«Патриотическое воспитание детей с нарушением слуха на основе изучения истории своей семьи»

Доклад на Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции «Актуальные вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей с нарушением слуха» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящен патриотическому воспитанию детей с нарушением слуха на основе изучения истории своей семьи. Доклад написан в соавторстве с Кондрашовой Т.Н. В докладе рассказывается о том, что воспитание патриотического сознания, чувств и убеждений в семье у детей с нарушениями с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Патриотическое воспитание детей с нарушением слуха на основе изучения истории своей семьи»

Базыма Л.Н., учитель русского языка и литературы высшей категории, ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3 II вида г.Энгельса»

Кондрашова Т.Н., учитель русского языка и литературы высшей категории, ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3 II вида г.Энгельса»

Что такое «патриотизм»? Как объяснить ребенку с нарушением слуха, что: «Патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном самоотверженном служении Родине». А. Ф. Никитин, «Основы обществознания». Проще говоря: «Патриотизм - это чувство любви к Родине, преданность ей, стремление принести ей пользу». Как воспитать патриота, человека, который любит свою Родину, и что такое «Родина»? Объяснение этих «великих понятий» начинать надо с «малого» - с семьи, с детства. На становление гражданской позиции наиболее сильное положительное влияние оказывают семья и авторитетные взрослые; СМИ (особенно телевидение), ближайшее социальное окружение (друзья, любимые); учебное заведение. Но, безусловно, решающее воздействие в данном отношении оказывает семья. Именно в семье, в основном, происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Семья, в отличие от школы, является специфической сферой, в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитываются:

- уважение к родителям и родословной семьи,

- к ее традициям, обычаям;

- любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как научить проявлять уважение к труду и воинским подвигам предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. В семье дети получают и первые уроки гражданственности. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, об истории семьи, размышления над прошлым своей Родины - это хорошие уроки патриотизма для детей.

При рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страниц истории, такие как ВОВ. Такие рассказы благоприятно воздействуют на процесс усвоения гражданско-патриотических ценностей. В семьях, бережно хранящих память о своих предках, героях и славных событиях российской истории, царит дух, способствующий воспитанию детей в патриотических традициях; в результате, именно в таких семьях, вырастают полноценные граждане и патриоты.

Для детей нынешнего поколения война - это что-то очень далекое, страница из учебника истории, кинофильм, рассказ или повесть по литературе. Но уходят из жизни те, кто защищал Родину в годы ВОВ. Их боевые ордена, медали, наградные листы остаются в семье. Очень важно, чтобы эти реликвии не только хранились, но и использовались как инструмент глубокого эмоционального воздействия на детей. Детям нужно указать на то, что, участвуя в боевых действиях, их прадеды самоотверженно совершали героические поступки. Если они погибли, вспомнить о совершенных подвигах и почтить их память. В связи с этим, в преддверии празднования 70-летия Победы в ВОВ, мы решили приобщить воспитанников к событиям ВОВ посредством исследовательской деятельности при работе над проектом «Дети XXI века о войне». В проекте приняли участие все ученики наших 7-10 классов. Для этого была проделана большая работа: проведены классные часы, где учащиеся познакомились с важными вехами ВОВ и ответили на вопросы викторины; прошло анкетирование «Что я знаю о войне..»; учащиеся научились работать с интерактивными ресурсами на сайтах «Подвиг народа» и «Мемориал»; ребята работали над докладами о своих прадедушках и прабабушках, участниках войны; ученики собирали дополнительные сведения о своих прадедах, беседуя с родственниками. Вся собранная информация легла в основу докладов и создание плакатов о родных учеников на тему «ВОВ в истории моей семьи».

32 работы были представлены на конкурс докладов, и в фойе школы оформлена экспозиция «Великая Отечественная война в истории моей семьи» из созданных плакатов. По мере сбора информации, нахождения сведений о своих родных, эта работа стала для детей и родителей очень интересна, увлекла их. Родители помогали своим детям: опрашивали родственников, работали за компьютером, некоторые даже ездили за информацией и фотографиями в другие города, села, деревни; просили своих родственников, живущих в бывших республиках СССР, собрать сведения и прислать их. Многие ученики, а иногда и родители, вообще не знали о том, что их прадедушки и прабабушки воевали или трудились в тылу в военные годы, или знали совсем немного. Практически у всех сохранились фотографии родных, участников войны, которые теперь заняли достойное место в их домах. Плакаты также заняли свое почетное место. Эта работа приобщила детей к истории своей семьи, своего народа, малой Родины и страны в целом; дала огромный потенциал сближения родителей и детей при подготовке, ведь никто в этом случае в семье не остается безучастным. Включение родителей в работу с детьми позволяет развивать воспитательную активность семьи, корректировать внутрисемейные отношения, значительно поднимает в глазах детей авторитет родителей. Изначально мы хотели провести только конкурс докладов, но заинтересованность, увлеченность нас, детей и родителей переросла в желание рассказать всем о своих прадедушках. И мы выбрали не совсем обычную форму защиты проекта. Это был «Суд над фашизмом». К нам присоединились учащиеся 4а класса с руководителем Абитовой Э.Ф, которые подводили итоги своего проекта «Моя семья в годы ВОВ». Задачи мероприятия: дать представление о фашизме; формировать активную жизненную позицию; воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму; способствовать формированию гордости за свой народ, который сумел выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; развивать творческие способности учащихся.

На защите проекта наши воспитанники исполняли роли судьи, обвинителей, свидетелей. Во время подготовки и защиты проекта учащиеся прониклись событиями из истории своих семей и получили огромный патриотический заряд. Чтобы увековечить память о родных, ребята написали имена своих прадедов на красных платочках. Из них получилось символическое знамя Победы. На одном из платочков написано: «Участники ВОВ, родственники учащихся школы-интерната №3 г.Энгельса». Знамя было передано в Энгельсский краеведческий музей. Может, когда-нибудь, будущие дети наших воспитанников придут в музей города, и «Акция красных платочков» не даст забыть им о подвиге их предков. На защите присутствовало много родителей. После мероприятия они выразили большую благодарность педагогам, их очень тронули выступления детей. Все ребята со всей ответственностью и серьезностью рассуждали и писали о войне в анкетах «Что я знаю о войне..».

Все, чем славится настоящая семья - нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства - все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Мы рассказали только об одном проекте. Но изучение истории семьи проходит красной нитью через всю нашу работу. Это классные часы «Моя семья», «Пожилые люди», выпуск газет с рассказом о бабушках и дедушках, творческие работы учащихся на темы о семье.

Известный русский философ И.А. Ильин отмечал: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Патриотическое воспитание в наше время особенно актуально. И особенно оно важно для таких школ, как наша, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями. Дальнейшая социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. Закончить хочется словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи».

Список использованных источников

  1. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

  2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии: [сб. тр. / сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т.М. Степанова] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.

  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.

  5. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. -М. 2000.

  6. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. - 1999. - № 1


© 2010-2022