Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», Учебник под ред. А. Д. Шмелёва (Гл. 4, п. 13)

Урок разработан на основе учебника по русскому языку для 5 кл под ред. А. Д. Шмелёва ( ФГОС « Алгоритм успеха» ). Новый подход подачи материала. Урок открытия новых знаний. Ученик самостоятельно формулирует проблему урока на основе наблюдений, перерабатывает и преобразовывает информацию, строит логическое рассуждение и делает вывод. Урок насыщен упражнениями по развитию и обогащению речи учащихся; повторение ранее изученного материала. В конце урока обязательно проводится рефлексия.К данному уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 13.


Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. ( Гл. 4. п.13 )

(презентация к уроку).


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

Л.: осознание СОЦИАЛЬНОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОСТИ УЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

М .п:анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

П: находить орфограмму - букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком - наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


  1. - Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):


Слайд№1.

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда №2.:

ночь чаща

дрожь круча

роскошь жизнь

луч шило

ключ щавель

пустошь чудо

- Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

- Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм - наличие буквы шипящего.)

- Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

- Назовите условия выбора орфограмм.

- На основе графических обозначений сформулируйте правила.


3. - Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

- С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

.

- Работа с заданием по орфоэпии из теста: укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено правильно . ( 3 слайд ).


Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.








Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.


III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).



Проблемная ситуация.

Ученики проводят наблюдения по материалу из упр. 84 и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы - наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву - О или Ё - нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










IV. Открытие нового знания.

1. На слайде№5 с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 85), используются вопросы и задания перед упр85.

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 86 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов.


Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.





Познавательные УУД

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).


V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.


1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

Упр. 87 ( устно ) - развивается умение объяснять условия выбора орфограммы - буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.

Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.

Упр. 88 - развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, Можно провести как предупредительный диктант.

Упр.86( дополнительно, если позволит время ) - развивается «обратное» умение - подбирать и писать слова с орфограммой -буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

Упр. 89- развивается лексическое умение - соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения - писать слова с орфограммой - буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.

Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот - сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

а) Задание на разграничение ом. (можно использовать материал предметного диска - «Запомни и различай» к §6).

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

- Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

- Сравните их написание. Что необычного заметили?

- Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)


П. - Как называются такие слова? (Омофоны - имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

- Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).

- Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 89?

- Какую букву после буквы шипящего вы напишете?

Б Работа в паре упр. 90с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.


2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой - буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

- Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

- Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой - буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

- Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 85-89? (Выбор написания - О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

- Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

- Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр.84), а также слова под рубрикой «Запомни».

- Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение - знак ударения в словах.

- Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё - это написание после букв шипящих в корне слова.)
































Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.







3. Производить анализ, синтез, сравнение.


VI. Итог урока.

Рефлексия.


- Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)

- Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

1) шёлк, шов (искл.);

2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);

3) шоссе, жонглёр.



VII. Домашнее задание.



1. Составить схемы правил §6, выучить слова­исключения.

2. Упр. 91 .

Познавательные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.

© ООО «Баласс», 2012 11


© 2010-2022