1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку.

Звучит фонограмма « Менуэт» ( диск « Шедевры классической музыки») слайд 2 Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в многодетной семье военачальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он мог выполнить самым наилучшим образом. Константин - Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах.

В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели, умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем родном языке они не могли. Это было не потому, что наши предки славяне не хотели учиться, а потому, что не было славянского алфавита.

Слайд 3 В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое главное - их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли читать самую удивительную книгу - Библию, которая была написана на греческом языке.

… Увы, увы, неграмотны славяне,

И очень сложен греческий язык,

Не многие его постичь сумеют

И Библию с молитвой прочитать…

- так думали братья.

Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах стали понятными и интересными. Народ полюбил христианскую веру. Во многих странах помнят и уважают до сих пор Кирилла и Мефодия. Их называют учителями славянскими. слайд 4-6 Учитель : Перед Вами несколько репродукций икон, почитаемых в православных храмах. Посмотрите, как изображаются эти святые, и сделайте вывод, в чем заключается особенность их изображения на всех иконах.(Беседа)

Учитель: А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют Кириллица. Как вы думаете, почему азбука получила такое название? слайд 7

Учащиеся: Ее создал Кирилл.

Учитель: А почему братьев называют учителями?

Учащиеся: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать.

Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский, белорусский, сербский, словацский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной русский язык. Посмотрите на плакаты с изображением славянского и русского алфавитов.

Найдем черты сходства и различия между ними:

  1. Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов.

  2. Количество букв одинаково? (Предложить одному ученику посчитать.)


  1. Прочитайте первую строчку славянской азбуки.

Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А". Следующая буква "БУКИ", звук - Б и т. д.

4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз буки ведаю" - я буквы знаю, "Глагол добро"- говори добрые слова, а не злые, "Добро есть жизнь"- добро - смысл жизни, "Рцы слово твердо" - говори слово твердо, не лги, не лукавь. "Живите земля иже како люди мыслите" - живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в русском алфавите есть связующий смысл?

Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак, есть буквы, которые перешли из славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА", "Ю", "Я" или с половинкой названия - " КАКО" - буква "КА".

Отличительные черты двух алфавитов:

Славянский

Русский

1. Каждая буква имеет название и обозначает звук. "Аз" - а, "Буки" - б

1. Многие буквы потеряли название. Звук и название буквы совпадают

2. Есть связующий смысл в алфавите и советы обучающимся

2. Нет связующего смысла в алфавите и советов обучающимся.

3. Количество букв больше

3. Количество букв меньше. (33).

4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять", "оук", "зело2 и т.д

4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси", "фита", т.д.

5. Нет буквы "Ё".

5. Есть буква "Ё".

6. Буквы обозначают цифры

6. Буквы не обозначают цифр

Физкультминутка. Гимнастик для глаз и плечевого пояса. Продолжение

Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность: буквы обозначают цифры. слайд 8

Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке:

а + г = д (не 4, а добро);

и - в = з (зело) и т.д.

Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д.

В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово?

Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу сообразительность и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети найдут ее на плакате.

Загадки: слайд 9

  1. По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ".

  2. А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть".

  3. Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како".

  4. По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо".

Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите, какое государство им образовано.

(Русский народ - Россия, польский - Польша, болгарский - Болгария и т.д.)

Вывод урока:

  1. Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив пользоваться письменностью, положили начало просвещению.

  2. Они способствовали распространению христианства среди славянских народов.

  3. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные государства,

проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными первоучителями и просветителями славянскими.

Закрепление и рефлексия: слайд 10

Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке.

Дети: О Кирилле и Мефодии и о славянской азбуке.

Учитель: Что было непонятно?? Что особенно понравилось? Ответы учащихся

Учитель: Из какого языка родился русский язык?

-Как вы думаете по какому пути пошло развитие русского языка

( упрощения или усложнения)?

-Ребята, во многих городах нашей Родины, в Польше, Словакии, Болгарии и других странах есть памятники. ( Учитель показывает репродукцию).

Кому посвящен этот памятник? Докажите, что это памятник Кириллу и Мефодию, а на Минину и Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а где Мефодия?

Задание дома изобразить в цвете раскраску « Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию".

Оформить в классе выставку творческих работ по теме классного часа

Методические рекомендации и пояснения:

  • Разработка данного урока рассчитана на детей 2, 3, 4, 5 классов и является основой, на которой можно разработать беседы на классных часах для 6,7, 8, 9, классов. Материал можно упростить для 1 классов и подготовительной группы детского сада: придумать более легкие загадки, не указывать дату прибытия братьев в Хазарию и дату создания славянской азбуки, не разбирать с детьми, чем русский алфавит отличается от славянского, а ограничиться общими выводами. Цели урока определить более простым языком. Вывод урока учитель должен сделать самостоятельно и т.д.

  • Чем старше дети, тем сложнее должны быть сформулированы выводы урока и загадки. Загадки могут быть тематическими: по темам Основ православной культуры или о животных, растениях и т.д.

Вместо загадок можно предложить следующую викторину:

  1. Назовите древнюю форму книг, написанную на папирусе? ( свиток )


  1. Назовите имена известных братьев, составивших славянскую азбуку.

  2. Как называлась первая азбука? (Кириллица)

  3. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)


  1. В какой стране изобрели бумагу? ( Китай)

  2. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? ( Кору березы - бересту)

  3. Кто был первым первопечатником в России? ( Иван Федоров).

  4. Как называлась первая печатная книга на Руси? (Апостол).

  5. Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг на славянский язык.

  6. Перечислите славянские народы.

  7. Как называлось государство, которое располагалось на юге современной России и Украины? (Хазария)

В 6 и 7 классах нужно назвать страны, где проживают славянские народы, и по политической карте мира показать их. Добавить более подробные сведения из жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Дать понятия "равноапостольные" и "вселенские".

  • Рассказать о титлах в славянском языке. По таблицам почитать с детьми слова, написанные на славянском языке с титлами. В древности бумаги не было, и, чтобы передать свои мысли потомкам, предки использовали пергамент. Пергамент- это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа. Кожу животных натирали мелом, чтобы снять жир. Чистили пемзой, чтобы была ровной. Обрабатывали специальным раствором, чтобы была мягкой, а чернила не скатывались.

  • Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забивать целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр Библии, первой крупной книги потребовалось 170 шкур.

  • В 8 и 9 классах рассказать о первой реформе русского письма, проведенной Петром I.

  • Рассказать о влиянии славянского языка на развитие способностей ребенка.

  • Рассказать о праздновании дней славянской письменности и культуры в России и других странах.

Литература:

1.Детская энциклопедия 1001 вопрос и ответ Москва ОНИКС 2010

2.Е.Перехвальцева. "Откуда азбука пошла", издательство "Малыш", 2010г.

3. Журнал Международного Фонда единства православных народов "К Единству" №1, 1999; №5 2010

4.Минея (май месяц)

5. Справочник "Почемучка", М., 2002.

6.Статья "О восстановлении преподавания Славянского в отечественной школе", газета "Воскресная школа", № 54, 2009.

Интернет ресурсы

  1. pravoslavie.ru/put/

  2. bibliopskov.ru/24may.htm

  3. ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_и_Мефодий

  4. mystic-chel.ru/sng/russia/581.html

  5. dic.academic.ru/dic.nsf/

  6. pravmir.ru/svyatye-kirill-i-mefodij

  7. muzey-factov.ru/

© 2010-2022