Значение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Путь педагога тернист и труден. Поэтому я считаю, что педагогом не рождаются, а становятся. Педагогическая профессия, одна из самых древних. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность, испытывая при этом особенное счастье. Только счастливый учитель может подарить ученику несколько лет ученического счастья, счастья познания таинства наук, профессии. Педагогика в моем понимании –  это так...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение инновационных подходов в оптимизации

учебно-познавательной деятельности учащихся

Единственный путь, ведущий

к знанию - деятельность.

Бернанд Шоу

Каждый учитель ищет ответы на вопросы: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь детей своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?

Основная цель обучения - это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок детям и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». (Цицерон)

Инновация в точном переводе с латинского обозначает не «новое», а «в новое».

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

Соответствие концепции гуманизации образования; преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; использование личностно-ориентированного обучения; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой личности.

Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество); усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Развивающее обучение; проблемное обучение; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке и др.

С января 2014 г. темой своего самообразования я выбрала тему «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;

  • роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;

  • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;

  • существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Что же такое критическое мышление? Вот цитата тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Подробнее о самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии или фазы).

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Фаза вызова

Фаза реализации смысла

Фаза рефлексии

Первая фаза (стадия) - вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия - осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» - чтение текста с пометками и т. д.

Третья стадия - размышление (рефлексия) - позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия - синквейна, кластера, дискуссионной карты. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного

Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

Существует множество приемов ТРКМЧП: Чтение с остановками, Эссе, Зигзаг, Толстые и тонкие вопросы, Знаю-Хочу знать - Узнал, Прогнозы, Кластер, Синквейн, хокку, диаманта, Алфавит, диспут, дискуссия, «Инсерт» и др.

Вот как некоторые из вышеперечисленных приемов я стараюсь реализовать на уроках русского языка и литературы. На самом деле применение приёмов технологии развития критического мышления на моих уроках еще только в начале пути. Предстоит ввести в активное использование разнообразные формы и приемы работы. Я опишу только несколько приемов ТРКМЧП, более успешно, на мой взгляд, применяемых мной на уроках русского языка и литературы.

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения.

Критерии отбора текста:

- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае

теряется смысл и логика использования приема);

- динамичный, событийный сюжет;

- неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

Данный прием я использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера.


Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, пучка или созвездия

Кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему и является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. Вот примерное оформление кластера при изучении темы «Глагол как часть речи»:

гЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсялагол

чЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсято делать? действие предмета

что сделать? число время

Если тема урока рассчитана на несколько занятий, то на каждом уроке дети дополняют свой кластер новой информацией.

глагол

чЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсято делать?Н.Ф действие предмета

чЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяЗначение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсято сделать? число время спряжение роль в предложении

ед. ч. мн. ч. н.в п.в.

Таким образом, происходит повторение материала предыдущего урока и изучение нового материала по данной теме.

Кластер можно оформить по-разному. Учитывая особенности восприятия у школьников средних классов можно ввести цветовую запись информации, так как они лучше запоминают красочное оформление. Таким образом, материал усваивается лучше, детям легче пересказать текст, видя перед собой графическое изображение. Применяя данный прием на уроках, я пришла к выводу, что у учеников формируется умение выделять ключевые слова, находить ошибки и исправлять их. Кроме того, они учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать. А это работает на преодоление неуспеваемости.

Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.

Прием «Синквейн» в переводе с французского «5 строк» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний". Синквейн строится по правилам:

1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - ПРЕДЛОЖЕНИЕ, состоящее из нескольких слов -

ХАРАКТЕРИСТИКА темы в целом, выражающая отношение к предмету;
5 строка - СЛОВО - РЕЗЮМЕ (ВЫВОД), синоним, обобщающий или

расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Вот пример синквейна о русском языке, составленного учащимися 5А класса

1. русский язык

  1. живой, удивительный

3. учит, объясняет, творит

4. Русский язык откроет тебе дорогу

к новым знаниям.

5. познание

Но лучше всего синквейны получаются на уроках литературы, потому что есть более широкое поле для творчества. Примеры:

Синквейн на отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный Нос»:

  1. Мороз

  2. крепкий холодный

  3. задувает замораживает леденит

  4. Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда

5. Владелец

Синквейн о Герасиме (по повести И.С. Тургенева «Муму»):

1. Герасим

  1. глухонемой сильный

  2. подчиняется трудится ухаживает

4. Одаренный необычайной силой, работает за четверых

5. Богатырь

Синквейн о П.П. Бажове:

1. Бажов

  1. душевный смелый

  2. слушал наблюдал записывал

4. Он оставил мудрые и светлые страницы

5. Мастер

Синквейны - это возможность резюмировать информацию. Выбирая точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по-другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес.

Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Поэтому я думаю, что и в будущем необходимо применять этот прием.

Образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение письмо" позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие.

1. Технология РКМЧП

2. Нестандартная, наглядная

3. Развивает, систематизирует, стимулирует

4. Читая, размышляй и записывай

5. Мышление



Таким образом, технология "Развитие критического мышления через чтение письмо" ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся и имеет большое значение в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Сформулируем некоторые правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"

Делайте пометки. Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт")

Таблица "Инсерт"

" V "

поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; "

" + "

поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" - "

поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

" ? "

поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы учащимся понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста

© 2010-2022