Конспект урока по теме Стили речи (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспекта урока русского языка

Тема: Урок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.

Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть официально-деловой стиль речи;

Задачи:

образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;

развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-заполнение таблицы

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Термины и понятия: официально-деловой стиль

Оборудование: раздаточные карточки



Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Организационный момент.

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем друзьям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Мотивация к началу урока.

Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

Сформулируйте теперь тему урока.

Запишите в тетради дату, тему.

Познавательные УУД:

Научатся - обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Научатся - формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Словарная работа.

Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?

Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.

Что вы узнали об истории этого слова?

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Что можете рассказать о лексическом значении слова?


В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления…

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

2. Постановка учебной задачи

- В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Научный

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Официально-деловой

Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе



Общение граждан с учреждениями

Слова в прямом значений

  1. Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Определите стиль речи (разговорный стиль).

Где употребляется данный стиль?

С какой целью употребляется данный стиль речи?

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…

Заполняют таблицу. Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

В основном разговорный стиль - это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.

Пришло письмишко мне.

Гляжу - из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», -

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется - надо полечить:

заставить правила учить

Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.

Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь


  1. Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём - прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Заполняют таблицу

Запишите предложение.

Стиль - это сложившаяся система речевых средств.

- Может ли это предложение использоваться в научном тексте?

(в учебнике по русскому языку)

- Назовите слова, которые относятся к научным терминам.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

Официально - деловой стиль.

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их.

-Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.

Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?

Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.

Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)

Объявление

25 ноября в 14.00 на площади возле школы состоится собрание участников спортивной олимпиады.

Явка обязательна!

15 ноября 2015 год Учитель физкультуры

2.Физкультминутка

ΙΙΙ. Применение знаний

Эксперимент!


  1. Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

- Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

- Да? А где?

- Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

- Не знаю, а во сколько?

- Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

2 Сказка о курочке Рябе - реклама. ( пишут все)

Внимание! Только на этой неделе! Каждому деду с бабкой по яйцу! Да не золотому, а простому, чтобы жить-поживать да курочку Рябу беречь.

Проверка

ΙV. Домашнее задание

Подобрать небольшие тексты разных стилей, оформить на альбомном листе.

V. Итоги урока.


Рефлексия

Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку:

- Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

- Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: Новый стиль - официально-деловой, его характерные признаки.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.

Предлагаю вам оценить свою работу.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

















Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль






Научный






Официально-деловой






Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль






Научный






Официально-деловой






Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)


2. Заполнение таблицы «Стили речи»


3.Творческая работа


Итого:




Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)


2. Заполнение таблицы «Стили речи»


3.Творческая работа


Итого:








Двадцать четвёртое ноября

Классная работа

_____________________________________________

  1. Разбор словосочетаний

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль






Научный






Официально-деловой






Орфографическая работа

________________________________________________________________

  1. Синтаксический разбор предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Творческая работа

Объявление

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022