Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузенбаева Айгерим Шакизадаевна

учительница русского языка и литературы

средняя школа № 211 им.А.Байтурсынова

город Кызылорда

Республика Казахстан

Урок: Русский язык

Преподаватель: Кузенбаева А.Ш.

Дата: 07.10.2015

Класс: 6 «А»

Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи»

Цели:

Образовательные: знать о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи, усвоить структуру и семантику фразеологизмов, уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Развивающие: развивать речевые навыки грамотного употребления фразеологизмов, научить распознавать фразеологические обороты, выявить их эмоционально- выразительные достоинства, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию, прививать любовь к языку

Тип урока: комбинированный

Метод: коммуникативный

Оборудование: интерактивная доска, презентация, тематические картинки на тему «Фразеологизмы», рабочие листы для учащихся, дидактические материалы, учебник «Русский язык. 6 класс»

Народ - властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века....

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Психологический настрой.

Вступительное слово учителя.

  • Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

Работа в парах (инструктаж по оформлению листов самоконтроля в течение урока).

Знаю

Хочу узнать

Узнал




  1. Мозговой штурм

  • Дайте общее определение каждой группе слов. В каком значении употреблены дынные словосочетания?(Cлайды 2, 3, 4, 5)

  • Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:

  • Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

  • Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)

  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)

  • Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)

IV. Основная часть урока. Актуализация знаний (слайд 6)

- Как же называется тема нашего урока?
- Что значит это слово?
- Что такое фразеологизмы?
- Как называется наука, изучающая эти выражения?
- Для чего мы используем их в речи?

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

V. Первичное закрепление

- Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и вспомните их значение.

  1. От нечего …(делать)

  2. Ни к селу …(ни к городу)

  3. Спустя …(рукава)

  4. Утереть …(нос)

  5. Пальчики …(оближешь)

  6. Зарубить на …( носу)

  7. С минуты …(на минуту)

  8. Прикусить …(язык)

  9. Яблоку негде …(упасть)

  10. Бросать деньги …(на ветер)

  11. В час по …(чайной ложке)

  12. Ни жив …(ни мёртв)

  13. Ни в зуб …(ногой)

  1. Бить …(баклуши)

  2. С горем …(пополам)

  3. Как снег …(на голову)

  4. Писать с красной …(строки)

  5. Выйти сухим …(из воды)

  6. Концы …(в воду)

  7. В голове …(ветер)

  8. Не успел глазом …(моргнуть)

  9. Развесить …(уши)

  10. Как сквозь …(землю провалился)

  11. Язык без …(костей)

  12. Задрать …(нос)

  13. Набрать в рот …(воды)

У: Дополните высказывания, вспомнив характерные признаки некоторых животных. (Cлайд 7)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

VI. Изучение нового

У: Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 8)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

У: Угадай фразеологизм по рисунку. (Cлайды 9-18)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс) Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс) Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс) Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

VII. Физминутка (слайд 19)

VIII. Аудиофрагмент (слайд 20)

У: Какие фразеологизмы звучали?

У: Какое они имеют значение?

IX. Творческая работа

У: Нарисуйте фразеологизм (работа в команде).

Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс) Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс) Фразеологизмы. Фразеологические обороты и их употребление в речи (6 класс)

У: Найди фразеологизмы в тексте и подчеркни их. (Работа в парах)

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

X. Итог урока. Выставление оценок.

Оформление таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», листов самоконтроля.

  1. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему: «Большая перемена в нашей школе» с использованием фразеологических оборотов : «сломя голову», «положа руку на сердце», «повесив нос», «раскрыв рот».


© 2010-2022