Внеклассное мероприятие на тему

Конспект внеклассного мероприятия для обувающихся не только 5 класса, но и допустим для 6-7 классов.Так как тема антомимов является интересным аспектом в изучении лексики, это мероприятие может быть неким дополнением к подготовке обучающихся, к усвоению знаний в игровой форме. Цель: углубить понятие об антонимах, показать их стилистическую рольв речи, учить употреблять правильно антонимы в речи как в устной, так и в письменной. Способствует развитию мышления, пополнению словарного запаса. Данное...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОКУ «Муртыгитская СОШ»





Внеклассное мероприятие

«Антонимы - зачем они?»













Выполнила:

И.Г. Жирова

учитель русского языка

и литературы









Тема: Антонимы - зачем они?

Цель: - углубить понятие об антонимах, показать их стилистическую роль

в речи, учить употреблять правильно в речи.

- развивать речь, мышление, пополнять словарный запас

- воспитывать интерес к предмету, желание работы, чувство

коллективизма.

Оборудование: листы, записи на доске, призы, плакат, таблица, карточки.

Литература: С.В.Матросов «Нестандартные уроки русского языка», Б.П.

Панов «Внеклассные работы по русскому языку 5-9 классы», С.В.

Водолазкая «Предметная неделя русского языка».

Ход занятия.


I.Организационный момент

II. Объявление темы и целей урока

III. Основная часть




1. Игра «Смотри не ошибайся».







2. Вывод.







3.Игра «Моя пара».





4. Игра «Загадки - сладки».







5. Стихотворения.







6.Загадки.





7. Игра «Будь внимателен».








8. Пословицы и поговорки.




9. «Прощальная игра».





IV. Итог.


- Здравствуйте, ребята!

-Сегодня на этом занятии мы поговорим с вами о словах, которые называются антонимами

-А кто знает, какие слова называются антонимами?

-Я вам сейчас буду называть слова, а вы по смыслу попытайтесь сами сформулировать определение:

Правда-ложь

Красивый - безобразный

Начать-кончить

Антонимы - это слова, противоположные по лексическому значению.

Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и том же тексте, а иногда в одном и том же предложении.

Для того, чтобы закрепить наши знания по данной теме, чтобы хорошо запомнить, какие слова мы называем антонимами, мы проведём соревнования.

-Ребята, давайте поиграем в интересную игру, которая называется: «Смотри не ошибайся».

Итак, я вам сейчас объясню правила этой игры, а для этого нам необходимо разбиться на три команды.

Я называю слова, у которых есть антонимы, и слова, у которых их нет. Вы, соответственно, не выкрикивая, а поднимая руку, приводите антонимы к данному слову. Если ответ дан правильно, команде засчитывается очко. Отвечают члены команд по очереди. В случае, если слово не имеет антонима, руки поднимать не следует. Если кто-либо из членов команды поднял руку, на команду налагается штраф (вычитывается одно очко). Итак, я прошу вас быть достаточно внимательными.

Слова игры:

Большой (маленький); много (мало), стакан, высокий (низкий), верблюд, пол, весёлый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, чай; конец (начало); свет (тьма), мел, я, длинный (короткий), ты, глубокий (мелкий), он, этот, левый (правый), голова, первый (последний), мы, верхний (нижний), острый (тупой); вы, железный, два, белый (чёрный), десять, мокрый (сухой), кто, сладкий (горький); сто, трамвай, скупой (щедрый), троллейбус, Игорь, храбрый (трусливый), Волга, умный (глупый), чистый (грязный), он, золотой, рука, дорогой (дешёвый); гора, смеяться (плакать); радоваться (грусть), сильный (слабый), самолёт.

По результатам нашей игры, можно сделать вывод, что:

1.чаще всего антонимы имеют слова, передающие качественные характеристики предметов или действий (качественные прилагательные и качественные наречия);

2. нет антонимов у существительных, которые не содержат в себе характеристик: камень, море, железо, берег, сосна и т.п. (их нельзя противопоставить другим словам, как прямо противоположные).

3. нет антонимов у имени собственного, местоимения и числительных.

4. из числа прилагательных, обозначающих цвета, антонимы имеют только пара слов (чёрный - белый). Остальные слова данного типа антонимических пар не образуют.

5. не имеют антонимов прилагательные, образованные от названий металлов (например: железный, золотой).

