- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы М. Ю. Лермонтов. Символические образы стихотворений «Парус», «Три пальмы»
Урок литературы М. Ю. Лермонтов. Символические образы стихотворений «Парус», «Три пальмы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова О.В. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: М.Ю. Лермонтов. Символические образы стихотворения
«Парус». Мотивы ответственности человека за сохранение
красоты в стихотворении «Три пальмы»
Тип модуля: с-п
Цели и задачи:
- продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; познакомиться с понятиями «стихотворный размер», «двухсложные размеры стиха», «стопа», «ямб», «хорей»; выработать умение определять стихотворный размер;
- продолжать формировать навыки аналитического чтения, анализа поэтического текста; способствовать развитию коммуникативной компетентности;
- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; воспитывать компетентного читателя.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Прием «Заверши фразу» - «Я пришел сюда…»
2. Актуализация опорных знаний.
- Вы познакомились с фрагментом биографии М.Ю.Лермонтова. Какие факты вам особенно запомнились? Что в поведении поэта вас удивило? Что показалось привлекательным?
3. Анализ стихотворения «Парус»
3.1. Слово учителя. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он выражает в своих стихотворениях. Поэт словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому мы сопереживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями.
3.2. Беседа по стихотворению «Парус»
- Один из вопросов домашнего задания звучал так: «Что ищет парус - счастье, бурю или покой?» Аргументируйте свой ответ.
- Что находится в центре внимания поэта - морской пейзаж или человеческая душа»?
4. Изучение теории литературы
4.1. Лекция с элементами беседы.
Мы сегодня не раз произнесли слово «стихотворение». Что такое стихотворение? Чем оно отличается от прозы?
Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Слоги, составляющие слова, неравноправны. Один из слогов является центром слова и отличается от всех остальных. Мы говорим: на него падает ударение. УДАРЕНИЕ - это выделение одного из слогов в слове.
В поэтической речи ударение выполняет особую роль - оно ритмически организует стихотворный текст. Ударные слоги, чередуясь с безударными, образуют постоянные сочетания, группы слогов. Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются стопами.
Стопа - группа слогов, которая повторяется в одной строке стихотворения.
Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как стихотворный размер.
Стихотворный размер - форма ритма, которая выдерживается на протяжении всего стихотворения или его отрывка.
ЯМБ - двухсложный стихотворный размер, в стопе которого второй слог ударный, первый - безударный. ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер, в стопе которого первый слог ударный, второй - безударный.
4.2. Ознакомление с алгоритмом определения стихотворного размера. Определение размера стихотворения «Парус».
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА
-
Разбей слова на слоги. Не пропусти ни одной буквы, обозначающей гласный звук.
-
Расставь ударения в словах. Помни: рядом не могут оказаться два ударных слога; если одно из ударений в односложном слове - это слово может быть оставлено без ударения, но многосложные слова без ударений не оставляют; из односложных слов при выборе ударения предпочтение чаще отдают самостоятельной части речи, (но могут быть исключения) Не забывай, что стопа может оказаться вовсе без ударения (это пиррихий)
-
Раздели строки на стопы (сначала по два слога) Следи, чтобы ритмический рисунок повторялся. Если ритм сбивается, попробуй сделать деление по три слога. Помни: последняя стопа может быть неполной.
-
Сопоставь полученную схему с известными схемами размеров. Определи стихотворный размер.
-
Проверь себя, прочитав стихотворение в сопровождении отбиваемого по схеме ритма.
NВ! Старайся вслушиваться в стих: у каждого размера свой, неповторимый рисунок
Какое значение для восприятия стихотворения имеет его ритм? («Парус», «Тучи», «На севере диком»)
5. Анализ стихотворения «Три пальмы»
5.1. Чтение стихотворения «Три пальмы».
- Что вы чувствуете, познакомившись со стихотворением?
5.2. Исследовательская работа в группах.
Задание группам
1. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Кто главные герои стихотворения? Почему пальмы недовольны своей жизнью? О чем они мечтают?
2) Как изображены люди, пришедшие с караваном (обратите внимание на их поведение в пути, во время стоянки, вечером, утром, перед продолжением пути).
3) Что напоминает вам картина уничтожения трех пальм? Почему?
4) Вспомните, о чем три пальмы просили судьбу? Сбылось ли их желание? Может быть, пальмы не понимали, чего хотели?
2. Сформулируйте и запишите в тетрадь ответы на вопросы:
1) Можно ли сказать, что стихотворение «Три пальмы» знакомит нас с жизнью деревьев? Кого бы вы могли представить в образе трех пальм? Свой ответ аргументируйте.
2) Сформулируйте основную мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
5.3. Заслушивание и обсуждение ответов.
6. Подведение итогов урока.
Мы начинали урок с фразы «Я пришел сюда…». У вас были самые разные ожидания. А теперь урок заканчивается. Давайте закончим его фразой «Я ухожу с урока…».
Мне приятно, что стихотворения Лермонтова заставили вас думать, чувствовать, высказывать свое мнение. Сегодня вы уходите с урока, обогащенные не только новыми мыслями и чувствами, но и наполненные прекрасными строками русской поэзии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать отзыв на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».