Технологическая карта урока по чтению и развитию речи К. Симонов Сын артиллериста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Тема урока: К.М.Симонов «Сын артиллериста».

Подвиг лейтенанта Петрова (заключительный урок).

Учебник: Чтение. 7 коррекционный класс.

Учитель: Новоселова Е.Е.

Дата:

Цель: обучающиеся получат возможность частично анализировать текст; научатся отвечать на поставленные вопросы;

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Планируемые результаты:

Предметные: развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение, с сопровождающей помощью учителя, с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Межпредметные связи: музыка, история.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Коррекционная работа

1.Психолого-педагогический настрой



II. Артикуляционная гимнастика с элементами проверки домашнего задания.

Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов.

Учащиеся оценивают свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

самоконтроль готовности

Выработка внутреннего плана действий

Кто мы на уроке? Для того чтобы хорошо читать, что мы должны сделать?

Отвечают на поставленные вопросы. (читатели; подготовить артикуляционный аппарат)

Коммуникативные:

работа в группе

Познавательные:



Познавательные:

Извлекать информацию из источников, представленных в разной форме (в форме чистоговорки)

Коррекция мелодики и просодики через работу с чистоговоркой

Включает презентацию с чистоговоркой.

Предлагает прочитать её с разной интонацией:

Деев кавалерию

Пустил в карьер.

Учит кавалерию

Смело брать барьер.

В чистоговорке встретилась фамилия Деев? Кто такой Деев? (Фамилия встречается в стихотворении К.Симонова «Сын артиллериста». Это офицер, майор).

Кто главный герой поэмы?

О событиях какого времени идет речь?


Что несет война миру?

Записывает существительные, которые предлагают дети на интерактивной доске

Работают с чистоговоркой


Отвечают на поставленный вопрос

(Фамилия встречается в стихотворении К.Симонова «Сын артиллериста». Это офицер, майор).

Лейтенант Петров

Отвечают на поставленный вопрос

(о военных событиях)

Интерактивная доска

Предлагают существительные

(страх, боль, потери, мужество, стойкость и др)

коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку ответов на поставленные вопросы;

















Основная часть




II. Мотивирующее введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.



Ш.Основная часть



1.Постановка проблемного вопроса

2. Анализ полученной информации.

1.А что означает слово «потеря»?

2.Кто погиб в поэме?

3.Из перечисленных слов-качеств, выберите те, которые помогают на войне

4.К какой дате приближаемся?

5. С кем мы воевали?

6.Мы захватывали чужие земли или освобождали свои?


Предлагает 2 эпиграфа:

У меня есть два эпиграфа. Они мне оба нравятся, но я была бы благодарна вам, если бы вы помогли мне выбрать одно из них.

Но сначала давайте разберемся в них. Прочитайте эпиграфы к уроку. Объясните смысл высказываний.

Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла

Если ладно скроен, то и один в поле воин

Откуда первое высказывание?

Кто говорит эти слова?

Кому говорит?




Попробуйте определить тему и задачи урока, исходя из этих высказываний

О чем мы будем говорить на уроке?

Что мы должны понять для себя?

В чем разобраться?





Зачем мы разбираемся в тексте? А в жизни, зачем нам эти знания, умение разбираться в тексте?




Моб. класс

Откройте свои рабочие папки на ноутбуках

Перед вами предметы: кнопка, гвоздь, лоскут, пластилин.

ОТВЕТ: напишите какой предмет или предметы лишний/лишние? Почему? (Пластилин - мягкий. По характеру и Деев и Ленька - стойкие твердые). Перо больше подходит тому, кто написал поэму

2). Кто - нибудь написал слово лоскут? Почему слово лоскут не лишнее? Как связан с героями лейтенант Лоскутов?

Откройте файл Дополнительные сведения

Перейдите по ссылке

proza.ru/avtor/miknovosylov05

Что нового узнали из статьи?


Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла, эту поговорку майор Деев сколько раз на протяжении нашего отрывка повторяет?

А с какой целью он это делает?

Итак, когда Деев её в первый раз сказал? Найдите в тексте.





В эпизоде встречи лейтенанта Петрова и майора Деева на войне?



В эпизоде отправки лейтенанта на боевое задание?

В эпизоде, когда майор Деев кричал в «оглохшее радио»?

11. Как вы думаете, почему теперь у Леньки была такая же поговорка, как у майора Деева?




Динамическая пауза/ Физминутка для глаз. Презентации к уроку.

Отвечают на поставленные вопросы 1.Потеря - гибель близких людей. Вместе с близкими уходит то, что составляло их мир

2.Отец лейтенанта Петрова.

3.Мужество, стойкость

4.70-летиюПобеды в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.

5. С Германией (немцы)

6. Освобождали свои земли, война освободительная

С сопровождающей помощью учителя, объясняют смысл высказываний, определяют тему и задачи урока, исходя из этих высказываний


Отвечают на поставленные вопросы

(из поэмы; Деев; лейтенанту Петрову)

Читают второе высказывание: находим главные слова. Если ты ладно скроен (силен, храбр, умен, любишь родину), то и один сможешь воевать.


О подвиге лейтенанта Петрова.

Задачи

Какое задание приказано выполнить лейтенанту Петрову?

