Конспект урока по русскому языку «Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему»

Данный конспект актуален для подготовки к ГИА обучающихся 9 класса общеобразовательных школ. Урок направлен на подготовку к выполнению части С2. Предложено несколько этапов урока, включая работу с контрольно-измерительным материалом по русскому языку и необходимой терминологией, задания по теме «Орфография«и «Лексика», связанные с исходным текстом. В конце урока проведена рефлексия, которая позволяет выявить степень усвоения материалаобучающимися. К данному уроку составлена презентация (смотреть...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Дубровина Лариса Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ№1, г. Ишим, Тюменская область


Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Цели и задачи:

1.Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

2.Проанализировать предложенный текст с точки зрения лингвистики

3.Составить, используя примеры исходного текста, свой собственный текст-рассуждение

4.Работать над словарём урока

5.Повторить орфографические и пунктуационные правила, необходимые для написания сочинения-рассуждения

Оборудование урока: КИМы ГИА по русскому языку с заданием С2, «Приложение»

I.Повторение ранее изученного материала

Вопросы: 1.Какой тип речи называется рассуждением?

2.Из каких частей состоит текст-рассуждение?

3.В каком стиле речи чаще всего используется рассуждение?

4.Какие слова характерны для этого типа речи и стиля? Почему?

II.Орфографическая 5-ти минутка: «Правописание вводных слов»

Конечно, несомненно, действительно, иными словами, во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, например, значит

Вопрос: Какие слова уместно использовать в разных частях сочинения - рассуждения?

III.Словарная работа по исходному тексту (Слова записаны на доске)

Вопрос: Объясните значения следующих слов

Казаки, награждён «Георгием», казачья сотня, станица, рубали австрияков, Стенька Разин

Задание: Выразительно прочитайте исходный текст

IV.Работа над исходным текстом (См. «Приложение»)

Вопросы: 1.Какова тема текста 2.Определите его основную мысль? 3.В какую часть сочинения-рассуждения можно включить объяснение смысла высказывания лингвиста М.В.Панова?

V.Работа с заданием С2 КИМа по русскому языку (Текст выдан каждому обучающемуся)

1) Задание: 1.Дайте определения следующих понятий: лингвистика, звук, морфема, слово, словосочетание, предложение

2.Прочитайте слова лингвиста М.В.Панова и определите тему и основную мысль высказывания

2)Работа с исходным текстом Задание: 1.Найдите примеры использования единиц языка в исходном тексте. 2.Определите их роль в тексте, используя «Приложение»

Задание: 1.Составьте устно, используя примеры из текста, вторую часть сочинения-рассуждения 2.Подумайте, на какой вопрос вы будете отвечать, записывая третью часть сочинения-рассуждения?

(Считаете ли вы высказывание М.В.Панова верным?)

Итак, составьте устный текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по исходному тексту

Задание: На втором уроке написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

VI. Рефлексия урока

Задание: Допишите на листочках данные предложения, связанные с рефлексией урока (См. «Приложение»)

(к конспекту прилагается презентация «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», смотреть в проекте « ИНФОУРОК»)













Приложение

1

Необходимая терминология

Тема текста - то, о чем в нем говорится. Часто тема отражается в заглавии текста.

Основная мысль текста, идея - то, ради чего создавался текст; к чему призывает, в чем убеждает автор

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли

Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы

Комментарий - толкование, объяснение смысла текста или высказывания

Исходный текст - текст, предложенный для анализа

Цитирование - использование точной, дословной выдержки из исходного текста в качестве примера

































2

Роль единиц языка в речи

Единицы языка

Их роль в тексте

Звуки

Повторение согласного звука Р

Способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора и героя

Придаёт речи героя громкость, яркость

Морфема

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Помогают выразить положительные чувства автора к героям

Слово

Просторечные слова

Устаревшие слова

Эпитеты

Употребляется как выразительное средство для более точной характеристики людей, общества, где живёт герой

Придают речи возвышенное, торжественное звучание

Дают дополнительную, художественную характеристику предмету, человеку

Словосочетание

Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы


Придают речи живость и образность

Предложение

Восклицательные предложения

Вопросительные предложения

Передают эмоциональное состояние героя

Привлекают читателей к вопросам, важным для автора и для понимания идеи текста



















3

Исходный текст

(1)Жил в станице старый-престарый дед. (2)Все давно позабыли его фамилию и имя, звали просто Гриничка…

(3)Дед Гриничка любил петь песни. (4)Сядет, бывало, на завалинку, зажмёт отполированный руками костыль и начинает петь. (5)Он пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим, как у его односельчан, голосом, пел старинные казачьи песни. (6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

(7)Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку. (8)Песни плыли про удалых казаков, про ворогов окаянных, про Дон-батюшку. (9)Песен Гриничка знавал много и редко когда повторял одни и те же. (10)Говорят, что дед был лихим казаком-рубакой в молодости, за удаль награждён «Георгием», был запевалой в казачьей сотне от станицы.

(11)Он пел протяжно, с надрывом и какой-то нечеловеческой грустью. (12)Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел…

(13)Его однополчане почти все перемёрли, оставшиеся охали и болели, а он, к удивлению всех, ужился со своей старостью. (14)Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело - прямым, а глаза - острыми и молодыми.

(15)Жил Гриничка один в полуразвалившейся, крытой соломой хате. (16)Получал пенсию за убитых на войне сыновей, изредка забегала прибраться и постирать дочь, живущая на другом краю станицы. (17)Она, говорят, несколько раз уводила к себе жить старика, проходило время, он опять возвращался на свою завалинку.

(18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. (19)Казалось, смежив глаза, представлял он себя молодым, чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, или летел он на коне в атаку. (20)Тогда он вскакивал и показывал, как рубил австрияков.

- (21)Шашки вон! - командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная. Горькая, как полынь, о казачке, на дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её. Напрасно убитой горлице. Об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью. Навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки…

(24)А Гриничка всё пел! (25)Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал взглянуть на его прошлое…(26)Раскатисто, могуче пел о казачьих набегах и удалом Стеньке Разине.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя?

(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

(По Ю. Сергееву)

Сергеев Юрий Васильевич (род. в 1948 г.) - современный русский писатель. Главной темой творчества является тема Родины.

4

Рефлексия - самоанализ

Задание. Продолжите данные предложения, в зависимости от того, как вы поняли тему урока

Я вспомнил, что…

Я понял…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Нужно выучить…





© 2010-2022