Рабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 класс

 Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков  –  процесс длительный  и  сложный,  требует  значительного  труда  и    времени.     К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Согласовано:

заместитель директора по УВР

_______

«___» _________200 г.

Принята

на заседании ШМО

Протокол от «____» _____________ 200 г.

№ ______

Руководитель ШМО

________________ / /


Утверждаю:

Директор

МОУ Красноармейской ООШ

____________.

приказ №_______

«___» __________ 2008 г

МОУ Красноармейская ООШ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка

«ЮНЫЙ ЛИНГВИСТ»

ПО


РУССКОМУ ЯЗЫКУ


7 класс



УЧИТЕЛЬ - ЗАСЫПКИНА Ж.А.



2014-2015 уч.год

Рабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 классРабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 классРабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 классРабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 классРабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 классРабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 классПояснительная записка

Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»; формирование различных умений и навыков и как результат - способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью - показатель общей языковой культуры человека.

Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков - актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся. Какие же задачи необходимо решить, чтобы поставленная цель была достигнута?

- организовать на занятиях кружка целенаправленное повторение учебного материала по орфографии;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных программой), непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими понятиями;

- обеспечить высокую познавательную активность учащихся, повысить мотивацию орфографической работы;

Это необходимое условие эффективности данного кружка, поэтому при планировании каждого занятия учитывались следующие требования:

- занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы (дидактические игры; языковые игры, имеющие значение для развития орфографических умений и навыков (кроссворды, шарады, ребусы и т.д.); решение грамматико-орфографических задач (как один из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с языковым анализом и синтезом, опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Данный метод применим ко всем проверяемым орфограммам. Интересен и ценен он тем, что учащийся , в сущности, сам должен поставить перед собой задачу, она не дается ему учителем. В системе усложнения решаемых задач и заложены возможности постепенного повышения познавательной активности и самостоятельности школьников; моделирование, алгоритмизация изученных орфограмм);

- четкий отбор и продуманная структура дидактического материала (дидактический материал подбирался интересный по содержанию, образцовый по языку; размер дидактических единиц несколько превышает объем орфографического поля для определенного типа орфограмм, широко используются, наряду со словами и словосочетаниями, тексты; в список слов или словосочетания нередко вводились так называемые «конфликтные слова», не содержащие орфограмм нужного типа, что нарушает «однообразие» текста, повышает внимание учащихся, воспитывает орфографическую зоркость; орфограммы в дидактических материалах встречаются в доступных вариантах, но с постепенным усложнением);

- опора на чувственное восприятие учебного материала (использование наглядных материалов, учебных пособий);

- многообразие используемых видов деятельности и разумное, целесообразное их чередование во время занятия (чередование подачи теоретического материала с практическими упражнениями, дидактическими играми, шуточными заданиями ( «переменками»), рисованием и т.д.);

- обеспечение высокого уровня самостоятельности и активности уч-ся на каждом занятии

( присутствие элемента соревнования (индивидуального или группового) на каждом занятии);

- каждое занятие должно способствовать формированию положительной самооценки ребенка: дети должны постоянно убеждаться в своем успехе;

Систематическое выполнение перечисленных требований на каждом занятии повышает его эмоциональный фон, снимает напряженность, предупреждает утомление уч-ся, а следовательно, способствует успеху обучения.

- развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей уч-ся, а также развитие их творческих способностей.

Актуальность введения в школе кружка "Юный лингвист" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.

Кружок предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 38 часов - 2 часа в неделю.

Время проведения - 2 полугодие.

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Кружок "Юный лингвист" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • лингвистические игры;

  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи.




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

1-2

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

2

Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

3-4

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.

2

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов.

Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

5-6

Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

2

Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.

Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

7

Правописание приставок на -з / -с.

1

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.

Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

8-9

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.

2

Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.

Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

10-11

Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.

2

Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.

Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.

12-13

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

2

Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

14-15

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

2

Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов--кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн-

Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

16

Разделительный Ъ.

1

Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.

Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

17-18

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

2

Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.

Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

19-20

Употребление приставок пре- и при-.

2

Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.

Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

21-22

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

2

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

23

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

1

Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

24

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск).

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

25

Правописание суффиксов глаголов.

1

Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

26

Правописание суффиксов причастий.

1

Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Знать суффиксы причастий и условия их употребления.

27-28

Написание не с именами существительными, именами прилагательными.

2

Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.

Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.

29-30

Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.

2

Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

31-32

Написание не с причастиями.

2

Формировать навык употребления н и нн в причастиях.

Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.

33-34

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

2

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.

Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

35-36

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

2

Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.

Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

37

Употребление прописных букв.

1

Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.

38

Правила переноса.

1

Закрепить правила переноса слов.

Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.

Итого: 38 занятий












© 2010-2022