Структурная карта урока «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Структурная карта урока  «Обстоятельство. Виды обстоятельств» 1. Теоретический материал. Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? и др.                    По значению обстоятельства делятся на следующие разряды: 1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурная карта урока

«Обстоятельство. Виды обстоятельств»

1. Теоретический материал. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? и др.

Структурная карта урока «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:

1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола (работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком. Синея, блещут небеса

2. Обстоятельства меры и степени. Они отвечают на вопросы как? в какой мере (степени)? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки ... были злы до неистовства... Старушка очень полюбила совет разумный и благой...

Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак. Например, поздний (поздно, опоздал) очень, слишком, немного.

3. Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд): У Лукоморья дуб зелёный. Язык до Киева доведёт.

4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь... Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит. Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет.

5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость. Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ.

6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старин­ный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры... Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?

7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком... Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования.

8. Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы.

Обстоятельства могут быть выражены:

1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно...

2) существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти...

3) деепричастием или деепричастным оборотом: Встав с постели, Аркадий раскрыл окно...
4) инфинитивом (только обстоятельство цели): А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он.

5) неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов: На другой день утром рано приехал Казбич. Но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены. На противоположной стороне оврага - немецкие окопы. Совсем рядом, рукой подать.

2. Тренировочные упражнения.

1. Запишите предложения. Подчеркните обстоятельства, определите их вид.

1. Лошади бежали дружно. 2. В России всюду растет самое красивое дерево - береза. 3. Сегодня ты пришел рано. 4. По неосторожности я уронил книжку. 5. Мы пришли вам помочь. 6. Сидел над уроками с час. 7. Я простился с генералом и отправился к месту своего назначения. 8. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. 9. На другой день проснулся я с головной болью. 10. Недавно нас уже звали на помощь. 11. За давностью лет не сохранилось никаких документов. 12. Работали от восхода до заката. 13. Листья брусники используются для приготовления отваров. 14. Смотрела она не мигая. 15. Отвечал ему Савельич сердитым голосом.

2. Добавьте в данные предложения обстоятельства.1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой. 7. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели). 8. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины). 9. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели). 10. Мы отправились в лес (обстоятельство цели). 11. (Обстоятельство места) поднималось солнце. 12. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

3. Замените фразеологизмы наречиями. 1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. До деревни рукой подать. 7. Она работает не покладая рук.

3. Мини- тест.

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие? а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее

2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении "К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением"? а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении "От жары и духоты книзу клонятся цветы": а) место б) время в) образ действия г) причина

4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении "Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться": а) цель б) время в) образ действия г) причина

5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении "Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней": а) цель б) место в) образ действия г) причина

6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?

а) обратно опечалился б) опять приехал

© 2010-2022