- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Разряды прилагательных
Урок русского языка по теме Разряды прилагательных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жандауова И.А. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разряды прилагательных.
Качественные и относительные прилагательные.
Цель:
Повторить и закрепить изученные сведения об имени прилагательном, первичное ознакомление учащихся с разрядами прилагательных; воспитание интереса к предмету; Развивать навыки связной аргументированной речи учащихся, закрепить навыки и умения правописания имен прилагательных;формирование умений выдвигать предположения, проводить наблюдение, прививать интерес к предмету
Ход урока:
1.Орг. момент.
Слово учителя: в русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я имею в виду? Верно, сегодня мы продолжим работу по изучению этой загадочной части речи. Ученые выделяют следующие разряды имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. А о том, как определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами работа станет продуктивной, если вы будете внимательно меня слушать и выполнять мои требования.
2.Актуализация прежних заданий учащихся.
а) устный ответ (вставь необходимые слова)
Имя прилагательное - это ……, которая обозначает……, отвечает на вопросы……, в предложении является…………
- А помнишь ли ты, какова начальная форма прилагательного?
- Какие морфологические признаки прилагательного тебе известны?
б) творческий, словарный диктант. Изученные словарные слова записать в словосочетании с прилагательными:
………..халат,……пуговица, перчатка, костюм, ботинок, пиджак, ремень (подчеркнуть орфограммы)
в) для чего необходимы прилагательные в речи? (ответы)
Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов, делая нашу речь образной и красивой.
Упражнения для модников. Опишите, во что вы хотели быть одеты в праздничный день. Используйте как можно больше прилагательных.
3.Формирование новых знаний.
а) Слово учителя:
- Вот мы и подошли к изучению темы Разряды имен прилагательных.
Соберите все свои силы, все внимание - и вперед, к новым исследованиям и открытиям. Объявляю путешествие. Цель поездки - знакомство с неисследованным уголком замечательного города Имя Прилагательное. Уголок этот, называется……… «Разряды прилагательных». А что означает слово «разряды»?
- Да, все прилагательные, живущие в этом городе, объединены в 3 группы.
Рассмотрим опорную схему в учебнике . С какими разрядами мы познакомимся? ( качественные, относительные и притяжательные). Есть какие-то предложения об их признаках?
б) наблюдение над качественными прилагательными:
- вот вам примеры, продолжите:
величина: большой,
возраст, молодой.
вес, легкий,
вид: красивый,
свойства: умный,
оценка: хороший.
- Вы спросите, зачем нам надо было это делать? Не спешите. Если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в 1 группу, или разряд, качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательное, которое обозначает те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.
Обо всех прилагательных можно сказать, что их свойства могут проявляться больше или меньше? Вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности? (нет)
Вот и 2 разряд прилагательных - относительные прилагательные. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка.
Вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?
- Только тем, что одни могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а другие не могут.
4. Закрепление.
Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен прилагательных.
таз из меди (медный таз), суп из овощей (овощной суп), дрова из берез (березовые дрова)
варенье из яблок (яблочное варенье).
Работа с текстом.
2). (1) Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. (2) Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3) На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. (4 )На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый охотник - прекрасный рассказчик.
Задание.
• Прочитайте текст. Озаглавьте его.
• Из предложения 5 выпишите слово, правописание приставок которых зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного. Сделайте морфемный разбор.
• Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните их разбор по составу.
• Сделать синтаксический разбор 4-5 предложения.
3)выполнить упражнение в учебнике.
IV. Вывод:
- Что узнали нового о прилагательных?
- Что характерно для каждой группы прилагательных?
Оценки.
Д\З:
Вы замечательно поработали. Отдыхайте!
Притяжательные - чьи - то
Относительные - из чего - то
Качественные - больше или меньше чего - то