Почему именно Леньке было поручено это задание?

Как выполнил приказ молодой лейтенант?

Было ли ему страшно?

Единичным ли был такой подвиг в войну, или его повторили другие солдаты?

(положите листочки перед собой время от времени будем контролировать, как мы выполняем задачи урока).

Отвечают на поставленный вопрос

1.(чтобы понять, что хочет нам сказать автор)

2.А в жизни зачем нам эти знания: умение разбираться в тексте? (чтобы понять, любого собеседника/человека)

Определяют, какие слова лишние.

Отвечают на поставленные вопросы

-Лоскутов - тот военный, лейтенант, чей подвиг описал Симонов в поэме.


Подтверждают словами учебника, Иван Лоскутов пробрался в тыл врага и трое суток корректировал огонь наших орудий.

Отвечают на вопрос



Переходят по ссылке читают, отвечают на поставленный вопрос



Отвечают на поставленный вопрос

4 раза Деев, один раз Ленька

? (предположения обучающихся)

Находят в тексте прочитывают. (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать).

В эпизоде встречи лейтенанта Петрова и майора Деева на войне? Как она звучит сейчас? (Призыв к мужеству; не поддаваться горю; быть верным традициям отца; отомстить за него).

(Деев знал его, как самого себя, так как сам его воспитывал. Объясняет, почему его отправляет на такое трудное задание)

(Больше для себя, как заклинание, вера в то, что лейтенант останется жив; смерть должна отступить)

Ленька отлично выполнил порученное задание, он совершил подвиг, мужественно и ответственно выполнил приказ своего командира, хотя ему было очень трудно и даже страшно, он мог погибнуть. Теперь он имеет право на эту поговорку.





Извлекать информацию из источников, представленных в разной форме (в форме высказываний)

Регулятивные

Высказывать предположения

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели занятия.









Познавательные

УУД

1.Извлекать информацию, представленную в виде картинок

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Строить рассуждения.

Познавательные

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

2. Анализировать, находить новое, делать выводы.








.

Коммуникативные:

-Умение выстраивать последовательность событий

-Умение полно и точно выражать свои мысли






коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку ответов на поставленные вопросы;


















Умение давать характеристику герою произведения через частичный аналимз текста; коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения.



























IV.Закрепление материала

Предлагает игру: «Вопрос-ответ»

1.Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага?

2.Какое задание приказано выполнить лейтенанту Петрову?

3.Почему именно Леньке было поручено это задание?



4.Как характеризует майора Деева то, что на такое трудное задание он послал Леньку, почти родного сына?



5.Почему майор Деев не смыкал всю ночь глаз? Что доказывало, что он сильно переживал за него? Какие качества присущи Дееву?



6.Почему майор еще раз сам рассчитал координаты?



-Скажите, страшно ли было Лёньке?

8.Какой же подвиг совершил Лёнька Петров?

9.Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя?

10.Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг?




А как вы бы поступили? Пошли бы на задание, если бы знали, что погибнете?

Предлагает заполнить таблицу

Лейтенант Петров столько испытал в последнем бою, что стал настоящим мужчиной и мужественным солдатом, похожим на своего названного и настоящего отца. Это вы сейчас и доказали, заполняя таблицу.

Мы с вами ответили почти на все вопросы, поставленные как задачи в начале урока. Остался без ответа только последний вопрос:

-Единичным ли был такой подвиг в войну, или его повторили другие солдаты? Как вы думаете?

Правильно, ребята, такие случаи были не единичными, и такое задание и геройские поступки совершали многие солдаты в Великую Отечественную войну. Об этом говорит и сам К.Симонов в заключительных строчках поэмы, которые вам прочитает ученица

Отвечают на вопросы по поэме

1.(На том участке фронта сложилась трудная обстановка)

2. Пробраться в тыл для корректировки огня

3. (Деев знал его, как самого себя, так как сам его воспитывал. И воспитывал в нем мужество отвагу, смелость, учил не пасовать перед трудностями)

4.(Во имя спасения сотен людей Деев жертвует самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

5.(твердость, решительность, смелость, сдержанность, умение держать себя в руках в любых экстремальных ситуациях, сила воли; суровая мужская нежность, верность дружбе, мудрость, дальновидность, ум, способность к подвигу, патриотизм).

Не поверил, что лейтенант вызывает огонь на себя



(Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

8.(Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

9.(Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

10(Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

Заполняют таблицу



Отвечают на вопрос


Коммуникативные:

-Умение выстраивать последовательность событий

-Умение полно и точно выражать свои мысли
















Личностные:

самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания.





Коммуникативные:

Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе.








Итоги урока. Рефлексия

В начале урока я попросила вас мне помочь выбрать пословицу или поговорку для урока.

Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла

Если ладно скроен, то и один в поле воин

В начале нашего урока вы работали с пословицей и поговоркой: Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

«Ничто нас в жизни не сможет..»

Как вы думаете, к какому герою она больше всего подходит? (К Леньке).

Правильно, и пословица и поговорка, как нельзя лучше объясняют главную мысль и суть поэмы К.Симонова «Сын артиллериста».


Домашнее задание

Оценки

Вы хорошо поработали и заслуженно можете получить отличные и хорошие отметки. (Оценить работу детей на уроке).




-

.








© 2010-2022