- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», Учебник под ред. А. Д. Шмелёва (Гл. 4, п. 13)
Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», Учебник под ред. А. Д. Шмелёва (Гл. 4, п. 13)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ласточкина Н.А. |
Дата | 12.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК 13.
Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. ( Гл. 4. п.13 )
(презентация к уроку).
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
Л.: осознание СОЦИАЛЬНОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОСТИ УЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
М .п:анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
П: находить орфограмму - букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком - наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
-
- Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Слайд№1.
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда №2.:
ночь чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч шило
ключ щавель
пустошь чудо
- Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
- Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм - наличие буквы шипящего.)
- Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
- Назовите условия выбора орфограмм.
- На основе графических обозначений сформулируйте правила.
3. - Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
- С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)
.
- Работа с заданием по орфоэпии из теста: укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено правильно . ( 3 слайд ).
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).
Проблемная ситуация.
Ученики проводят наблюдения по материалу из упр. 84 и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы - наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву - О или Ё - нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Открытие нового знания.
1. На слайде№5 с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 85), используются вопросы и задания перед упр85.
2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 86 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов.
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.
Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 87 ( устно ) - развивается умение объяснять условия выбора орфограммы - буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание словисключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 88 - развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, Можно провести как предупредительный диктант.
Упр.86( дополнительно, если позволит время ) - развивается «обратное» умение - подбирать и писать слова с орфограммой -буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. 89- развивается лексическое умение - соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения - писать слова с орфограммой - буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот - сначала читается толкование, потом ученики называют слово).
а) Задание на разграничение ом. (можно использовать материал предметного диска - «Запомни и различай» к §6).
На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
- Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
- Сравните их написание. Что необычного заметили?
- Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
П. - Как называются такие слова? (Омофоны - имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
- Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).
- Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 89?
- Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
Б Работа в паре упр. 90с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.
2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой - буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.
На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.
- Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
- Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой - буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?
- Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 85-89? (Выбор написания - О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)
- Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
- Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр.84), а также слова под рубрикой «Запомни».
- Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение - знак ударения в словах.
- Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё - это написание после букв шипящих в корне слова.)
Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.
3. Производить анализ, синтез, сравнение.
VI. Итог урока.
Рефлексия.
- Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
- Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.
VII. Домашнее задание.
1. Составить схемы правил §6, выучить словаисключения.
2. Упр. 91 .
Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.
© ООО «Баласс», 2012 11