Роль уроков литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся

Огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играют уроки литературы.  Русская литература - один из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры. Среди приоритетных целей изучения предмета «Литература» в ус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тарасова Надежда Ивановна,

МБОУ СОШ №17 «Юнармеец» СПО №2

учитель русского языка и литературы


Роль уроков литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Общество лишь тогда способно ставить масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играют уроки литературы. Русская литература - один из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры. Среди приоритетных целей изучения предмета «Литература» в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения являются: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы. Задача учителя на уроках - сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути. Детям не по плечу в одиночку справиться с грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его незащищённую душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять детей без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать находить ответы на первые трудные философские вопросы, учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. «Юноше, обдумывающему житьё», приходят на помощь мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается тем мироотношением, всегда нравственным и духовным, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения.

Программы по литературе весьма разнообразны. Но отрадно видеть, что большинство из них предлагают к чтению и анализу произведения, связанные с духовно-нравственным воспитанием. Назовём некоторые из таких книг: «Житие Сергия Радонежского», «Лето Господне» И.С.Шмелёва, «Воскресение Лазаря» А.С. Хомякова, стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, А.К. Толстого и др. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Так, после прочтения рассказа А.П.Платонова «Юшка» в 7 классе учащимся предлагается подумать над словами, сказанными главным героем: «Сердце в людях бывает слепое». Дети оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца»: «Слепое сердце - самое худшее, что может быть в человеке. Такой человек не испытывает уважения и жалости к другим людям. Такой человек видит только собственную выгоду, до других ему и дела нет». В конце урока учащиеся придумали свой финал рассказа. Им очень хотелось, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди оценили по достоинству его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество - одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все». (А.П. Платонов).

Обратимся к рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». Дочь Катерины Ивановны Настя нарушила библейскую заповедь: «Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (Пятая заповедь Божия). От карьеризма пострадала душа Насти. Но это не безнадёжная болезнь. Заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения души. А что такое совесть? Учащимся очень трудно даются определения духовно-нравственных понятий. На помощь приходит словарь С.И.Ожегова. Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Вывод из прочитанного рассказа сделан правильный: значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить - восстановить, возродить что-то забытое».

В рассказе Е.Н.Носова «Кукла» показана сила внутренней, духовной красоты человека. Автор протестует против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям. Учащиеся читают описание природы, подчёркивают праздность, радостность наблюдаемой героем картины. Описанию природы отводится двадцать строк. А дальше - всего восемь строчек описания брошенной, растерзанной куклы. Почему так? Дети правильно отмечают, что антикрасота, бездуховность страшны.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. На каждом уроке мы учим детей, даём им знания, прививаем определенные умения и навыки. Именно через школьного учителя происходит формирование мировоззрения ученика, мы воспитываем отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Используя технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, педагог способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

Таким образом, можно сделать выводы: ключевая роль в духовно-нравственном воспитании отводится образованию. А среди школьных дисциплин, формирующих ценностно мировоззренческие ориентиры, безусловно, основным является литература.

Литература


  1. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006 г.

  2. Ожегов С. И., Словарь русского языка, М., 4 изд., М., 2002 г.

  3. В.А.Сухомлинский «О воспитании», М., изд. «Политическая литература», 2002 г.


© 2010-2022