Однако, когда эти прилагательные употребляются в переносном значении, у них появляются антонимы (ср. железная кровать - прямое значение, но железная воля переносное; золотой браслет(пр.знач.), но золотой характер (перен. знач.).

-Следующая игра ;Моя пара».

Вам нужно найти пару каждому слову первого, столбика используя слова второго столбика.

1. беда 1. удача

2.белый 2. чёрный

3. больше 3. меньше

4. вверх 4. вниз

5. война 5. мир

6. да 6. нет

7. истина 7. ложь

8. лучше 8. хуже

9. мало 9. много

10. радость 10. горе

11. свет 11. тьма

12. тишина 12. шум.

- Следующая игра загадки - сладки, а вы попробуйте по смыслу закончить предложение.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …

(прохлада)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна

Называюсь …

( тишина)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

(зима)

Я - антоним к слову смех.

Не от радости, утех.

Я бываю поневоле,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

(плач)

-Следующая игра очень интересная. Вам следует немного задуматься. Я буду читать стишки, а вы. Поднимая руку, отвечайте, какие в стихотворении присутствовали антонимы.

Под крымское солнце

На Чёрное море

Ребята приехали

С Белого моря,

Приехали белые

С Белого моря,

Уехали чёрные

С Чёрного моря

Вьётся синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

-Мелка!

-Глубока! - я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну а мне - по шею.

-Ребята, давайте попробуем отгадать загадку, кто её отгадает, получит приз.

Бывает он в холод,

Бывает и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять…

(Ветер)

-Я вам предлагаю игру, еде необходимо найти пару антонимам за определённое время. Кто больше пар найдет и озвучит их, тот получит приз.

Т

С

П

О

М

И

Р

У

К

Д

А

Б

Р

Л

Р

Л

Е

В

Ы

Й

П

Л

О

Е

У

А

А

Г

Л

У

Б

О

К

И

Й

Л

С

Д

В

М

К

Д

А

М

О

Н

В

Ы

Л

К

Ы

О

И

А

Ч

Ё

Р

Н

Ы

Й

И

И

Й

К

Й

С

У

Х

О

Й

Т

Г

В

Й

Д

Р

Д

К

В

В

Т

В

Р

О

Ы

Б

Е

Ы

О

У

О

В

К

Н

У

Р

Й

Е

Ш

Й

Р

П

Й

Е

И

И

Д

Ь

Н

З

Ё

Д

О

О

Н

Р

Й

З

Г

К

Е

Д

В

Р

Г

Й

А

Х

Н

Е

Т

И

Д

Е

Ы

У

О

К

Ш

Е

Д

Р

Ы

Й

Р

Л

Й

Г

Й

Х

Р

А

Б

Р

Ы

Й

У

Ь

Г

О

Р

Е

С

В

Е

Т

О

М

Г

Е

Р

А

Д

О

С

Т

Ь

М

А

Г

-Молодцы, ребята!

А вы знаете, что антонимы так же широко используются и в пословицах. Например:

-Правой рукой строит, а левой разрушает.

-Ученье свет, неученее - тьма.

-Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

-Корень ученья горек, а плод сладок.

-Сытый голодного не разумеет.

-Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.

-А теперь вы, ребята, подберите несколько пословиц, где будут употреблены слова противоположные по лексическому значению.

-Молодцы, ребята!

-я вам предлагаю задание, которое заключается в том, чтобы вы продолжили фразу, т.е. закончили пословицу так, как вы считаете нужным.

-За морем веселье, да чужое, а у нас ...

-Родная сторона - мать, …

-Не замесишь густо, как в амбаре…

-Разума много, а денег …

-Умный плачет, а …

-Голова старая, да душа …

-Следующая игра называется «Прощальная игра». Суть этой игры в том, чтобы вы помогли мне закончить начатые фразы, используя антонимичные слова.

И вот пришёл черёд,

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь низко.

Скажу я слово - «далеко»,

А ты ответишь …

Скажу я слово - добро,

А ты ответишь …

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: «Нашёл!»

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты - …

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай - …

-На этом наше занятие подошло к концу!

-Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Какие слова называются антонимами?

-Что придают антонимы нашей речи?

-Спасибо, ребята! Вы были все молодцы. На этом наше занятие окончено. До свидания!



© 2010-2022